Все мы высоко оцениваем значимость фермеров, субъектов малого предпринимательства в АПК. Понимаем их роль в производстве экологически чистой продукции, обеспечении занятости на селе и сохранении сельских территорий.
Одновременно с эти мы сетуем о снижении количества таких хозяйств, видя – устойчивый негативный тренд.
Очевидно, что для развития и численного прироста малого бизнеса нужны финансовые ресурсы. В сельском хозяйстве – это особенно важно из-за длительности производственного цикла.
В заемных средствах нуждаются все сельхозтоваропроизводители. Разница лишь в размере займов и целях, на которые они предназначены.
Давайте посмотрим, как обстоят дела в малом секторе АПК.
- По данным ВСХП 2016 года только 10,7% фермеров являются получателями кредитов
- По данным на 1 октября 2017 года - в льготном кредитовании участвует только 2,5% фермеров, а если взять за основу количество полученных кредитов, то это 1,3%.
- Выборочный мониторинг льготного кредитования членов АККОР на примере 30 регионов показал, что из 1500 заявок, дошедших до банков с пакетами документов, кредиты получили 54% (52% кр. 37% инв.). Средний размер кредита по данной выборке 6,5 млн. рулей. Участник грантовых программ поддержки начинающих фермеров, семейных животноводческих ферм, сельскохозяйственных потребительских кооперативов – здесь практически нет.
Срез же льготного кредитования по более мелким размерам займов выглядит совсем неутешительно. Речь идет о кредитах до 1 млн. рублей - их всего 55 на всю страну, а до кредитов до 500 тысяч – 8.
Малыши или не дошли до банков или не прошли банковские процедуры.
Зададимся вопросом. Может быть такая ситуация является временной – и с отладкой нового механизма кредитования все нормализуется ?
Однако, тенденции, наметившиеся на рынке предложения финансовых услуг явно не в пользу малого кредита.
1. По данным банка России с 2014 года закрыто более 10000 офисов банковских подразделений. Расстояние от сельского населенного пункта до ближайшего офиса банка неуклонно увеличивается. А с увеличением расстояния до заемщика, теряется значение любого вида залога – поскольку его просто дорого проверять.
2. Банками отменяются полномочия по самостоятельному принятию решений о выдаче кредита – процессы рассмотрения заявок значительно удлиняются.
3. Банкам удобнее работать с 1 крупным, чем с 1000 мелкими заемщиками. Маленькому хозяйству к кредитам не пробиться, тем более к льготным.
Реалии таковы – ничто не мотивирует коммерческие банки работать с мелким кредитом. И предпосылок к улучшению – нет.
В этой ситуации сельскохозяйственные кредитные кооперативы смогут взять и частично берут мелкий кредит на себя. Они самостоятельно принимают решение о предоставлении займов, находятся на близком расстоянии от заемщика.
Будучи равноправными участниками финансового рынка, СПКК накопили богатый опыт предоставления широкого перечня услуг, прошли определенную школу.
Кредитные кооперативы не конкуренты банковской системе, они дополняют ее и способны компенсировать возрастающий разрыв в доступности финансовых услуг на селе.
Кроме того, СППК, они привлекают средства местного населения в качестве сбережений и размещают их на той же территории - по принципу Райфайзена – «Средства деревни - деревне».
Однако возможности кредитных кооперативов абсолютно ограничены перечнем источников средств.
Посмотрим – где кредитный кооператив может получать ресурсы.
Если мы понимаем и принимаем СПКК как необходимые финансовые институты для мелкого займа, стратегически важно расширять их возможности и создавать условия для устойчивого роста. Это должно стать приоритетом государственной политики.
Что на наш взгляд важно. Какие меры поддержки.
1.Создание системы гарантирования сберзаймов через систему сохранения устойчивости кооператива - по аналогии с системой Райфайзен. Как результат – привлечение средств населения в СПКК+ снижение процентных ставок для заемщиков
2. Выравнивание условий банковского кредитования с Заимствованием в с кредитными кооперативами. Обеспечение доступа СППК к дешевым ресурсам:
Либо а) за счет их включения в программу льготного кредитования с субсидированием процентной ставки. Однако здесь нужно снизить требования к уставному капиталу. Кредитные кооперативы не потянут 5 млрд.
Либо б) необходимо разработать отдельную программу по субсидированию процентной ставки по займам полученным именно в СПКК.
3. Механизмы поддержки СПКК должны предусматривать укрепление кооперативных финансовых институтов СПКК - здесь прежде всего речь идет о Докапитализации Фонда развития сельской кредитной кооперации:
Либо а) на цели прямого расширения портфеля займов
Либо б) на цели создания гарантийного фонда под гарантии
которого СПКК смогут получать займы в Коммерческих банках.
4.Важнейшая задача – это смягчение требований мегарегулятора – ЦБ РФ к Сельскохозяйственной потребительской кооперации. Выделение льготной категории кооперативов, привязанной к определенному критерию. (Кол-во пайщиков, количество выданных займов или общая сумма займов которые могут работать без регулирования ЦБ).
К какой цели мы должны стремиться ?
С 1892 года в России Правительство осознало необходимость создания учреждений мелкого кредита,
К 1914 – за 22 года благодаря поддержке государства, кредитная кооперация в РОССИИ заняла первое место в мире.
В результате поддержки государства к концу 1914 года:
- Количество сельскохозяйственных кредитных кооперативов 14 500
- Количество членов КК -14 500 000
- Вклады населения в КК– 304 000 000 рублей
- Ссуды государственного банка в СКК – 125 000 000 рублей
Мы озвучили необходимость развития кредитных кооперативов в 2016 году в рамках приоритетного национального проекта в 2006 году.
Сегодня 2017 год 11 лет прошло, но развития серьезного нет ни по количеству кооперативов ни по количеству пайщиков ни по объемам предоставления займов. Зато мы смогли продвинулись в ужесточении контроля.
Потребность в малом кредитовании сильна и не удовлетворена. Если мы со всей ответственностью это осознаем, то должны выстроить серьезную систему поддержки учреждений мелкого кредита–сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов.