Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций провела новое исследование по мировым перспективам мелкого молочного производства. Повышение конкурентоспособности молочных продуктов, производимых в развивающихся странах, может способствовать снижению уровня бедности и улучшению условий жизни сельских жителей во многих развивающихся странах, заявила ФАО в новом докладе, посвященном производству молока в мелких фермерских хозяйствах.
«Мировой спрос на молоко возрастает на 15 млн. тонн ежегодно, и это происходит в основном за счет развивающихся стран. Производство этого дополнительного количества молока в мелких фермерских хозяйствах способно обеспечить рабочими местами 3 млн. человек и это только на стадии начального производства», - сказал Самуэль Ютци, директор Отдела животноводства и ветеринарии ФАО.
«То есть представляется уникальная возможность для создания устойчивых производственных цепей по молочным продуктам, которые будут удовлетворять потребностям местных жителей и мирового рынка. Поэтому рациональное развитие сектора молочных продуктов может внести существенный вклад в достижение Цели Развития Тысячелетия по искоренению голода и бедности», - сказал Ютци.
Молочные продукты очень важны
В молочном производстве, по оценкам, занято примерно 150 млн. мелких домашних хозяйств, что составляет примерно 750 млн. человек. Большинство из них проживает в развивающихся странах, говорится в исследовании «Статус и перспективы молочного производства в мелких фермерских хозяйствах - мировой прогноз», опубликованный совместно с International Farm Comparison Network IFCN. В мире средний размер молочного стада в домашних хозяйствах составляет 2 коровы, дающие в среднем 11 литров молока в день.
В мире насчитывается примерно 6 миллиардов потребителей молока и молочных продуктов, большинство из которых проживает в развивающихся странах.
Конкурентоспособные и устойчивые
В странах, исследованных FAO/IFCN, мелкие производители молока обладают конкурентными преимуществами по производственным затратам, и поэтому, если производство хорошо организовано, у них есть потенциал конкурировать с крупными высокотехнологичными молочными фермерскими предприятиями в развитых и развивающихся странах. За некоторыми исключениями, мелкие фермеры могут получать большую прибыль с каждого литра молока. Они также сравнительно устойчивы к повышению цен на корма, так как покупают корма в небольших количествах.
Рост потребительского спроса в развивающихся странах, подстегиваемый ростом численности населения и доходов, предоставляет широкие рыночные возможности для мелких производителей, говорится в докладе. Рациональное управление фермерским хозяйством, увеличение поголовья скота, дающего молоко, и увеличение доходов от производства молока могли бы с легкостью повысить производительность фермерских хозяйств, которая в настоящее время находится на сравнительно низком уровне. Развитие сектора молочных продуктов поэтому может стать сильным инструментом снижения бедности.
Незащищенность мелких фермеров
Чтобы мелкие производители молочных продуктов смогли полностью реализовать свой потенциал, необходимо решить все стоящие перед ними проблемы. Во многих развивающихся странах мелким производителям не хватает навыков управления своими фермерами как «предприятиями», для них затруднен доступ к сопроводительным услугам, таким как консультационные услуги по производству и маркетингу, у них недостаточно капитала для реинвестирования и ограниченный доступ к кредитам, маленькое стадо, небольшие доходы и плохое качество молока.
Масштабное регулирование отрасли (удержание цен, квоты на молоко, прямые выплаты, инвестиционные программы, экспортные субсидии) в развитых странах создают конкурентные преимущества для молочного сектора стран ОЭСР, от чего страдают производители молока в развивающихся странах.
На мелких фермеров также оказывает влияние торговая либерализация, которая действует против них в конкуренции с крупными молочными предприятиями, которые способны быстрее приспосабливаться к изменяющимся условиям рынка.
Экологические опасения представляют еще одну угрозу мелкому производству. Молочные предприятия с низкими доходами в Африке и Южной Азии, по оценкам, имеют более высокий уровень выбросов углерода на 100 килограмм произведенного молока, чем крупные предприятия в США и Западной Европе. Углеродный след можно значительно сократить, если улучшить кормление скота.
Создание добавочной стоимости
Любая стратегия по развитию молочного производства должна предусматривать способы улучшения конкурентоспособности по всей производственной цепи, включая фермеров, поставщиков средств производства, перерабатывающие предприятия, розничных торговцев и т.д.
Создание добавочной стоимости на каждом этапе цепи в конечном счете создаст выгоды для потребителей, так как они смогут получать больше молочных продуктов за те же деньги.