Вы здесь

Дагестан: О роли райсельхозуправлений в развитии аграрного сектора региона.

Перейти к полной версии/Вернуться

Эффективность проводимой аграрной политики в регионах во многом зависит от слаженности взаимодействия в системе «Минсельхоз-райсельхозуправления-сельхозтоваропроизводители». Не будет преувеличением сказать, что важнейшим и самым ответственным звеном в этой цепи выступает районный уровень, находящийся в непосредственном контакте с сельхозпроизводителями и если данное звено не обеспечивает оперативное и качественное «прохождение» принимаемых на республиканском уровне решений до получателей, любые другие действия будут заведомо обречены на низкую результативность. Обоснованность данного вывода подтверждают несколько примеров из практики работы аграрников в Дагестане.

Несмотря на то, что уже довольно продолжительный период мы пытаемся адаптировать агросектор к работе в рыночной экономике, медленно приходит понимание, что важнейшую роль в организации эффективной хозяйственной деятельности принадлежит юридически грамотному составлению учредительных документов. Для юридического лица или индивидуального предпринимателя учредительные документы имеют такое же значение как паспорт для физического лица. И мы прекрасно знаем, что если появляются малейшие замечания к паспорту, любые юридические действия становятся трудноосуществимыми.

А что мы имеем сегодня? Практически повсеместно учредительные документы абсолютного большинства сельхозпредприятий имеют те или иные нестыковки с гражданским законодательством, не говоря уже об отсутствии в них указаний о размерах имущественных паев членов этих хозяйств, как предписано законами. Естественно, для рядовых тружеников это не создает стимулов к добросовестному труду, поиску резервов повышения потенциала производства, поскольку это никак не сказывается на получаемых ими доходах. А ведь тут непаханое поле работы для специалистов районных управлений сельского хозяйства, которые и должны выступать консультантами и помощниками в наведении порядка, и эту работу нужно начинать с упорядочения учредительных документов. Общая численность работников райсельхозуправлений республики сегодня составляет 250 человек. Это много или мало? И почему при каждой оптимизации структуры органов местного управления, под сокращение первыми попадают специалисты райсельхозуправлений? Наверное, однозначно нельзя на него ответить, поскольку в каждом конкретном случае бывают свои причины. Но, тем не менее, есть общие для всех моменты, которые формируют почву для принятия подобных решений со стороны глав муниципальных районов.

За последние двадцать лет многое в системе организации сельскохозяйственного производство изменилось: сложилась аграрная структура с преобладанием малых форм, методы организации и управления приобрели рыночный характер, полностью изменилась законодательная база и т.д. На этом фоне можно заметить, что методы работы многих специалистов райсельхозуправлений меняются крайне медленно, которые порой сводятся к сбору запрашиваемых Минсельхозом или руководством района сведений, составление отчетов и других материалов, что безусловно также необходимо обязательно выполнять. К сожалению, несмотря на то, что Минсельхоз постоянно об этом и говорит, практически не создан эффективный механизм взаимодействия райсельхозуправлений как с фермерскими, так и личными подсобными хозяйствами населения. Более того, нет четкой схемы взаимодействия райсельхозуправлений с главами сельских поселений, районными службами статистики и т.д.

А как в таких условиях рассчитывать на формирование объективной картины состояния агросектора района, что необходимо для принятия обоснованных решений по его дальнейшему укреплению? Вполне обоснованно полагать, что райсельхозуправления должны иметь постоянно обновляемую развернутую и полную информацию об агроресурсном потенциала района, реестр сельхозпроизводителей, в том числе и крестьянских (фермерских) хозяйств, даже о самых крупных ЛПХ населения. В Минсельхоз поступает сводная отчетность по сельхозпредприятиям в разрезе районов, а по фермерским хозяйствам кроме ряда сводных статистических показателей вообще сложно найти экономические параметры. В этой ситуации как нельзя кстати было бы, если райсельхозуправления инициативно собирали основные производственные параметры по ведущим КФХ района и даже отдельным ЛПХ.

Вот возьмите такой пример. За 2005 - 2009 годы в рамках нацпроекта-госпрограммы в Дагестане более 16 тыс. ЛПХ населения получили кредитов на сумму 4,2 млрд рублей, 248 КФХ на сумму около 800 млн рублей. А ведь нужно анализировать, какова отдача от этой поддержки. И кому как не специалистам райсельхозуправлений совместно с сельскими администрациями заниматься этим, где и сосредоточена деятельность этих хозяйств. Многие принимаемые Минсельхозом решения по развитию АПК направляются в райсельхозуправления для организации исполнения с привлечением сельхозпроизводителей. К сожалению, нередко эти документы не выходят за пределы административных помещений управлений, в результате чего те, в адрес которых и направлены принимаемые меры остаются в неведении проводимой республиканскими органами государственной аграрной политики. В ряде районов такое взаимодействие обеспечивается посредством регулярных оперативных совещаний с участием руководителей хозяйств.

На наш взгляд, с учетом проблем с транспортом и рядом других факторов, связь райсельхозуправлений с непосредственными производителями в современных условиях можно обеспечить посредством использования имеющихся в каждом районе средств массовой информации-местного телевидения и районных газет. Поэтому целесообразно организовать на телевидении постоянной передачи, посвященной вопросам агросектора, в которой можно доводить до сельского населения информацию о сортах сельхозкультур, породах скота, методах эффективного ведения подсобного хозяйства и т.д.

Сегодня по официальным данным в Дагестане имеется более 43 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, из которых 12,8 тыс. в Хасавюртовском, 10,3 тыс. Кизлярском, 5,8 тыс., Бабаюртовском, 1,7 тыс. Буйнакском районах. Согласитесь, что видимо, по экспертным оценкам, нет в этих районах такого большого числа фермерских хозяйств. Большие надежды в упорядочении количества якобы имеющихся хозяйств возлагались на проведенную в 2006 году Всероссийскую сельскохозяйственную перепись, которая, однако практически подтвердила исходные данные о наличии большого числа КФХ в регионе. К примеру, по данным переписи в республике имеется 42,7 тыс. КФХ, по данным Управления Роснедвижимости РФ по РД 43,7 тыс., а по данным налоговых органов – менее 10 тыс. фермерских хозяйств. Вот и разберись кто тут прав и чьи данные точнее!

Мы полагаем, что большое число КФХ, созданных в указанных выше районах объясняется тем, что земельные службы этих районов всех лиц, кто в ходе земельной реформы был включен в список на получение земельных долей, записали как фермерские хозяйства. Хотя на самом деле процесса создания и юридической регистрации КФХ не имело место. Естественно, у налоговых органов не может быть сведений о таком большом числе фермерских хозяйств в республике. И что-то ведь нужно предпринимать в этой ситуации. Почему райсельхозуправлениям не задаться вопросом: сколько же на самом деле на территории районов имеется КФХ и не попытаться совместно с земельными, налоговыми и статслужбами навести тут порядок? А кто этим должен заниматься как не органы местного самоуправления?

И Минсельхоз республики окажет любую консультационно-методическую поддержку в этом и других начинаниях, поскольку Министерству сегодня нет разницы кого поддерживать при реализации своих полномочий, в том числе и при распределении средств господдержки, будь это подворье, фермерское хозяйство или сельхозпредприятие. Главное чтобы был эффективный производитель и обеспечивалась отдача от оказываемой помощи. Минсельхоз выступает единым органом государственного управления аграрным секторам, хотя некоторые ошибочно полагают, что полномочия государственного управления могут быть переданы органам фермерского самоуправления. Еще один шанс на упорядочение числа фермерских хозяйств дает нам предстоящая перерегистрация КФХ, проведение которой уже перенесена.

В начале аграрных преобразований 1990-х годов в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.90 № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» фермерские хозяйства создавались в форме юридических лиц. Впоследствии, с вступлением в действие части первой Гражданского Кодекса РФ с 1 января 1995 г. глава КФХ, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. Соответственно, начиная с этой даты создаваемые вновь фермерские хозяйства не получали юридического статуса, а ранее образованные должны были провести перерегистрацию и изменить свой правовой статус. Срок завершения этой работы федеральным законом от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» был определен до 1 января 2010 года. Учитывая, что большинство хозяйств не прошли перерегистрацию, этот срок продлен до 1 января 2013 года. У нас у всех есть привычка все откладывать на последний день, ошибочно считая подобные процедуры как ненужные мероприятия.

Процедура перерегистрации представляет довольно несложный механизм, в связи с чем райсельхозуправлениям необходимо оказать содействие в ее завершении в установленные сроки, равно как и других мероприятий, требующих организующего начала от тех, кто наиболее близок сельхозпроизводителю и кому больше всех он и должен по логике доверять. Несложная математика.

Источник: