В общем объеме производства валовой продукции сельского хозяйства России более половины производится малыми формами хозяйствования (МФХ). Этот сектор дает, в частности, 88 процентов картофеля, 78 процентов овощей, более половины всего молока и мяса. В Дагестане же на их долю приходится более 80 процентов продукции: так, в личных подсобных (ЛПХ) и крестьянских (фермерских) хозяйствах (КФХ) выращивают почти весь картофель, овощи, плоды. Этим объясняется перенос акцентов работы Минсельхозов как России, так и Дагестана на МФХ, создание рабочей группы по развитию малого предпринимательства на селе.
Напомним, в нашей республике создано около 40 тысяч КФХ и на порядок больше – 400 тысяч ЛПХ. В этой связи показательно, что министр сельского хозяйства страны Елена Скрынник отметила, что в Генпрограмме, в том числе и в целевой программе «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования АПК на 2009-2011 годы» предусмотрен комплекс мер, призванных обеспечить рост производства и реализации сельхозпродукции малыми хозяйствами, повышение уровня жизни сельского населения.
Как известно, сектор малого предпринимательства на селе представлен различными организационно-правовыми формами. Во-первых, это КФХ, включающее в себя как крупные хозяйства с одним или несколькими учредителями и десятками наемных работников, которые по сути ничем не отличаются от сельскохозяйственной организации, так и семейные фермы, похожие по экономическим характеристикам на ЛПХ. Во-вторых, это индивидуальные предприниматели (ИП), ведущие как сельскохозяйственную, так и несельскохозяйственную деятельность на селе. В-третьих, ЛПХ, значительная часть которых ведет производство ради получения денежных доходов. Последние не зарегистрированы в этом качестве, но де-факто являются КФХ. В-четвертых, это малые сельхозорганизации, число которых должно возрасти в связи с установлением новых критериев для малых предприятий.
Эта дифференциация ранее не учитывалась при проведении государственной аграрной политики. Например, на КФХ, независимо от того, корпоративные они или семейные, распространяются одни и те же меры поддержки. ИП, ведущие бизнес в сельской местности, не имеют особых преференций, по сравнению с городскими коллегами, хотя работают в более трудных условиях. У товарных ЛПХ нет стимулов перерегистрироваться в качестве КФХ.
Такого рода аналитическая работа диктует необходимость совершенствования мер по государственной поддержке МФХ. Например, по части совершенствования нормативно-правовой базы предполагаются поправки к Федеральному закону (ФЗ) «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», выделение семейного крестьянского хозяйства, учрежденного членами одной семьи, при ограничении использования наемного труда. Предлагают также представить им особые преференции (например, налоговые «каникулы» на 5-10 лет) с тем, чтобы стимулировать перерегистрацию товарных ЛПХ в семейные КФХ.
Во-вторых, есть намерение улучшить правовую базу сельскохозяйственных потребительских кооперативов (СПоК), изложив более четко нормы ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» в частях несения членами солидарной ответственности по обязательствам, выплаты дивидендов ассоциированным членам кооператива, взимания налога только с прибыли, остающейся в кооперативе после её распределения между членами. А сейчас налог взимается дважды: в начале с кооператива, а затем – с члена кооператива.
Для МФХ очень важна доступность средств государственной поддержки и прежде всего – субсидируемых кредитов. Определенная работа в этом направлении уже делается. Так, объем государственной поддержки из федерального бюджета на их развитие в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК» увеличился с 2,4 млрд. рублей в 2006 до 6 млрд. рублей в 2009 году. По Дагестану, например, за последние пять лет ЛПХ получили более четырех миллиардов рублей субсидируемых кредитов, по КФХ объем краткосрочных ссуд достиг 800 млн.рублей, им же выдан значительный объем инвестиционных кредитов.
Кроме того, по линии Минздравсоцразвития РФ на поддержку предпринимательства и самозанятости на селе только в 2009 году выделено шесть миллиардов рублей. Работа по поддержке сельского предпринимательства проводится и по линии Минэкономразвития РФ. Тем не менее в Минсельхозе РФ считают, что общий уровень господдержки МФХ еще недостаточен. В реестре бюджетополучателей значится всего 32 процента КФХ, осуществляющих сельхоздеятельность, 15 процентов товарных ЛПХ и менее трети функционирующих СПоКов.
В этой связи там считают необходимым рост объемов субсидий по кредитам, продолжение практики создания гарантийных и залоговых фондов, усиление поддержки сельской кредитной кооперации. Говорят и о мерах финансового обеспечения СПоКа третьего (фермерского) уровня.
По России зарегистрировано около шести тысяч СПоКов, из которых работает 67 процентов. В Дагестане их чуть более ста, из них действующих от силы десять-пятнадцать. В Минсельхозе РФ это направление работы обозначают как один из приоритетов. Главное, они утверждают, открыть доступ обслуживающим и снабженческо-сбытовым СПоКам к региональным и межрегиональным рынкам продукции и услуг, в том числе и путем формирования кооперативов второго (областного и краевого) и третьего (межрегионального или федерального) уровней.
Активно обсуждается также идея создания вокруг региональных центров так называемых агропромышленных парков. Основными их задачами обозначены развитие кооперации сельхозтоваропроизводителей, в основном КФХ и ЛПХ, и обеспечение устойчивого сбыта производимой ими продукции. Агропромпарки будут включать в себя перерабатывающие мощности, логистические центры, оптово-розничные рынки, склады, транспортные службы. Предполагается, что они поспособствуют увеличению прибыли МФХ, создадут конкуренцию крупным агрохолдингам и торговым сетям, а также новые рабочие места в сельской местности.
К сожалению, в число регионов, где формируются пилотные программы агропромпарков, Дагестан пока не включен.
В государственной аграрной политике большее значение намерены придавать обучению кадров МФХ. Сельхозакадемия им К.А. Тимирязева уже попросила руководство АККОР (Российская ассоциация фермерских объединений), Федерального союза сельхозпотребкооперативов, а также Союза сельских кредитных кооперативов представить согласованную заявку по тематике семинаров для глав и специалистов МФХ. Продолжится и консультирование представителей малого бизнеса в рамках отраслевой информационно-консультационной службы.