О жизни святого… адмирала Феодора Ушакова
Примером ревностного служения Отечеству, воинской доблести и благочестия служит для русских людей жизнь адмирала Феодора Ушакова, прославленного Православной Церковью в лике святых.
Святой праведный Феодор Ушаков родился 13 февраля 1745 года в селе Бурнаково Романовского уезда Ярославской губернии. Происходил из небогатого древнего дворянского рода. Родители его, Феодор Игнатьевич и Параскева Никитична, были людьми благочестивыми и глубоко верующими; главным условием воспитания детей они считали развитие в них религиозных чувств и высокой нравственности.
В храме Богоявления-на-острову, в трех верстах от Бурнаково, Феодора крестили, здесь же в школе для дворянских детей он обучался грамоте и счету. В феврале 1761 года шестнадцатилетний Феодор Ушаков был зачислен в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге, где прилежно постигал науки, проявляя особую склонность к арифметике, навигации и истории. Через пять лет учеба была завершена – молодой мичман принял присягу и получил назначение на флот Балтийского моря. Первые годы его службы прошли в интенсивной учебе под руководством опытных моряков. Благодаря усердию, пытливости ума, ревностному отношению к делу и высоким душевным качествам мичман Ушаков успешно прошел эту первую школу морской практики и был переведен на юг, в Азовскую флотилию.
1775 год стал годом создания на Черном море регулярного линейного русского флота. За три года в 30 верстах от устья Днепра были выстроены адмиралтейство, порт и город Херсон. В августе 1783 года сюда прибыл капитан второго ранга Феодор Ушаков, а когда Крым был окончательно присоединен к России (в конце того же года), Екатерина II издала указ об устройстве на южных рубежах новых укреплений, в том числе большой крепости – Севастополь – с адмиралтейством, верфью для кораблей, портом и поселением. В августе 1785 года в Севастопольскую бухту вошел 66-пушечный линейный корабль «Святой Павел» с капитаном первого ранга Феодором Ушаковым на борту.
Через два года - 11 августа 1787 года - Турция объявила России войну. Для ведения боевых действий были развернуты две русские армии, в задачу которых на первых порах входила охрана российской границы. И только Севастопольскому флоту были даны более широкие полномочия. Вскоре произошла первая генеральная баталия.
Турецкий флот насчитывал 17 линейных кораблей и 8 фрегатов; в русской же эскадре, авангардом которой командовал капитан бригадирского ранга Феодор Ушаков, было всего два линейных корабля и 10 фрегатов. И все же малочисленный русский флот впервые в открытом бою одержал победу над превосходящими силами противника. Этому в большой степени способствовали личная храбрость, искусное владение тактикой и выдающиеся качества капитана Ушакова, принявшего на себя руководство боем. Несомненное упование на помощь Божью и, как следствие неустрашимость перед неприятелем – вот что было решающим в его флотоводческом таланте.
За первый год русско-турецкой войны молодой Черноморский флот одержал решительную победу, приведя Оттоманскую Порту «в чрезвычайный страх и ужас». 45-летний Феодор Ушаков, получив чин контр-адмирала, в начале 1790 года был назначен командующим Черноморским флотом. Князь Потемкин-Таврический, командующий Екатеринославской армией, писал императрице: «Благодаря Бога, и флот и флотилия наши сильней уже турецких. Есть во флоте Севастопольском контр-адмирал Ушаков. Отлично знающ, предприимчив охотник к службе. Он мой будет помощник».
Через полгода недалеко от Керченского пролива произошло очередное сражение, в котором эскадра Ушакова вновь одержала блистательную победу над вдвое превосходящими силами турок. Потемкин докладывал императрице: «…бой был жесток и для нас славен тем паче, что… контр-адмирал Ушаков атаковал неприятеля вдвое себя сильнее… разбил сильно и гнал до самой ночи… Контр-адмирал Ушаков отличных достоинств. Я уверен, что из него выйдет великий морской предводитель…»
Турки жаждали реванша – к утру 28 августа турецкий флот стоял на якоре между Гаджибеем (впоследствии Одесса) и островом Тендра. Сюда же со стороны Севастополя вышла русская эскадра. Завидев русские корабли, турки, не смотря на превосходство в силе, стали спешно рубить канаты и в беспорядке отходить к Дунаю. Всю мощь бортовой артиллерии Ушаков обрушил на передовую часть турецкого флота. Флагманский корабль «Рождество Христово» вел бой с тремя кораблями противника, а затем и с флагманом турецкого флота – 74-пушечной «Капуданией». И опять удача сопутствовала русским – взрыв «Капудании» стал завершающим звеном в победе при Тендре.
По возвращении в Севастополь командующим Черноморским флотом Феодором Ушаковым был отдан приказ: «Выражаю мою наипризнательнейшую благодарность и рекомендую завтрашний день для принесения Всевышнему моления за столь счастливо дарованную победу. Всем, кому возможно с судов, и священникам со всего флота быть в церкви святого Николая Чудотворца в 10 часов пополуночи, и по окончании благодарственного молебна выпалить с корабля «Рождества Христова» из 51 пушки».
Через четыре года русско-турецкая война завершилась четвертой блистательной победой контр-адмирала Ушакова у мыса Калиакрия, за которую ему был пожалован орден святого Александра Невского. Один из сильнейших по тем временам турецкий флот был полностью уничтожен, и 29 февраля 1791 года в Яссах турки подписали мирный договор. Российское государство «твердою ногою встало на завоеванных им берегах Черного моря».
Еще в начале войны Феодор Ушаков принял руководство над портом и городом Севастополем. Теперь, в мирное время, он организовал здесь ремонт боевых кораблей, строительство разных, мелких судов. По его распоряжениям и при неустанном личном участии на берегах бухт строились пристани, перестраивалась небольшая соборная церковь святителя Николая – покровителя мореплавателей. Эти и другие работы он часто оплачивал сам из своего жалования.
Теперь прославленный контр-адмирал, «который к вере своих отцов оказывал чрезвычайную приверженность» имел возможность регулярно посещать церковные службы. Сохранилось свидетельство о его жизни в Севастополе, когда он «каждый день слушал заутреню, обедню, вечерню и перед молитвами никогда не занимался рассматриванием дел военно-судных…»
В начале 1793 года контр-адмирала Ушакова призвали в Петербург – Екатерина II пожелала видеть героя, стяжавшего огромную славу Отечеству, и «встретила в нем человека прямодушного, скромного, малознакомого с требованиями светской жизни». За заслуги перед престолом и Отечеством императрица поднесла ему в дар золотой складень-крест с мощами святых угодников и пожаловала чин вице-адмирала.
Через три года на Российский престол вступил император Павел I.
В то время революционная Франция «обратилась к завоеванию и порабощению соседних держав». Вице-адмирал Ушаков получил приказ привести в боевую готовность Черноморский флот, а в начале августа 1798 года – высочайшее повеление «тотчас следовать и содействовать с турецким флотом противу зловредных намерений Франции».
Взяв курс на Константинополь, российская эскадра скоро приблизилась к Босфору. Командующим объединенными силами был назначен вице-адмирал Ушаков.
Так началась его знаменитая Средиземноморская кампания, в которой он показал себя не только как великий флотоводец, но и как мудрый государственный деятель, милосердный христианин и благодетель освобожденных им народов.
Первой задачей было взятие Ионических островов, расположенных вдоль юго-западного побережья Греции, главный из которых – Корфу, имея и без того мощнейшие в Европе бастионы, был еще значительно укреплен французами и считался неприступным. Командующий поступил премудро: он обратился с письменным воззванием к жителям островов – православным грекам, призывая их содействовать в «низвержении несносного ига» захватчиков-французов. Ответом была повсеместная вооруженная помощь помощь населения. Как ни сопротивлялись французы, но десант решительными действиями освободил острова Цериго, Занте и Кефалонию…
10 ноября 1798 года Феодор Ушаков писал в донесении: «Благодарение Всевышнему Богу, мыс соединенными эскадрами, кроме Корфу, все прочие острова т рук зловредных французов освободили». 18 февраля 1799 года в семь часов по полуночи начался штурм Корфу, а на следующий день крепость пала. Это был день великого торжества его военного таланта и твердой воли, поддержанных храбростью и искусством его подчиненных, их доверием к своему победоносному предводителю и его уверенностью в их непоколебимом мужестве.
Главнокомандующий сошел на берег, «торжественно встреченный народом, не знавшим границ своей радости и восторга, и отправился в церковь для принесения Господу Богу благодарственного молебствия... А 27 марта, в первый день Святой Пасхи, адмирал назначил большое торжество, пригласивши духовенство сделать вынос мощей угодника Божия Спиридона Тримифунтского. Народ собрался со всех деревень и с ближних островов…»
За победу при Корфу император Павел I произвел Феодора Ушакова в адмиралы. Это была последняя награда, полученная им от своих государей.
Как полномочный представитель России, адмирал Ушаков создал на Ионических островах такую форму правления, которая обеспечила всему народу мир, тину спокойствие. Так образовалась республика семи соединенных островов – первое греческое национальное государство нового времени.
В то же время в северной Италии русские под предводительством славного Суворова громили «непобедимую» армию французов. Суворов просил адмирала Ушакова с юга оказать ему всемерную поддержку. И два великих сына России, находясь в теснейшем взаимодействии, били французских республиканцев на суше и на море. Русские моряки и десантники взяли город Барии, где отслужили благодарственный молебен у мощей Святителя Николая Чудотворца, затем Неаполь и 30 сентября 1799 года вошли в Рим.
Неополитанский минимст Мишуру восторженно писал адмиралу Ушакову: «За 20 дней небольшой русский отряд возвратил моему государству две трети королевства. Конечно, не было другого примера подобного события: одни лишь русские войска могли совершить такое чудо. Какая храбрость! Какая дисциплина! Какие кроткие, любезные нравы! Здесь боготворят их, и память о русских останется в нашем отечестве на вечные времена».
Н очереди была Мальта, но на исходе 1799 года адмирал Феодор Ушаков получил приказ императора Павла I о возвращении вверенной ему эскадры в Севастополь…
Жители Республики семи соединенных островов прощались с адмиралом Ушаковым и его моряками, не скрывая слез. Сенат острова Корфу назвал его «освободителем и отцом своим». На золотом, осыпанном алмазами мече , поднесенным ему на прощание, было написано: «Остров Корфу – адмиралу Ушакову». Столь е памятные и дорогие награды были и от других островов…
6 октября 1800 года эскадра адмирала Феодора Ушакова вошла в Севастопольскую бухту.
В ночь на 11 марта 1801 года император Павел I был убит заговорщиками, на российский престол взошел его сын Александр I. Политика России резко поменялась. И вскоре адмирал Феодор Ушаков был переведен в Санкт-Петербург – при дворе возобладало мнение о ненужности большого флота для «сухопутной» России.
В 1804 году Феодор Феодорович составил подробнейшую записку о своем служении Российскому флоту, в которой как бы подытоживал свою деятельность: «Благодарение Богу, при всех означенных боях с неприятелем и во всю бытность оного флота под моим начальством на море, сохранением Высочайшей Благости ни одно судно из оного не потеряно и пленным ни один человек из наших служителей неприятелю не достался».
Продолжая нести службу в должности главного командира Балтийского гребного флота и начальника Петербургских флотских команд и председателя квалификационной комиссии «по производству в классные чины шкиперов, подшкиперов, унтер-офицеров и клерков Балтийских и Черноморских портов», образованной при Морском кадетском корпусе, Феодор Ушаков и эти обязанности исполнял с ревностью и усердием, как это ему вообще было свойственно в любом деле. Кроме того, адмирал не забывал заботиться и о ближних: в его дом в Петербурге приходили за помощью многие. Одних он снабжал деньгами, одеждой, за других, особо нуждающихся, хлопотал перед именитыми сановниками; взял он на себя и заботу об осиротевших племянниках.
С болью Феодор Феодорович следил за происходящим в Европе: близился к завершению один из этапов франко-русской войны, готовился мир в Тильзите. Император Александр I вскоре сделается союзником Наполеона Бонапарта, а Ионические острова будут переданы «зловредным французам»…
19 декабря 1806 года легендарный адмирал подал императору прошение об отставке: «Душевные чувства и скорбь моя, истощившие крепость сил, здоровья, Богу известны - да будет воля Его святая. Все случившееся со мною приемлю с глубочайшим благоговением…» Эти слова, венчающие ратный подвиг, славное и многотрудное служение родному Отечеству, свидетельствуют, что непобедимый воин был исполнен смирения и покорности воле Божией – это были чувства истинно христианские.
Отойдя от служебных дел, Феодор Ушаков сначала жил в Санкт-Петербурге, а в 1810 году переехал в деревню Алексеевка Темниковского уезда вблизи Санаксарского Рождество-Богородичного монастыря, где когда-то подвизался его родной брат – преподобный Феодор. Монах и моряк – оба они были воинами Христовыми, оба делали одно дело: ревностно служили Господу на том поприще, на которое Он призвал каждого.
По свидетельству тогдашнего настоятеля монастыря иеромонаха Нафанаила, «адмирал Ушаков, сосед и знаменитый благотворитель Санаксарской обители… вел жизнь уединенную…по воскресным и праздничным дням приезжал для богомолья в монастырь к службам… В Великий пост живал в монастыре в келии… по целой седмице и всякую продолжительную службу с братией выстаивал… По временам жертвовал… обители значительные благотворения; так же бедным и нищим творил всегдашние милостивые подаяния и вспоможения».
Началась Отечественная война 1812 года. На борьбу с французами поднялся весь народ - в Тамбовской губернии, как и везде, формировалось ополчение, начальником которого избрали Феодора Феодоровича Ушакова. Поблагодарив за оказанное доверие, адмирал отказался от этой чести по слабости здоровья. Вместе с тем на свои средства он устроил госпиталь для раненых, внес две тысячи рублей на формирование 1-го Тамбовского пехотного полка. Все, что имел, отдавал он «на вспоможение ближним, страждующим от разорения злобствующего врага…»
Остаток своих дней адмирал провел «крайне воздержанно и окончил жизнь свою, как следует истинному христианину и верному сыну Святой Церкви 1817 года октября 2-го дня погребен по желанию его в монастыре подле сродника его из дворян, первоначальника обители сия иеромонаха Феодора по фамилии Ушакова же».
После праведной кончины Феодора Феодоровича прошло почти два столетия. Его подвижническая и высокодуховная жизнь не были забыты в родном Отечестве. В годы Великой Отечественной войны его имя наряду с именами святых благоверный князей-воинов Александра Невского и Димитрия Донского вдохновляло защитников Родины. Высшей наградой для воинов-моряков стал орден адмирала Ушакова. Его именем названы бухта в Анадырском заливе Берингова моря и мыс на северном побережье Охотского моря, крейсер Военно-морского флота.
В декабре 2000 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил прославить адмирала Российского флота Феодора Ушакова в Соборе местночтимых святых Саранской епархии.
(«Наука побеждать», М.: Данииловский благовестник.2008, с.204-217)