Цена на пшеницу на мировых биржах подскочила до максимума с сентября 2008 года. Основной причиной столь резкого роста цен является ограничение экспорта зерновых из России, страдающей от беспрецедентной жары и засухи. Между тем, в самой РФ рассуждают о зерновых интервенциях, которые могли бы удержать цены от резкого роста на внутреннем рынке.
Жара и засуха в России, побившие все возможные рекорды, постепенно становятся головной болью для всего мира. Наша страна является третьим по величине экспортером зерновых и отсутствие российского зерна на мировом рынке может привести к резкому росту цен. Собственно, так оно уже и случилось - 5 августа на мировых биржах стоимость бушели пшеницы (около 35 литров) достигла 7,78 доллара, что на 82 процента больше, чем в начале июня. Пока, впрочем, цена значительно уступает рекордной (февраль 2008 года) - 13,46 доллара за бушель, но ее нынешнее значение - еще не предел.
В России, между тем, прикидывали, как поступить с урожаем 2010 года. В последние несколько лет урожаи зерновых стабильно показывали рекорды, за счет чего стремительно наращивался экспорт. Однако на сей раз все было иначе. Первоначально Минсельхоз предполагал собрать около 90 миллионов тонн зерновых. После первых нескольких недель жары прогноз был снижен до 85 миллионов, потом до 80 миллионов. Сейчас прогноз уже составляет 70-75 миллионов.
Примерно таким же является объем потребления зерна внутри России. То есть, если прогноз сбудется, страна могла бы оказаться близко к дефициту. Спасают только значительные запасы, сбереженные из излишков предыдущих урожаев - их величина сейчас составляет 10 миллионов тонн. Проблема лишь в том, что и спрогнозированные Минсельхозом 70 миллионов, возможно, собрать не удастся.
В последние несколько дней между производителями, экспертами и представителями правительства разгорелась горячая, под стать нынешнему лету, дискуссия о том, что же делать с урожаем. 2 августа Российский зерновой союз призвал Минсельхоз немедленно начать интервенции. Заявление было сделано после того, как стало ясно, что российские продавцы зерна намерены придержать товар, ожидая дальнейшего роста цен.
Однако через два дня в министерстве заявили, что не намерены проводить интервенций в ближайшее время. Кроме того, министерство открестилось от любых мер по ограничению экспорта - будь то заградительные пошлины или полный запрет. По мнению специалистов министерства, Россия может потерять долю на мировом рынке пшеницы, которая сейчас составляет более 13 процентов. Идею с экспортным эмбарго продвигали представители ряда компаний, включая Международную зерновую компанию - подразделение глобального трейдера Glencore.
По словам главы МЗК Юрия Огнева, весь экспорт зерна следует запретить с 1 сентября. Если же будут повышены экспортные пошлины, то у экспортеров возникнут серьезные трудности. Они столкнутся с проблемой исполнения своих контрактов, поскольку себестоимость поставок резко вырастет (к высокой закупочной цене добавятся еще и издержки на уплату пошлин).
Позже стало известно, что Минсельхоз все же начнет интервенции, но подождет с их развертыванием до конца октября. Отказ от них позволит сохранить в государственном фонде 3,1 миллиона тонн фуражного зерна, или 4,5 процента от прогнозируемого урожая. О продовольственном зерне речь пока не идет вообще.
Точку в этом споре поставил 5 августа премьер-министр Владимир Путин. Он заявил, что запрет на экспорт будет введен, причем его действие начинается даже не 1 сентября, а 15 августа. Более того, эмбарго коснется не только самого зерна, но и производимых из него товаров. Сроки действия запрета премьер не уточнил. Что касается интервенций, то их планируется осуществлять не на аукционах, а продавая его по заявкам наиболее пострадавших от засухи регионов.
Таким образом, решено пожертвовать долей мирового рынка, чтобы насытить внутреннее потребление. В принципе, такое решение оказалось вполне логичным с учетом возможных последствий для всей экономики. Инфляция, по оценкам экспертов, только из-за засухи может увеличиться на 1,5 процентного пункта. Неизвестно, как бы зерно повлияло на все остальные цены в случае разрешения на экспорт.
Что же касается мирового рынка, то едва ли Россия потеряет свою долю надолго. Значительные трудности с урожаем возникли и у других крупнейших экспортеров - Украины, Казахстана и Канады. Если у первых двух они вызваны тем же, чем и у нас - жарой, то канадцы, напротив, страдают из-за проливных дождей, уже сгноивших значительную часть урожая. В этой ситуации потребители начинают отворачиваться от слишком дорогой пшеницы и временно переходят на рис - с ним перебоев в этом году не намечается. Но практика показывает, что подобные "рисовые диеты" длятся вплоть до восстановления нормальной ситуации на рынке пшеницы.
Дмитрий Мигунов