Вы здесь

Фальстарт растительного мяса

Перейти к полной версии/Вернуться

Растительное мясо стало одной из стремительно набирающих обороты товарных категорий в 2019 году. Новый продукт появился в меню ресторанов и на полках магазинов, а крупнейший производитель, американская компания Beyond Meat, провела успешное IPO. Однако весной 2020 года стало понятно, что потеснить привычное мясо его растительным аналогам пока не суждено: новинка стоит слишком дорого, а потребители предпочитают привычные продукты и стараются экономить.
Рост спроса на растительное мясо — один из популярных трендов в мировом АПК. Но во время пандемии коронавируса стало не до него.
Американская компания Beyond Meat, самый известный в мире производитель растительного мяса, вышел на IPO в мае 2019 года. В течение первого дня торгов на бирже NASDAQ цена акций удвоилась, а к июлю достигла пика в 235 долларов за акцию. Среди инвесторов — Билл Гейтс, Леонардо ди Каприо и Дон Томпсон, бывший глава McDonald’s.
«Интерес инвесторов к производителям растительного мяса и других продуктов растительного происхождения обусловлен экологической ситуацией и изменением взглядов, переходом потребителей на так называемое осознанное потребление, — считает Татьяна Крейтор, исполнительный директор, управление развития бизнеса по отраслям Сбербанка. — Потребителю предлагают фарш или полуфабрикаты из «мяса» на основе сои и других бобовых. Производителям удаётся достичь вкусовых качеств и текстуры фарша, аналогичных продукции животного происхождения. Эти полуфабрикаты уже сейчас можно найти в сегменте HoReCa и в крупных торговых сетях».
В производстве «мяса» Beyond Meat используется растительный протеин (горох, соя, бобы), мука, картофельный крахмал и специи, позволяющие максимально приблизить вкус растительного продукта к натуральному. Причина популярности продукта — в потенциальной опасности традиционного животноводства для климата. В животноводстве задействовано около 30% всей пригодной для проживания суши. Разведение крупного рогатого скота является сегодня источником 30% антропогенных выбросов метана. Производство растительного мяса по разным оценкам создает в 10—40 раз меньше парниковых газов. Именно экологичность стала мощным драйвером роста таких производителей, как Beyond Meat, их конкурентов Impossible Food и всей отрасли в целом.
В ноябре 2019 года продукция Beyond Meat появилась в российской сети магазинов «Азбука вкуса», стоимость упаковки из двух котлет весом 227 граммов составляет 850 рублей (более 3000 рублей за килограмм). Растительное мясо стоит в торговых сетях США в среднем на 70% дороже обычного.
Однако пандемия и кризис в мировой экономике поставили тренд на паузу. К 20 апреля 2020 года акции Beyond Meat упали до 79 долларов (чуть выше прошлогодней цены размещения), а эксперты говорят о том, что потребители переключаются на более дешёвые продукты из-за снижения покупательной способности. По информации консалтинговой компании Agrifood Strategies, во время кризиса потребители переходят с дорого мяса и мясопродуктов на более дешёвые: говядину заменяют свининой, курицей, индейкой, сырокопчёные и сыровяленые колбасы на варёные и варёно-копчёные, сосиски. Экологичное и дорогое растительное мясо в новую модель потребления не укладывается совсем.
«Россияне отдают предпочтение мясу птицы (30—32 килограмма в год на человека) и свинине (около 21-22 килограммов на человека), меньше — говядине (10—12 килограммов на человека). Потреблению мяса в России способствуют относительно невысокие цены, кулинарные традиции, климатические условия (сезонность в производстве свежих овощей и фруктов), — считает Татьяна Крейтор. — По данным социологических опросов, более 55% россиян позитивно относятся к вегетарианству, но сами вегетарианцами не являются. Убеждённых вегетарианцев в России всего 4% (в мире — 10%). Мы видим растущий спрос на растительные продукты, но говорить о массовом отказе от употребления мяса животных пока преждевременно».
Какие тренды в АПК набирают обороты, читайте в материале «СБЕР Про».