В период глобальных проблем с продовольствием, которые испытывает сегодня большинство стран мира, Россия может и должна дать свой ответ, считают участники состоявшейся сегодня пресс-конференции "Продовольственная безопасность и причины роста цен на продукты питания в России". Последствия нехватки продовольствия уже испытали на себе многие страны – те же Китай и Индия, "благодаря" смене пищевых приоритетов жителей которых этот кризис во многом и случился. На фоне вступления во Всемирную торговую организацию /ВТО/ Украины мы можем наблюдать, чем это может обернуться для нашего сельского хозяйства. И не делать скоропалительных выводов, считает вице-спикер Госдумы Александр Бабаков. По его мнению, на данном этапе ВТО России не так уж нужна, как принято считать, по крайней мере, в части сельского хозяйства. И наши переговорщики должны его надежно защитить: выторговать оптимальные сроки для перехода к нововведениям или, по возможности, вовсе добиться особых условий. Ибо наше сельское хозяйство нуждается в дотировании, без которого не будет в состоянии ответить на глобальные вызовы современности.
В первую очередь, мы должны обратить внимание на то, чтобы обеспечить продуктами питания жителей России, уверен эксперт. И во вторую – чтобы производить достаточно для экспорта. Ибо далеко не факт, что в эпоху продовольственного кризиса основные деньги будут делаться на нефти. Возможно, ее роль с успехом примет на себя продовольствие. По крайней мере, оно будет столь же важно.
Но цены на продукты растут уже сегодня, причем выше инфляции. По данным Росстата, с января по июль текущего года их рост составил более 19 проц. Прежде всего, виновата в этом чрезмерная монополизация рынка, а также настоящая атака на малый бизнес, в частности, на сельхозпроизводителей, считает А.Бабаков. Еще одна причина – монополия в торговле. "Львиную долю" рынка захватили крупные розничные сети – до 80 проц продуктов россияне покупают именно там. С одной стороны, это удобно – все, что нужно для дома, можно купить в одном месте. Но с другой стороны – такая ситуация дает сетям возможность диктовать цены на продукты. И на эти цены вынуждены равняться остальные магазины – никто же не будет торговать себе в убыток. Еще одна проблема – административные издержки. Всевозможные согласования занимают у производителей и продавцов массу времени и требуют средств, которые возмещаются из кармана потребителей. Президент Дмитрий Медведев уже озвучил эту проблему, и если издержки удастся снизить, то цены, вероятно, тоже поползут вниз, считает эксперт.
Кроме того, важно обращать внимание на разработку соответствующей законодательной базы, уверен он. Важно, чтобы предприятия, внедряющие инновационные технологии в пищевой сфере, получали те или иные льготы и преференции, кроме того, к контролю за качеством пищи необходимо привлекать население.
В частности, общественные организации, говорит директор Общенациональной ассоциации генетической безопасности /ОАГБ/ Елена Шаройкина. По ее словам, роль и влияние общественных организаций в этом секторе пока не проработаны. Многие потребители считают, что общественный контроль "заказан" некими конкурентами, применяющими нечестные методы борьбы за влияние на рынке. Поэтому начинаются всевозможные иски с обвинениями в адрес "общественных контролеров" – их упрекают в ангажированности и попытках "очернить" производителя или продавца. На самом деле, все не так, говорит Е.Шаройкина. Общественники могут многое сделать в борьбе за качество продукции. Вспомнить, например, историю с пробами мяса на Выхинском рынке. Из восьми взятых тогда проб все восемь оказались не соответствующими санитарным требованиям. В остальных были обнаружены кишечная палочка, плесневые грибы, золотистый стафилококк и т.п. Тогда это расследование было взято на контроль правительством Москвы, и все необходимые меры были приняты.
То же касается генно-модифицированных /ГМ/ продуктов. В России, по словам эксперта, отсутствует закон о биобезопасности, регламентирующий, в частности, использование таких добавок. Между тем, такой закон – норма для любой цивилизованной страны. У нас же сегодня разрешены 16 линий генно-модифицированных продуктов, при этом ни по одному из них до сих пор не было проведено полноценных исследований. В результате эксперимент в полном смысле слова проводится на людях. Между тем, независимые европейские исследователи уже опубликовали такие данные – один из видов генно-модифицированной кукурузы, разрешенный к использованию в России, способен привести к серьезным заболеваниям. Но никаких дополнительных исследований по данному конкретному виду не проводилось. По мнению ОАГБ, ГМ-организмы не должны присутствовать в продуктах, пока наукой не доказана их полная безопасность для здоровья человека и его потомства.
При этом, по словам представителя федерального центра гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора Андрея Горского, в последнее время отмечается интересная тенденция. Ежегодно Роспотребнадзор проводит 44 тысячи проб на ГМ. И если раньше на каждые 100 проб 14 были "удачными", то есть, ГМ-организмы обнаруживались, то сейчас на каждые 100 проб обнаруживается всего один такой продукт. Причина этого в том, что россияне в массе достаточно негативно настроены по отношению к ГМО. И производители, зная это, предпочитают избавляться от таких добавок, дабы получать конкурентные преимущества. Мало того, они контролируют и поставщиков, добиваясь, чтобы те также следили за наличием ГМО в своей продукции.
В целом, для улучшения качества необходимо усиление ответственности производителей продуктов питания, считает А.Горский. Вспомним настоящую эпидемию массовых отравлений, охватившую этим летом детские учреждения. При этом закупались продукты нередко в серьезных торговых сетях, а не в каких-то "левых" оптовых магазинах. А в Челябинске в мясе, предназначенном для детских учреждений, и вовсе был обнаружен тяжелый металл кадмий. Проблема в том, что продукты для госучреждений, как правило, закупаются посредством тендеров, рассказывает представитель Роспотребнадзора. В них зачастую побеждает тот, кто предлагает наименьшую цену. "За низкой ценой стоит низкое качество продукции. Производители зачастую экономят на транспортных издержках, что приводит к порче продукции, так как не соблюдаются элементарные нормы, плюс полностью отсутствует производственный контроль над выпускаемой продукцией", - отметил эксперт. При этом он добавил, что Роспотребнадзор не отвечает за качество напрямую. Ведомство ответственно за надзор, а вопрос качества полностью в компетенции производителя.
В качестве стимулирующих мер по улучшению выпускаемой продукции, А.Горский видит ужесточение штрафных санкций, а также пересмотр требований к компаниям участникам тендера. В качестве условий необходимо выдвигать не только дешевизну, но и соответствие товара санитарно-гигиеническим нормам. Соответствующее предложение Роспотребнадзора будет передано на рассмотрение в исполнительные органы власти, сообщил он. А до той поры покупателям остается лишь внимательно читать, что написано на этикетке продуктов в супермаркетах. И помнить о том, что дата на упаковке расфасованного продукта относится к моменту фасовки, а вовсе не производства. Так что даже если число сегодняшнее, не факт, что вы не держите в руках так называемую "просрочку". А чем дольше продукт пролежал на прилавке, тем выше шанс, что в нем начнут размножаться вредоносные бактерии. В общем, как говорится, наше здоровье – в наших руках.