Пословица говорит, что привычка есть вторая натура. И это глубокая истина.
Человека можно соответствующим воспитанием и развитием добрых привычек сделать порядочным – честным, трудолюбивым, аккуратным, воздержанным.
Наоборот, даже в доброй натуре могут развиваться скверные и трудноискоренимые привычки, например: поздно вставать с постели, не уметь обслуживать самого себя, быть недисциплинированным, неряшливым и т.п.
Значение развития привычек чаще всего недооценивают при воспитании, а их значение в жизни чрезвычайно велико.
О возникновении и значении привычек так пишет один пастырь: «Привычка создает святых, но привычка же создает и осужденных на вечную муку».
Закон привычки – это закон духовной инерции. (Последняя определяется как «неспособность тел изменять самопроизвольно свое состояние покоя или движения.) Поэтому прочная привычка – это большая сила, которая легко преодолевает препятствия, но которую вместе с тем не так просто в себе выработать.
При наличии прочных, давно установившихся привычек соответствующе им действия совершаются человеком очень легко, полуавтоматически – почти без затраты волевых усилий. Поэтому хорошая привычка – это скопленный духовный капитал, процентами с которого можно жить всю жизнь. И наоборот, скверная привычка – это яд в крови, который постоянно отравляет человеческую жизнь.
Старец Силуан (Афонский) так пишет об этом:
«Жизнь свою я провел в добре и в грехах и узнал за шестьдесят лет, какую силу имеет привычка. И душа и ум могут приобрести привычку. К чему привыкнет человек, то так и делает.
Если привыкнет к греху, то так и будет постоянно тянуть ко греху, и бесы в том помогают, а если привыкнет к добру, то Бог ему в том содействует Своею благодатию.
Так, если привыкнешь постоянно молиться, любить ближнего и плакать в молитве за весь мир, то так и будет влечься душа к молитве, слезам и любви.
Если привыкнешь давать милостыню, быть послушным, откровенным на исповеди своему духовному отцу, то так и будешь всегда делать, и в этом найдешь ты покой в Боге».
Капитал добрых привычек может иметься как у отдельных личностей, так и у целых наций. Так, у англичан и у немцев имеются передаваемые по наследству привычки точности и аккуратности во всех житейских делах и работе. У восточных народов – обычай гостеприимства и т.п.
У русских хотя и много доброго в душе, но, к сожалению, ряд плохих привычек был заимствован у татар (как, например, скверная ругань).
Как скопить себе духовный капитал добрых привычек? Нормально это должно быть дано воспитанием с детства. В этом одна из обязанностей родителей, воспитателей, учителей.
Но если это не было достигнуто в каких-либо отношениях в детстве, если человек имеет нужду перевоспитывать себя в зрелом возрасте, то это требует большого внимания и упорного и систематического труда.
Эта задача обычно бывает очень трудна. Недаром древние греки говорили, что «самая большая победа – это победа над самим собой». Для христианина она вполне возможна.
Как и во всяком деле, работу над собой по развитию добрых привычек христианин должен начинать с усиленной о том молитвы, которая должна не ослабевать до тех пор, пока просимые привычки не будут прочно внедрены. И соответствующие прошения и молитвы о том должны быть добавлены ко всем нашим молитвенным прошениям.
Вместе с тем должны быть определены все те наши привычки, которые должны быть искоренены, и намечены те, которые должны быть развиты. Сделать это самим будет трудно, так как мы обычно бываем слепы на наши привычные недостатки.
Здесь следует прибегнуть к совету духовных руководителей, не пренебрегая вместе с тем мнениями по этому вопросу и наших близких. Последние и без вопросов о том часто обличают и укоряют нас, только мы не всегда обращаем на их указания должное внимание.
Затем большую пользу может нам оказать изучение характеров и образа жизни тех подвижников благочестия, которые по образу жизни и положению в обществе нам близки. Так мы можем найти не только описание необходимых человеку положительных привычек, но и указание, как их приобрести, как встать на тот путь, который проводил великих людей к их достижениям.
В жизнеописании одного из великих писателей имеется рассказ о том, как достиг он привычки рано вставать по утрам. Чтобы добиться этого, он обещал своему слуге награду за каждое утро, когда тому удавалось поднять его рано. В первый день ему не удалось поднять рано писателя.
«Друг мой, - сказал тогда последний слуге, - и ты потерял награду, и я рабочее утро; будь настойчивым и не обращай внимания утром ни на мои просьбы, ни на угрозы». После этого слуга по утрам стал неумолимым, не оставляя писателя до тех пор, пока тот не вставал. «Этому слуге, - говорил про себя писатель, - я обязан многими томами своих сочинений».
Но как ни хороши могут быть найденные из опыта других методика и приемы по развитию в себе добрых привычек, не в них главное условие успеха. «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его», - говорит псалмопевец (Пс.126, 1).
Здесь, повторяем, залог успеха в помощи Божией, достигаемой усиленной молитвой. Эта помощь Божия скажется в создании тех условий жизни, при которых будут легко искореняться плохие и прочно насаждаться хорошие привычки.
В основном это будет создание для христианина такой жизненной обстановки, которая будет развивать его волю, приучая к преодолению всевозможных трудностей. Тем, кто просит о развитии в них добрых привычек, не будут посланы легкие пути. Сталь тверда лишь после закалки.
Так должна быть закалена в лишениях и суровых условиях и душа христианина. Ему не полезно богатство. Усиленный труд разовьет в нем трудолюбие и отвращение к безделью праздности. Умеренность в пищи поможет развитию воздержания. Низкое положение в обществе будет способствовать привычке скромно держаться и т.д. Недаром в древности славилось суровое спартанское воспитание и общеизвестен вред баловства при воспитании детей у зажиточных родителей.
Итак, испытаниями, лишением, скудостью Господь Сам помогает нам в развитии в нас добрых склонностей и привычек.
Очевидно, что вместе с другими лишениями и пост служит к закалке нашего духа и развитию добрых склонностей и привычек. И это одна из сторон благодетельного влияния поста на дух христианина.
Вместе с тем надо помнить, что изменения в росте духовного организма происходят постепенно и медленно, как и рост и изменения всякого организма из растительного и животного мира.
Господь Сам говорит об этой постепенности, когда сравнивает рост Царства Небесного в душе человека с медленным и постепенным ростом растения (Мк. 4, 26-32).
Как пишет преподобный Исаак Сириянин: «Если привычка потребует чего однажды и требование ее не будет исполнено, то в другой раз найдешь ее слабою. Если же однажды исполнишь ее волю, то во второй раз найдешь, что нападает она на тебя уже с гораздо большею силою».
Итак, в развитии своих добры привычек нельзя рассчитывать на внезапность перемены, но лишь на достижение результатов после постоянных усилий при постепенности в отношении трудности поставленных перед собою задач.
Следует сказать, что закон привычки имеет силу и приложение преимущественно к человеку в период очищения его сердца. Созревший духовно человек обладает настолько сильной волей, что легко совершает все – включительно до великих подвигов, вне зависимости от наличия привычек. Апостол Павел говорит: «Все могу о укрепляющем мня Иисусе Христе» (Флп. 4, 13).
Однако на всех ступенях духовной жизни наличие добрых привычек сильно облегчает жизнь в добродетели.
Цепь добрых привычек – это ограда нашего духа, стены крепости, которые должны быть нерушимы во всех местах.
Прорыв в одном месте, одна брешь в стене уже предадут город неприятелю. Так и одна дурная привычка (праздности, осуждения, невоздержания, небрежности и т. д.) лишает христианина духовной устроенности – сопребывания в нем Духа Святого Божия.
Какие из добрых привычек прежде всего нужно развивать в себе христианину?
Ответ на этот вопрос будет даваться далее. Однако наиболее важные привычки следует подчеркнуть особо.
Так, в отношении молитвы нам следует:
1) привыкнуть выполнять молитву тщательно, неторопливо, с наивысшим вниманием, что будет способствовать к пробуждению тех чувств, которые соответствуют словам молитвы;
2) приучить себя к по возможности к частой – в течении всего дня – молитве;
3) молитву, особенно утреннюю почитать особо важным делом дня;
В отношении к ближним следует приучить себя:
1) к тщательному сбережению своего мирного состояния духа, имея отвращение к спорам, раздражению, ссорам, упрекам, укорам и т.п.;
2) к предпочтению, когда это возможно, воли ближнего, а не своей (в житейских делах);
3) по возможности к исполнению всех просьб ближних, не противоречащих совести или интересам других, ставя себе целью «успокоение» духа ближних;
4) единодушных посетителей принимать, как посланных от Бога, оказывая им гостеприимство, радушие и всякую помощь.
В отношении слова нужно приучит себя:
1) к скудности слов, не говоря ничего лишнего и ненужного («праздного»);
2) иметь отвращение ко лжи и осуждению других;
3) в основе всех слов иметь любовь к ближним и поддержание в них бодрости духа;
4) к частому произношению слов: «прости», «благодарю», «пожалуйста»;
Во всех делах приучить себя:
1) к проверке себя перед всяким делом – можно ли на него получить благословение Господа, поручается ли оно мне сейчас? И не есть ли это дело – та излишняя «заботливость» житейская, избегать которой велел Господь? (Лк. 21, 34);
2) к неторопливому, тщательному и своевременному выполнению своих дел;
3) не быть в праздности;
4) приучить себя к возможно более раннему подъему с постели, сразу вставая с нее.
В отношении пищи надо приучить себя:
1) принимать пищу только в определенное время;
2) есть и пить мерою, не дозволяя себе пресыщения;
3) принимать пищу с молитвой и с благословением, как Божий дар.
В области мыслей надо приучить себя не дозволять себе мыслей маловерия, неприязни, осуждения и боязливости.
(Николай Пестов, «Свет совершенной радости», стр. 309- 316).