У козьего молока есть постоянная аудитория — дети, страдающие аллергией и диатезом (им этот продукт рекомендуют врачи), а также взрослые, которым коровье молоко по медицинским причинам противопоказано. Этоперспективный бизнес, который можно грамотно освоить...
Существенно расширить "электорат" игрокам рынка удается за счет потребителей, неравнодушных к "здоровым" молочным продуктам. Взять хотя бы тот факт, что козье молоко усваивается организмом в несколько раз лучше коровьего.На наших прилавках этот полезный продукт присутствует пока в весьма скромных объемах, а розничныецены на козье молоко зашкаливают. Но прочно закрепиться в этой нише пока сумели лишь считанные единицы компаний. Причины у нас практически те же, что и в соседней России.
Дело в том, что в целом потребление козьего молока в России пока крайне низкое. В Голландии, например, на человека приходится по 20 литров год, а у нас речь идет о граммах. "В России примерно 50 козьих ферм; не все они успешны, да и поголовье варьируется от 50 коз до трех тысяч", — оценивает ситуацию Игорь Гольдман, глава ассоциации "Золотая коза". Зато у фермеров свои преимущества. Молоко они делают пастеризованное, с коротким сроком годности. Но широкого охвата рынка с таким продуктом добиться очень непросто.
Спрос же на стерилизованное козье молоко, как говорят в розничных сетях, яркой тенденции к росту не имеет. "Его регулярно закупают наши профессиональные клиенты из сектора Horeca — отели, рестораны, кейтеринговые компании, которые используют этот продукт при приготовлении блюд и реже — в чистом виде, — говорят в "МЕТРО Кеш энд Керри". — Этот товар не обладает ярко выраженной сезонностью, у него есть свой покупатель, поэтому он пользуется стабильным спросом из года в год". Продажи козьего молока в "МЕТРО" — не более 2% от общего оборота молочной продукции. "Азбука вкуса", ориентированная на гурманов и продвинутых едоков, показывает лучший результат — 5–7% от общего товарооборота по молоку; в месяц сеть продает пять тысяч тонн.
Как товарная категория козье молоко в России существует автономно от рекламы. В компании "Чистая линия" признают: даже на дежурные промоакции в сетях не всегда хватает финансовых возможностей. С другой стороны, у игроков не все ладится не только с потребителями, но и с производством. То бишь с козами. Тем фермам — и крупным, и совсем небольшим, — которые стали разводить коз в начале 90–х, пришлось стартовать с нуля.
Промышленного молочного козоводства в России никогда не было. "В России всего два миллиона коз, и это полудикие животные — беспородные, метисные", — отмечает Игорь Гольдман ("Золотая коза"). 80–90% коз в нашей стране обитают на подворьях — в тандемах с бабушками. Качественного козьего "генофонда" не имеется, и козоводы, мечтающие о высоких удоях, везут животных из Европы и Новой Зеландии, где молочное козоводство цветет и пахнет. "Чистая линия", например, этой зимой переправила 130 коз из Голландии. "Они у нас просто красавицы, — говорит Гагик Эвоян. — Обошлись в тысячуевро за штуку. Сейчас им 11 месяцев. Семь лет будем их доить. На каждые 100 голов приплод — 150 козочек. Они двойни–тройни рожают".
Козликов ждет смерть во младенчестве: растить их невыгодно. Себестоимость пятимесячного козлика — 200–300 долларов (хлещет молоко по два–три литра в сутки); по таким ценам козье мясо продать сложно, разве что рестораны согласятся брать минимальные объемы. "Мы для себя каждую весну 30–40 козлиных голов выращиваем, — рассказывает Эвоян. — Сами едим, друзей угощаем. Мясо нежное, настоящий деликатес".
На немногочисленных российских фермах коз можно закупить и дешевле. Средние цены — 16–24 тысячи рублей. Это хороший вариант для начинающих: чтобы попробовать себя в козоводстве без больших затрат. "Начинать лучше с сотни голов", — советует Игорь Гольдман.
Закупить поголовье — только начало. На российских фермах гибель молодняка достигает 30–50%. Сложнее всего не ошибиться при составлении рациона: очень уж козы прихотливы. "Козы недалеко ушли от своего естества, — рассуждает Гольдман. — Селекционировать их стали позже, чем крупный рогатый скот. Они привыкли бегать по горам. Им нужны минералы, витамины, разнотравье".
Успехов в разведении коз достигают единицы, причем идут к этому годами. "Мы закупаем чистопородных козлов, и только через пять лет поколение удается "очистить", получив стадо чистопородных дойных коз", — говорит Тигран Матинян. Удои породистых коз в несколько раз выше, чем у обычных.
Отсутствие качественных комбикормов, искусственного осеменения, а иногда и машинной дойки, высокая доля ручного труда на фермах, "мелкотоварность" — все это ведет к высокой себестоимости козьего молока. По оценкам Гольдмана, в среднем она должна составлять 10–15 рублей на литр. Но в реальности все иначе. "На ферме, которая работает уже на "полных оборотах", себестоимость составляет чуть больше 30 рублей на литр", — утверждает Кожанов. В хозяйстве "Приневское" (Ленинградская область), где пару лет назад в рамках нацпроекта был начат "козоводческий проект" ("заселили" около тысячи коз), с учетом амортизации себестоимость молока — 24 рубля, к ним добавляется 7 рублей на подготовку к продаже.
При этом себестоимость коровьего молока — 12–14 рублей на литр. А ведь коза ест меньше. Со слов Гагика Эвояна, в деньгах суточный рацион козы на ферме "Чистой линии" (в колхозе "Красная нива") — 60 рублей, коровы — 200–300. "Козы требуют больше ухода", — примерно так козоводы обычно объясняют дороговизну своего производства.
Сбыть свое молоко на столичном рынке козоводы могут по 60–90 рублей за литр. Отпускная цена у Сернурского завода (Марий Эл) — 45 рублей за литр. Рентабельность вырисовывается неплохая. "У нас раньше рентабельность достигала 37%, сейчас 15%, — говорит Александр Бодров ("Надежда"). — Дорожает все. Но все относительно. Соседний с нами колхоз при себестоимости коровьего молока в 12–14 рублей продать его может только по девять с половиной рублей. Так что мы со своими козами пока хорошо держимся".
Но быстрых заработков в этой нише ждать не стоит. "Честно говоря, мы за семь лет своего существования только в последний год какую-то прибыль получили", — признается Владимир Кожанов.
Крупным игрокам молочного рынка козье молоко пока не интересно. Очень уж сегмент узкий. "Объем рынка козьего молока в России сейчас не более 300 миллионов рублей в год, — оценивает Тигран Матинян. — Такие объемы слюноотделения у больших компаний не вызывают". Он приводит в пример рынок танов-айранов: лидеры молочного рынка пришли в этот сегмент, только когда его объем перевалил за миллиард рублей. По мнению Тиграна Матиняна, перспективы у рынка неплохие: "Если начнется популяризация козьего молока, то литр в год на человека — вполне реальный ориентир. А ведь это уже 140 тысяч тонн в год. Так и будет. Но только через 20 лет".
— В первые месяцы мы продавали в месяц полтонны молока, а сейчас — 15–16 тонн, — рассказывает Владимир Кожанов (Сернурский завод). — Рынок растет, и себестоимость козьего молока будет снижаться с появлением квалификации, навыков. Временной лаг — пять лет.
"Рынок на самом деле безграничный, — мечтает Александр Бодров. — Например, в Новой Зеландии на основе козьего молока производится детское питание. В России тоже можно было бы затеять нечто подобное. Второе — у нас система здравоохранения могла бы его использовать. Мы пытались свое молоко продавать в детские кухни, медучреждения, но нам сказали: а где рекомендации терапевта, утвержденные Минздравом?"
По мнению Павла Исаева ("Юнимилк"), крупным компаниям нет смысла заниматься козьим молоком хотя бы из-за очевидной нехватки сырья, проистекающей из неразвитости этого сегмента сельского хозяйства. "Это ниша для малых предпринимателей, — уверен он. — Тем более что сейчас перерабатывающих мощностей на рынке — в избытке, и вполне реально найти покупателя, который за вменяемые деньги будет козье молоко разливать".
Эх, если бы еще козы не были такими хитрыми животными!
Путь у тружеников этой ниши не простой. Примерно как те извилистые горные тропы, где бродят их "дойные коровы". Но ведь простых сегментов и не бывает. Простое — почти синоним всеобщего.
Надо перечитать....