Для того, чтобы управлять особым капиталом – землей, регулировать земельные отношения и выстраивать земельную политику нужно по-государственному, последовательно и системно. Об этом заявил федеральный координатор партпроекта «Российское село», депутат Государственной Думы РФ Владимир Плотников на Всероссийской научно-практической конференции по актуальным проблемам земельных отношений в Москве.
В докладах и выступлениях участников конференции было отмечено, что земли сельскохозяйственного назначения представляют собой основное средство сельскохозяйственного производства, являются ключевым фактором обеспечения продовольственной безопасности, поступательного роста и развития экономики, сферой существования и средством повышения качества жизни значительной части населения страны.
За последние годы земельное законодательство претерпело немало существенных изменений, которые, в частности, затронули вопросы предоставления земельных участков для осуществления деятельности крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, изъятия земельных участков, неиспользуемых или используемых недобросовестными собственниками с нарушением земельного законодательства.
Несмотря на широту нормативного регулирования, эффективное использование земли при осуществлении сельскохозяйственной деятельности затрудняется ввиду многочисленных земельных проблем, многие из которых не находят своего разрешения на протяжении многих лет и остаются острыми на сегодняшний день. Значительная часть земельных ресурсов используется с низкой отдачей, а сложившиеся земельные отношения по ряду позиций стали барьером на пути устойчивого роста и повышения благосостояния граждан, муниципальных образований, регионов и страны в целом.
Кроме того, в стране развиваются процессы сверхконцентрации земли, скупка земельных участков лицами, не связанными с развитием агробизнеса, вводятся новые административные барьеры, в том числе и в сфере землепользования, которые ставят под угрозу, в первую очередь, деятельность КФХ и других малых форм хозяйствования. Это подтверждают данные Всероссийской сельскохозяйственной переписи, проведенной в 2016 году. За последние 5 лет число фермеров сократилось на 98 тысяч хозяйств, которые в большей части ушли в личное подворье.
Ненадлежащее состояние кадастра объектов недвижимости не обеспечивает реализацию таких важнейших функций как защита прав на землю, сбор земельных платежей, предоставление информации для управления экономикой.
Система управления земельными ресурсами весьма аморфна, полномочия и ответственность в этой сфере разбросаны по множеству министерств и ведомств. Разрушены такие важнейшие институты как прогнозирование и планирование использования и охраны земель, землеустройство, мониторинг. Крайне медленно развивается инфраструктура земельного рынка.
Вследствие названных и множества других проблем, не обеспечиваются интересы правообладателей земельных участков, деформируются земельные платежи, сохраняется недоступность земельных ресурсов для развития малого и среднего агробизнеса, растут стоимость кадастровых работ и затраты на регистрацию прав и сделок. В конечном итоге интересам государства, развитию сельского хозяйства и обеспечению продовольственной безопасности страны наносится колоссальный урон. Многочисленные земельные споры и судебные разбирательства порождают социальную напряженность в обществе.
Участники конференции подчеркивают, что совершенствование земельной политики и коренные изменения в сфере земельных отношений превратились в актуальную государственную задачу, без решения которой невозможно рассчитывать на то, чтобы земля стала драйвером экономического развития страны.
В частности, необходимо ускорить принятие законопроекта об использовании сельхозземель в качестве залога на кредит. Основные проблемы использования сельхозземель в виде залога заключаются в низкой ликвидности и длительном сроке обращения взыскания на такие участки. Сегодня банки не заинтересованы в том, чтобы подобные участки использовались как залог. «Поэтому необходимо ускорить принятие поправок в соответствующий федеральный закон», - уверен депутат Госдумы и координатор партпроекта.
Существует множество проблем, требующих внимания. Среди них - ситуация с высокой кадастровой стоимостью земель сельхозназначения, которые приобретаются в собственность для добросовестных пользователей.
Решить этот вопрос можно, если для сельхозтоваропроизводителей, осуществляющих деятельность более 3 лет, снизить выкупную цену земельного участка в собственность, установив скидку не более 15% от кадастровой стоимости. Также нужно максимально приблизить кадастровую стоимость земельного участка из земель сельскохозназначения к текущей рыночной стоимости, в регионах, где она значительно превышает рыночную.
Необходимо решить и вопросы передачи невостребованных земельных долей (паев) в муниципальную собственность, разрешить строительство жилья на землях сельхозназначения, разрешить ситуацию с необоснованным завышением аренды на уровне субъектов РФ, а также упростить процедуру доступа к земле в части оформления участков в собственность или сдачи в аренду.
Для этого нужно упростить процедуру передачи таких земельных долей в муниципальную собственность, ускорить принятие законопроекта о возможности строительства на участках для ведения фермерского хозяйства объектов индивидуального жилищного строительства, внести изменения в Постановление Правительства РФ об определении арендной платы при аренде государственных или муниципальных земельных участков, а также упростить и удешевить процедуру межевания, кадастровой оценки и регистрации участков.
Напомним, 6 декабря, в Москве в рамках реализации партийного проекта «Российское село» Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России совместно с Министерством сельского хозяйства РФ провела Всероссийскую научно-практическую конференцию «Актуальные проблемы земельных отношений». В целом, в мероприятии приняли участие около 400 человек, в их числе - депутаты Госдумы, руководители Минсельхоза РФ, представители региональных органов Управления АПК, кооперативных Союзов и объединений, профильных ведомств, главы фермерских хозяйств и сельхозкооперативов, ученые – аграрники.