Руководство одного из крупнейших мировых производителей комбайнов – компании «Ростсельмаш» (Ростов-на-Дону) – намерено в текущем году начать активную экспансию своей техники на зарубежные рынки. В планах комбайнеров – выход как на традиционные (СНГ, Восточная Европа), так и пока на «чужие» площадки (Канада, Аргентина). Причем в дальнее зарубежье они собираются поставлять свои зерноуборочные роторные комбайны седьмого класса Torum.
По утверждению генерального директора «Ростсельмаша» Валерия Мальцева, только на Украину завод намерен поставлять до 2 тыс. единиц техники ежегодно (в настоящее время через сеть дилерских центров компании в этой стране продается не более 650 машин). По его словам, в текущем сельхозгоду «Ростсельмаш» намерен увеличить свою долю на рынке Украины вдвое «за счет обновления и расширения портфеля поставляемой техники, создания сборочного производства и развития системы сервисного обслуживания на территории этого государства». На сегодняшний день компания контролирует рынок сельхозтехники Украины на 65−70%. Предполагается инвестировать около 1 млн долларов в создание склада запчастей и парка сервисных автомобилей в объеме 12 штук, а также на поддержание деятельности мобильных сервисных бригад.
Кроме того, руководство «Ростсельмаша» собирается начать поставки своих зерноуборочных комбайнов седьмого класса Torum в Канаду (там у компании свой производитель тракторов Buhler Industries Inc. и дилерская сеть) и Аргентину. Если на рынке Евразии и Африки доля компании составляет 17%, то за океаном ее продажи пока мизерны.
«Ростсельмаш» лишь в прошлом году вывел на рынок принципиально новую модель роторного комбайна с заверениями о «новой вехе» в истории развития предприятия, вручением серебряной медали на международном конкурсе инноваций, планированием покорить за счет этой машины отечественный рынок зерноуборочной техники и т. д. и т. п. По утверждению Валерия Мальцева, при отсутствии верхнего предела по урожайности возможности Torum позволяют убрать за сезон 1500−2000 га. По его мнению, новый комбайн будет востребован в первую очередь агрохолдингами и крупными хозяйствами, заказы от которых уже есть в распоряжении производителя. В интервью «Эксперту» президент ЗАО «Новое содружество» (собственник «Ростсельмаша») и глава НП «Росагромаш» Константин Бабкин заметил, что если в 2009 году планировалось собрать около 200 машин данной модели, то в 2010−2011 годах это число будет доведено до 500. «Мы рассчитываем этим комбайном в первую очередь насытить внутренний рынок, – заявил Бабкин, – а также вывести его на рынки Украины и Казахстана. В ближайшей перспективе планируем начать продажи Torum через собственную дилерскую сеть Buhler в Северной Америке. До этого у нас не было подходящей модели для вывода на этот рынок».
Как обычно, главным конкурентным преимуществом новой машины будет цена. По данным главы «Нового содружества», Torum обойдется покупателям как минимум на 30% дешевле зарубежных аналогов – около 7 млн рублей. По данным Немецкой аграрной группы, цена роторного комбайна европейской сборки сегодня может достигать 300 тыс. евро. Роторные аналоги сегодня производят Case New Holland и John Deere, «гибридный» комбайн делает также Claas. Кроме того, конкурировать ростовский комбайн теперь может и по качеству. При создании машины было использовано более двух десятков новых конструкционных решений, главного из которых – роторного молотильно-сепарирующего устройства ARS (Advanced Rotor System), в котором дека вращается в противоположную сторону относительно ротора, – нет на комбайнах конкурентов. Это позволяет интенсивнее очищать и обмолачивать не только зерно, но и рис, кукурузу, подсолнечник и др. В России это первый образец серийного «ротора», который пока не планируют выпускать ни отечественный «Агромашхолдинг», ни российско-немецкий сборочный завод Claas в Краснодаре.
Интересно, что еще в начале года нынешний бодрый тон ростовских комбайностроителей был совсем иным. Ведь с 1 января 2010 года Минсельхоз России изменил порядок предоставления субсидий по новым кредитам для аграриев «в связи с оптимизацией бюджетных расходов». Бюджет выделяет 107,6 млрд рублей на поддержку сельского хозяйства, из которых почти 79,4 млрд – на субсидирование кредитных ставок. Министерство определило приоритетные направления, по которым инвестиционные кредиты будут подлежать субсидированию: будут продолжать финансировать молочное и мясное животноводство, первичную переработку молока и мяса, сахарную промышленность и хранение зерна. В «Росагромаше» полагают, что это угрожает вдвое снизить продажи отечественной сельхозтехники. По утверждению генерального директора «Росагромаша» Евгения Корчевого, на 1 февраля складские остатки техники у предприятий, входящих в «Росагромаш», находились на уровне 7 млрд рублей. К примеру, «Ростсельмаш», продавший в 2007−2008 сельхозгоду 6,1 тыс. комбайнов, в 2008−2009 году продал всего 4,1 тыс. (его генеральный директор Валерий Мальцев обещал летом продать 4585).
По информации Корчевого, с 1 декабря 2009 года было остановлено шесть заводов-производителей сельхозтехники, а другие предприятия работают по сокращенному графику. «Ростсельмаш» же, оговорился он, вообще может продать в текущем году не более 1 тыс. комбайнов или остановиться на год (с августа 2009 года завод работал три дня в неделю). Предприятие даже начало избавляться от некоторых активов. В начале февраля было объявлено о продаже холдингу «Башнефть-Юг» контрольного пакета акций (57%) в ОАО «Миллеровосельмаш», производящего посевную и почвообрабатывающую технику. Нынешние обещания руководства «Ростсельмаша» нарастить объемы производства и увеличить свою долю на зарубежных рынках могут оказаться чрезмерно оптимистичными на фоне усиления там позиций их прямых конкурентов из Claas, John Deere и Case.