Вы здесь

Отсутствие в России законодательной базы не позволяет развиваться органическому овощеводству

Перейти к полной версии/Вернуться

По мнению некоторых экспертов, в России есть масса возможностей для развития органического земледелия. На территории страны имеются огромные площади земель, пригодных для выращивания органических овощей и фруктов. По подсчетам специалистов, производство таких товаров на российском рынке обойдется гораздо дешевле, чем в Европе, и продукция российских фермеров сможет составить конкуренцию заграничной.

Тем не менее до настоящего момента в промышленных масштабах в стране органического земледелия практически нет из-за отсутствия законодательной базы. Есть отдельные фермеры, которые занимаются этим бизнесом, но при этом платят за проведение сертификации одной из европейских организаций. Соответственно и продавать свою продукцию они вынуждены в страны ЕС, потому что в России нет своей системы сертификации органической продукции.

Для более масштабного производства необходимо создать систему сертификации и органы, контролирующие технологические процессы в этой сфере. Особенно важна маркировка органических товаров, считает секретарь альянса СНГ "За биобезопасность" В. Копейкина.

"Прежде всего, нужен закон об органическом сельском хозяйстве, - говорит В. Копейкина. - Суть его в том, что он прописывает всю процедуру сертификации экологически чистого производства и путь товара от поля до прилавка, условия выращивания, состояние почвы и т.п.".

Ни одна развитая страна мира сегодня не обходится без подобной юридической базы. В СНГ такой закон, в котором прописана вся процедура производства, уже принят Молдовой. При этом встает вопрос о том, кто будет обладать правом на проведение анализа органической продукции и выдачу сертификата. В. Копейкина подчеркивает, что в данном вопросе должна обязательно участвовать третья сторона - какая-либо независимая организация. Определению органической продукции нужно придать статус закона, чтобы у производителей и проверяющих была твердая почва под ногами.

На сегодняшний день в Москве есть всего один специализированный магазин, продающий исключительно органические продукты. Место его расположения (один из самых элитных подмосковных поселков) само по себе определяет круг потенциальных покупателей такого товара, и он далек от среднего класса. Остальные магазины работают через Интернет, доставляя заказы на дом. Кроме этого, многие торговые сети имеют в своем ассортименте органические товары, большая часть которых поставляется из стран ЕС.

Представители крупнейших специализированных магазинов перечисляли все известные в этой сфере проблемы: отсутствие законодательной базы, системы сертификации, необходимых структур контроля. При этом опрошенные руководители заявили, что в случае создания необходимого правового поля, их компании как минимум серьезно рассмотрели бы возможность создания собственных ферм. По мнению респондентов, спрос на органические продукты в Москве небольшой. Само собой, на большей части территории России он вообще нулевой. В то же время, потребность в подобных товарах стабильно растет среди состоятельных граждан.

В развитых странах, где биопродукты выращиваются местными производителями, стоимость этих товаров только на 10-40% выше обычных, и они доступны среднему классу. По информации журнала "Choices" (Чойсис), издаваемого австралийским союзом потребителей, высокие цены часто определяются небольшими масштабами производства. В то же время, органическая продукция не может быть дешевле традиционной по причине трудоемкости производства.

В России не ведется статистика объемов продаж органических продуктов. Неизвестно и число фермеров, занимающихся органическим земледелием для продажи за границу, поэтому определить, насколько востребована населением продукция органического земледелия, крайне сложно.

Источник: