В настоящее время во всех регионах Туркменистана, кроме столицы, мука распределяется по карточной системе, согласно которой норма отпуска на одного члена семьи составляет от 4 до 6 килограммов в месяц. Завершившаяся зерноуборочная страда показала, что предстоящей зимой в стране сохранятся трудности с мукой, прогнозируют обозреватели NBCA в статье "Туркменистан: возможная нехватка зерна вызывает беспокойство", опубликованной 25 июля 2008 года.
В ней, в частности, говорится:
20 июля в Туркменистане торжественно отметили ежегодный праздник урожая Галла байрамы.
Президент Гурбангулы Бердымухаммедов объявил о завершении зерноуборочной страды и поздравил земледельцев, однако впервые за много лет официальной информации о количестве собранного урожая пшеницы обнародовано не было.
Это может означать только одно, заявленный план по зерну не выполнен, полагает один из ашхабадских обозревателей NBCA.
В 2008 году власти запланировали получить 1 миллион 600 тысяч тонн зерна, что, по их мнению, достаточно для обеспечения продовольственной безопасности страны.
Согласно официальной статистике, в прошлом году урожай составил 1,2 миллиона тонн, а по независимым подсчетам - около миллиона тонн.
Согласно независимой оценке специалистов министерства сельского хозяйства США 2005 года, ежегодная потребность Туркменистана в зерне составляет около 2,5 миллионов тонн.
21 июля, на заседании кабинета министров, министр экономики и развития Гурбанмырат Гурбанмырадов сообщил, что в настоящее время разрабатывается Программа обеспечения населения продовольствием на 2008-2012 годы, которая включит в себя рассчитанные потребности людей в продукции животноводства, овощеводства и хлебобулочных изделиях.
Правительство озаботилось этой проблемой после того, как на фоне мирового роста цен на продовольствие и сокращения поставок странами-экспортерами зерна, в Туркменистане начались перебои с мукой.
Туркменистан ежегодно импортирует продовольственное зерно из Казахстана и России, поскольку в засушливых климатических условиях на полях страны выращиваются в основном кормовые сорта пшеницы, непригодные для производства муки, и даже в случае получения необходимого количества собственного зерна, от импорта отказаться будет невозможно.
Наблюдатели NBCA в различных регионах Туркменистана говорят, что о нынешней сложной ситуации с мукой и зерном можно судить по растущим ценам на эти продукты на рынке, по очередям у хлебных магазинов и по качеству выпекаемого хлеба.
«В ашхабадских магазинах хлеб есть почти всегда, а в областных центрах - Туркменабате, Дашогузе, Мары - хлеб в магазинах не залеживается, - рассказывает один из обозревателей NBCA по Туркменистану. - Особенно быстро раскупаются дешевые буханки по 1000 манатов (около 7 центов), когда в магазине этот хлеб заканчивается, люди вынуждены покупать лаваши и буханки из белой муки, но в два раза дороже».
В настоящее время во всех регионах страны, кроме столицы, мука распределяется по карточной системе, согласно которой норма отпуска на одного члена семьи составляет от 4 до 6 килограммов в месяц. По карточкам продается дешевая местная мука первого сорта стоимостью в 3 тысячи манатов (21 цент) за один килограмм.
На рынке и в коммерческих магазинах продают в основном российскую и казахстанскую муку высшего сорта стоимостью 75 тысяч манатов за один пятикилограммовый пакет (около 5 с половиной долларов США).
Однако высококачественную муку покупают лишь состоятельные горожане.
«Лично я предпочитаю российскую муку, беру не более 5 килограммов, и мне на семью состоящую из двух человек хватает на несколько месяцев. Но многодетная семья вряд ли сможет себе этого позволить, слишком дорого», - делится мнением одна из городских домохозяек.
В сельской местности хлеб традиционно выпекают дома, для этого каждая семья приобретает муку большими мешками по 50 килограммов, каждый из которых расходуется за один-полтора месяца.
Комментаторы подчеркивают, что сельские жители пессимистично оценивают предстоящий осенне-зимний период в плане обеспечения страны продовольствием. Опасаясь голодной зимы, крестьяне не надеются на поддержку государства, и стремятся самостоятельно обеспечить свои потребности в зерне.
«Люди засеивают пшеницей даже свои приусадебные участки», - говорит собеседник NBCA из северной Дашогузской области страны.