Нас спасут рапс и... конопля?
Не утихают споры о том, каким может быть вклад в энергетику Литвы... рапса и конопли, из которых можно делать биотопливо. В проблеме разбирался журналист "Экспресс-недели".
Конкуренты нефти
Биотопливо известно давно. История развития этой отрасли поистине увлекательна и содержит элементы детектива. В 1898 году Рудольф Дизель (эта фамилия и стала производной для названий вида топлива) на Всемирной выставке в Париже продемонстрировал изобретенный им двигатель, который работал на ореховом масле. Изобретатель верил, что биотопливо имеет много преимуществ перед нефтью: оно возобновляемо и не наносит вреда окружающей среде. Его поддержал Генри Форд. Популярная модель «Ford T» в начале прошлого века заправлялась этанолом, который производился из бобов сои, кукурузы или конопли. Однако рост нефтяной промышленности и нефтехимии заставил мир охладеть к биологическому направлению. И Генри Форд вынужден был в одиночку развивать производство этанола, но в 1940 году иссяк и его энтузиазм: он не смог конкурировать с ценами на бензин.
К идее биотоплива вернулись только в 1970-е годы, когда западный мир потрясли нефтяные кризисы 1973-го и 1978 годов. Цены на бензин стали столь высокими, что дороги опустели. Начались поиски более дешевых видов топлива. Но попытки использовать биологические виды вскоре были вновь задушены нефтяниками, которые видели в растениях серьезного конкурента нефти.
Третья кампания по использованию растений как источника энергии началась после террористических актов 11 сентября, когда администрация Буша объявила о том, что она собирается снижать зависимость США от импорта нефти. Тогда и послышались голоса сторонников использования сои, рапса и кукурузы в качестве топлива для двигателей.
Литвы идея создания биотоплива достигла в середине 1990 годов. Каунасский инженер Г.Пятраускас представил правительству Программу развития альтернативных видов топлива. Он сумел убедить тогдашнего премьера Гядиминаса Вагнорюса, и в июле 1999-го был принят Закон о биотопливе. К развитию этой отрасли хозяйства Литву подтолкнули отсутствие своих нефтересурсов и желание побыстрее интегрироваться в ЕС. Ведь идея замены традиционных нефтепродуктов на экологически чистое топливо стала частью официальной политики Евросоюза. И в соответствии с директивой Еврокомиссии к 2020 году запланировано перевести на альтернативные виды топлива 20% транспортных средств, что позволит странам-участницам ЕС уменьшить акцизы на биотопливо.
Рапсовая мода
Первоначально основное внимание решено было уделить такой культуре, как рапс - дальнему родственнику капусты. И наделить его миссией освобождения от энергетической зависимости нашей страны от поставщиков нефти.
Любопытно, что этот вид сельхозкультуры всегда был достаточно распространен в Литве - на литовских полях он прекрасно растет. Но к началу 50-х годов производство рапса на всем пространстве бывшего СССР было почти полностью свернуто. Основная причина - интенсивное развитие производства кукурузы и подсолнечника, с которыми рапс не мог конкурировать экономически.
За идею развивать рапсовую культуру литовские фермеры ухватились с радостью. ЕС пообещал неплохие субсидии в размере 45 евро/га для площадей и надеялся, что в Литве будет засажено 2 млн. га. Рапс, как известно, можно использовать и как продукт, но ЕС финансирует лишь те посевы, которые пойдут на производство биодизелина. А фермеры, желая получить деньги, переусердствовали и засеяли 3 миллиона га площадей. После распределения субсидий на всех желающих (они были выделены лишь под 2 миллиона га) оказалось, что бизнес этот не столь рентабелен, как хотелось бы. Поэтому фермеры требуют дополнительной помощи со стороны государства. И еще одна сторона проблемы: предприятия по переработке рапса тоже стали расти, как грибы после дождя. В результате их расплодилось столько, что продукта на всех может не хватить. Для тех 10 предприятий, которые действуют в Литве и намерены давить рапсовое масло для биодизелина, ежегодно требуется 600 тысяч тонн рапса, а производится его всего 239000 тонн. И те фермеры, которые стали жертвой рапсовой моды, рискуют оказаться в сложной ситуации. Многие взяли кредиты, а ведь продукт, скорее всего, дополнительно придется закупать у соседей - в Белоруссии, Украине и Калининградской области по более высоким ценам. И уже звучат предупреждения, что некоторым предпринимателям в этой сфере не избежать банкротства.
Биоэтаноловые страсти
Альтернативой биодизелину может стать биоэтанол. Его создают из низкосортных зерновых культур, сахара, отходов пищевой промышленности. Уже практически весь мир активно использует эту добавку, а вся Южная Америка - как топливо, которое можно использовать и вместе с бензином, и в неразбавленном виде с денатуратом. Производство топливного биоэтанола позволяет экономить нефтяные ресурсы, снижает загрязнение атмосферного воздуха, да и стоит гораздо дешевле. В Бразилии, к примеру, уже более 3 млн. автомобилей используют исключительно биотопливо, а 17 млн. автомобилей бензин, но с 20-24-процентной добавкой этанола. Литр этанола стоит там на 30% дешевле бензина, а если учесть, что мотор потребляет биотоплива на 2 л меньше на каждые 100 км пути и выделяет на 80% меньше двуокиси углерода, его преимущество неоспоримо. Для сравнения, в Германии биотопливо на 20% дешевле дизельного. Аналогичны цены и в других европейских государствах.
Биоэтанол нас спасет?
- Из 3 кг зерна выходит литр 100-процентного этанола, а цена кг сырья не достигает и лита. И если включить расходы на производство, то все равно получается, что этанол дешевле бензина. Поэтому всем ясно, что необходимо развивать этот бизнес, - считает зав. отделом с/х производства Сельскохозяйственной палаты Литвы Альгирдас Алексинас.
Ему вторит и Йонас Шименас, директор ассоциации производителей и поставщиков биотоплива «LITBIOMA»:
- Я недавно вернулся из Швеции, там бензин гораздо дешевле, чем у нас. Натуральный бензин дешевле на 30 центов, а бензин с этанолом Е85, то есть разбавленный на 80% этанолом, стоит 2,34 лита. Для нас это более чем актуально.
В Литве ежегодно производится около 3 миллионов тонн зерна. Столько стране не нужно, поэтому часть его экспортируется, часть отдается в инвестиционный фонд ЕС, а часть может смело перерабатываться на этанол. Однако развивается эта отрасль не так быстро, как хотелось бы. В настоящее время его производит только одно предприятие в Шилуте. А два других проекта по производству биоэтанола приостановлены. Владельцы предприятий «Alfabioetanol» и «Nordetanol», планировавшие запустить заводы по производству биоэтанола, отказались от своих планов, придя к мнению, что пока этот бизнес невыгоден.
Юозас Жукас, зам. директора департамента инфраструктуры, мелиорации и кооперации при Министерстве сельского хозяйства объясняет:
- Для производства биоэтанола хорошим сырьем может стать тритикали - есть такая культура, гибрид пшеницы и ржи, адаптированный к условиям выращивания в средней полосе и дающий стабильно высокий урожай. Но у нас ограниченные возможности для ее посевов, все засеяно рапсом и озимой пшеницей. А из озимой пшеницы производить биоэтанол очень дорого. Кроме того, бразильский биоэтанол, который производится из сахарного тростника, в три раза дешевле. Поэтому наши предприниматели и отказываются идти в этот бизнес.
Председатель совета ассоциации литовских производителей зерна Аушрис Мацияускас:
- Почему производство этанола в Литве развивается не так быстро, как хотелось бы, трудно сказать. Если оценивать потребности страны, то этанола, произведенного на фабрике в Шилуте, вполне хватает. Сегодня они производят 16000 тонн биоэтанола и планируют удвоить производство. И сырья хватает. Но маленькие фабрики экономически не выгодны. К тому же производство биодизелина из рапса гораздо выгоднее, нежели из зерна. Поэтому в эту сферу предприниматели не рискуют вкладывать деньги. Себестоимость высокая, производство не выгодно. К тому же существуют опасения, что в будущем биоэтанол будет завозиться из Бразилии, где производство его широко развито.
Литва - слишком маленькая страна, чтобы диктовать свои законы рынка, считают специалисты. А во всей Европе отдается предпочтение производству биодизелина.
Реабилитация конопли
Дефицит рапса заставил энтузиастов искать выход из ситуации в использовании промышленной конопли, которую легче выращивать и возможности использования которой шире, чем у рапса. Однако проблема до недавнего времени заключалась в том, что свободно выращивать коноплю у нас было запрещено. И вот правительство одобрило проект, позволяющий фермерам вернуться к этой культуре.
- Это не наше предложение, это внедрение регламента Еврокомиссии, который действует уже с 2004 года и обязывает каждую страну ЕС подготовить правовую базу для выращивания сорта конопли, не обладающего наркотическими веществами, для промышленных целей, - объясняет вице-министр сельского хозяйства Литвы Виргиния Доштаутене.
Конопля, которая издавна царствовала на полях практически всех стран, в ХХ веке была поставлена вне закона. Ее вытеснение с полей было спровоцировано широкомасштабной пиаровской кампанией, которую развернули нефтяные бароны против растений. Во главе акции стояли крупные американские предприниматели. Ведь конопля быстро росла, являлась хорошей основой для производства многих продуктов, и ее культивирование пользовалось поддержкой государства. Из конопли делали ткань, бумагу, строительные щиты. В конце 1930-х годов конопля была запрещена, а идея получения биотоплива из растений высмеяна. Позже запрет достиг и Литвы, хотя росла конопля здесь испокон веков.
Однако в ЕС отношение к ней стало меняться, и во многих странах она стала успешно использоваться в промышленных целях. Коноплю все чаще называют продуктом будущего. Она не требует особого ухода и растет практически без удобрений. Ее можно с успехом использовать для создания биотоплива. Концерн «Mercedes-Benz», к примеру, использует для производства внешних панелей своих автомобилей биокомпозит, который состоит по большей части из волокон конопли. По данным 2006 года, Китай производил около 40% процентов всех конопляных волокон в мире и достиг максимальной отметки по части культивирования этого растения за всю историю сельского хозяйства в одном регионе.
Звучат опасения, что расширение посевов конопли может подтолкнуть к развитию наркобизнес. Ведь из конопли, как известно, можно производить гашиш и марихуану. Представители Департамента по контролю за наркотиками считают, что для волнения пока нет причин. Конопля, содержащая не более 0,2 % наркотических веществ, разрешена и с успехом выращивается в соседних странах - Латвии, Эстонии, Польше. Однако скептики считают, что после легализации конопли контроль осуществлять будет достаточно сложно.
Диктует рынок
Ни у кого не возникает сомнений, что необходимо производство биотоплива из возобновляющихся источников. Из чего - рапса или зерна или конопли - будет диктовать рынок. И здесь вопросов больше, чем ответов. А согласно директиве ЕС к 2010 году все минеральное топливо должно быть разбавлено биотопливом на 5,75%. Пока Литва значительно опережает своих балтийских соседок. Возобновляемая энергия, получаемая из биомассы, этанола, биодизеля, уже составляет до 10% всей потребляемой энергии. С успехом используются древесина, солома, травы, муниципальные отходы и быстро растущие деревья. Технологии по производству тепловой энергии из биомассы на 7 региональных теплостанциях обеспечивают отопительные потребности страны на 14%. Но пока этого слишком мало, чтобы спасти экономику в преддверии энергетического кризиса. А на рынке производства биотоплива, как показывает история, слишком много интриг. Если верить прессе и экспертам, эта проблема создает сложности с производством продуктов питания, поскольку площади занимают "энергетические" культуры, вытесняя традиционные. По мнению члена Сейма Вячеслава Шкиля, эта проблема и вовсе связана с деятельностью крупнейших мировых финансовых аферистов (см. "Экспресс-неделю" № 29). Вот и скептики отмечают чересчур активное рвение ЕС перенести выращивание технических культур на поля стран-новичков или претендентов. Мнения мнениями, но ни один фермер не будет заниматься производством определенной культуры, если не почувствует конкретной выгоды.
Елена Письменникова,