В ближайшие три года производство мяса свиней в России увеличится почти на полмиллиона тонн в год и достигнет 2,7 млн тонн (в убойном весе). Отечественные производители способны окончательно снять зависимость внутреннего рынка от импорта и удовлетворить потребности населения страны в этом виде красного мяса. В то же время остаются риски зависимости российских свиноводческих предприятий от зарубежных селекционеров и не всегда последовательной политики государства по защите отечественных производителей от недобросовестной конкуренции закордонных поставщиков свиноводческих продуктов.
Данные об этом приводились на состоявшемся в Москве 30 июня годовом общем собрании Национального союза свиноводов России. Как сообщил заместитель министра сельского хозяйства России, председатель совета директоров НСС Александр Беляев, сейчас союз объединяет 116 свиноводческих компаний. На их долю приходится производство выше 71% свинины в индустриальном секторе отрасли. Представители этих компаний и их еще раздумывающие вступать ли в союз коллеги, а также специалисты федеральных и региональных министерств и ведомств, других отраслевых союзов АПК, законодатели, ученые обсуждали насущные проблемы скороспелой отрасли в большом зале Международной промышленной академии.
Напомним, что сам союз свиноводов создан ровно год назад. Но вполне оправданно, что анализ работы в свиноводстве руководство союза не ограничило двенадцатью месяцами своего существования. Ибо только на большом временном пространстве можно четче увидеть и тенденции в развитии, и перспективные направления, и узкие места. Что же показывает дискуссия, которую начал генеральный директор Союза Юрий Ковалев и продолжили руководители компаний, эксперты свиноводства?
Отправной точкой для современного этапа в развитии свиноводства здесь выбрана середина завершающегося десятилетия, с которого началась реализация приоритетного аграрного национального проекта. В предшествующий период производство свинины в стране всеми категориями хозяйств упало почти вдвое - с 2784 тыс. тонн (здесь и далее в убойном весе) в 1992 году до 1520 тыс. тонн в 2005 году. Спад в основном пришелся на индустриальный сектор отрасли, доля которого в общем производстве мяса свиней упала с 60% в 1992-м до 28% - в 2005 году. За два года (2006-2007) реализации нацпроекта «общая валовка» по свинине выросла на 353 тыс. тонн и составил 1873 тыс. тонн в 2007 году. В последующие два года (2008 и 2009 гг.) выполнения Госпрограммы производство приросло еще на 339 тыс. тонн и достигло 2212 тыс. тонн в прошлом году.
Таким образом, за «период стабилизации», как характеризуют эти годы в НССР, прирост свинины в стране составил почти 700 тыс. тонн. И вся эта прибавка обязана промышленному производству мяса. Если в 2005 году его объем снизился до 420 тыс. тонн ( против 1684 тыс. тонн в 1992 году), то в 2009 году он увеличился до 1162 тыс. тонн или почти в 3 раза.
Речь идет не только о количественных, но и глубоких качественных переменах в отрасли, подчеркнул Юрий Ковалев. Восстановление в короткие сроки конкурентоспособного отечественного производства свинины даже при финансовой и протекционистской политике государства невозможно без кардинальной технологической и структурной модернизации отрасли. Именно принципы модернизации и инноваций лежали в основе начатой в 2005 году преобразований отрасли в рамках национального проекта АПК и получивших развитие в Госпрограммы на 2008-2012 годы. Основными элементами технической модернизации явились строительство новых и модернизация существующих свинокомплексов, современные решения в области содержания, кормления и племенной работы.
По самым консервативным оценкам экспертов союза, в ближайшие три года прирост в отрасли составит еще порядка 500 тыс. тонн и в 2012 году составит в индустриальном секторе 1648 тыс. тонн, а в хозяйствах всех категорий – 2,7 млн тонн. Иными словами, свиноводы страны почти достигнут уровня, потерянного 20 лет назад. Вот какова временная цена волюнтаристских решений начала 1990-х годов.
Огромна и стоимостная цена провала в отрасли. Речь не только о превратившихся в руины советских комплексах и свинофермах в тамбовских, кубанских, ростовских, рязанских хозяйствах. Дело еще и в том, что потребовались многие миллиарды вложений в строительство и модернизацию, чтобы вернуться на прежние рубежи. Эти вложения государства и бизнеса, по мнению экспертов, уже обеспечили большую часть прироста свинины за последние годы. А к 2012 году, по расчетам специалистов союза, 75-80% прибавки свинины дадут новые промышленные комплексы, а 20-25% модернизированные.
Страна все меньше зависит от завоза свиного мяса. В 2005 году импорт занимал около 50% потребления свинины, в прошлом году эта доля уменьшилась до 30%, в 2012 году этот показатель снизится до 14-15%. В последующем, считают специалисты отрасли, есть возможность через 3-4 года выйти на уровень требований Доктрины продовольственной безопасности и удовлетворить почти все внутренние потребности населения страны в свиноводческой продукции. За исключением разве что так называемого тугоплавкого шпига, используемого для выработки дорогих вареных и копченых колбас. Но в данном случае речь идет примерно о сотне тысяч тонн импорта.
Одним словом, будущее у отечественного свиноводства есть. Вопрос в том, чтобы отрасль не споткнулась на знакомые не только свиноводам «грабли». Речь идет о непоследовательной политике экономического блока правительства. Не раз уже бывало: только какая-то аграрная отрасль – то ли в животноводстве, то ли в растениеводстве - начнет набирать обороты, как ее придавят недобросовестной конкуренцией импорта в рамках «свободного рынка». Вот и приходится тому же союзу свиноводов бороться то за восстановление разумных пошлин на завозимое сверх квот мясо, то за прекращение ввоза живых свиней из-за рубежа.
Кстати говоря, «живок» - пока преобладающий вид продукции, которую свиноводы предлагают отечественным переработчикам. 84% объема отечественного мяса реализуется в виде живых свиней,11% - в виде полутуш и лишь 5% проходит первичную переработку. Естественно, что большая часть прибыли от конечного продукта достается отнюдь не аграриям.
По прогнозам Союза свиноводов, к 2012 году картина заметно изменится. Практически половина отечественной свинины, производимая промышленными предприятиями, будет проходить первичную разделку. Все новые высокоэффективные комплексы имеют или намереваются построить цеха убоя и разделки туш. Так что и за счет этого будет тесниться импорт свинины, который в основном представлен в виде, удобном для торговли, изготовителей колбас, сосисок и других изделий.
А вот высокую степень зависимости промышленного свиноводства от зарубежной селекции видимо преодолеть будет сложно. Недаром эта тема была в числе главных при выступлении руководителей и специалистов компаний. И картина здесь, по словам ораторов, печальная: отечественная племенная база свиноводства исчезает, Кто-то даже говорит о ее полном исчезновении. Предприятия индустриального типа ощущает это особенно остро: производство здесь базируется на завозимых из-за рубежа селекционного материала свиней.
Поэтому руководство Союза свиноводов ставит вопрос принципиально: необходимо создание современной отечественной племенной базы при разумном использовании зарубежного опыта и селекционного материала. При этом особое значение придается созданию и деятельности селекционно-гибридных центров. Предполагается, что к 2012 году в стране будет создана сеть сертифицированных селекционно-гибридных центров при крупных компаниях, на базе которых могут появиться формирования более высокого типа - селекционно-генетические компании. И здесь потребуется финансирование не только частных компаний, но и государственных структур.
Эти вложения должны помочь и свиноводству не только индустриальному, но и тому что на подворьях. Как считают в союзе свиноводов, личные подсобные хозяйства, на которые сейчас приходится чуть более 40% всего объема мяса, существенно увеличивать его количество не будут. Но качество их продукции, конкурентоспособность будут возрастать благодаря новым высокопродуктивным породам животных.
Важно лишь, чтобы ветеринарная служба остановила продвижение африканской чумы свиней в личные подсобные хозяйства. Что касается свиноводческих предприятий промышленного типа, то, по мнению Юрия Ковалева, риски, конечно есть, но сейчас эти производства защищены надежно. Хочется верить.
На прошедших выборах члены союза сохранили руководство своим объединением. А вот его название скорректировали. Теперь это Национальный союз свиноводов Российской Федерации.