Вы здесь

Мукомольные предприятия ждут поддержки от премьер-министра.

Перейти к полной версии/Вернуться

Как уже сообщалось на сайте AgroNews.ru, в марте текущего года в Москве состоялось чрезвычайное совещание мукомолов. На нем было принято решение информировать руководство страны о тревожной ситуации, сложившейся на крупных и средних предприятиях мукомольной отрасли. И вот на сайте Российского союза мукомольных и крупяных предприятий появилось Обращение мукомолов России к Председателю Правительства РФ Владимиру Путину.

«Уважаемый Владимир Владимирович, - говорится в документе, - мукомольное производство России, являясь одним из основных звеньев в продовольственном обеспечении населения, сегодня оказалось в критическом положении: многие крупные мельницы закрылись, другие перешли на сокращенную рабочую неделю, но, несмотря на это, работают с убытком, что долго продолжаться не может.

Прекрасно понимая, что сейчас всем нелегко, мы не собираемся искусственно сгущать краски и просить о каких-либо льготах и преференциях. Мы хотим довести до Вас, уважаемый Владимир Владимирович, нашу глубокую озабоченность ситуацией, сложившейся в мукомольной отрасли, указать причины, породившие нынешнее положение, от которого проигрывают не только какие-то конкретные мельницы или отрасль в целом, а в первую очередь – государство и население.

Одна из основных причин – отсутствие цивилизованного рынка зерна и продуктов его переработки, непредсказуемость этого рынка.

Мукомолы вынуждены преодолевать огромные трудности из-за отсутствия здоровой конкуренции на российском продовольственном рынке, который сориентирован сегодня на продукцию низкого качества. В стране стремительно нарастают процессы производства и реализации некачественных пищевых продуктов, в том числе муки и хлеба, способных нанести непоправимый вред здоровью населения из-за наличия в них в недопустимых количествах химических веществ, остаточных элементов от применения средств защиты растений, таких как ртутьорганические пестициды, микробиологические загрязнители, игольчатые металломагнитные и другие вредные примеси, которые, накапливаясь в организме людей, приводят к тяжелым заболеваниям.

Ситуацию серьезно осложняет наличие теневого рынка зерна и продуктов его переработки, в частности муки. Такое положение в значительной степени явилось следствием отхода России от мировых тенденций развития мукомолья в направлении концентрации производства, увеличения единичной мощности мельниц. За последние 15 лет число мельниц в России возросло с 385 до 3500, превысив 25 шт. на 1 млн жителей, в то время как в развитых странах на 1 млн жителей приходится одна мельница. Большинство из быстро возведенных мельничек не имеет технических возможностей для производства качественной и безопасной для потребителей продукции, не отчитывается перед статистическими и налоговыми органами. Во многих случаях они поставляют на рынок продукцию под чужими брендами.

Одна треть муки не учитывается Росстатом. По этой причине в стране невозможно составить достоверный зерновой баланс, без которого сложно планировать сельскохозяйственное производство, переработку, продовольственное обеспечение и экспортно-импортную политику. Отсутствие зернового баланса также является одним из основных факторов нестабильности конъюнктуры зернового рынка страны, подверженности его серьезным ценовым колебаниям, что не позволяет мукомолам планировать свою деятельность даже на ближайший период. Из-за этого очень ограничены возможности выхода нашей муки на зарубежные рынки.

Существующий механизм проведения государственных интервенций несовершенен и неспособен стабилизировать зерновой рынок. Государство несет огромные затраты на их проведение и последующее хранение зерна. В то же время практически не используется элеваторно-складской потенциал мукомольных предприятий, который может обеспечить единовременное хранение 23 млн т зерна. При нормальной организации работы мельпредприятий в период массовой уборки зерна они могут закупить у крестьян порядка 10 млн т пшеницы и ржи, благодаря чему будет поддержан приемлемый для крестьян уровень закупочных цен и созданы условия для значительного сокращения объема закупочных интервенций.

Еще одна из причин тяжелого положения в мукомолье – бесхозность отрасли. По сути вот уже почти 20 лет за мукомолов, да и за других пищевиков и переработчиков, некому радеть, так как у Минсельхоза своих проблем хватает. В результате мукомолы вынуждены в одиночку бороться с непредсказуемыми скачками цен на зерно, ростом цен на услуги монополистов, с недобросовестной конкуренцией, переходящей порой в очевидный демпинг, с засильем на рынке некачественной и небезопасной для населения муки, с несовершенством законодательства, с огромным количеством административных барьеров, на что тратятся силы, средства и время, вместо того, чтобы заниматься производством, его обновлением, модернизацией и развитием.

Предложениям мукомолов не нашлось места ни в приоритетных национальных проектах, ни в государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. О нашем участии ничего не говорится и в Концепции по утверждению здорового образа жизни, хотя общепризнано, что именно через обогащение муки (как это делают во всем мире) можно эффективно и экономично решать задачу народосбережения – обеспечивать население необходимыми витаминами и минералами, восполнять пищевые дефициты, осуществлять оздоровление отдельных граждан, страдающих определенными заболеваниями.

По нашему убеждению, для исправления сложившегося положения необходимы следующие мероприятия:

1. Принятие в форме Закона РФ Технического регламента о требованиях к безопасности продуктов переработки зерна, проект которого прошел широкое обсуждение и два общественных слушания и находится в Минсельхозе РФ;

2. Пересмотр экспортно-импортной политики по продовольствию в целях перемещения акцента с экспорта зерна (что происходит сейчас) на развитие глубокой переработки зерна и государственную поддержку экспорта продуктов такой переработки, включая муку, что позволит решить многие задачи:

укрепить внутренний рынок зерна (отпадет необходимость тратить деньги на интервенции);

улучшить логистику;

создать новые рабочие места и новые продукты, которые позволят повысить эффективность производства, в т.ч. и животноводства;

придать импульс развитию зернопроизводящих территорий (включая Сибирь и Северный Кавказ);

сократить импорт дефицитных ныне продуктов высокой добавленной стоимости (крахмала, клейковины, глюкозных, глюкозно-фруктозных сиропов и др.);

ускорить развитие смежных отраслей промышленности, таких как микробиологическая и биотехнологическая;

обеспечить контроль над зерновым рынком России, находящимся ныне в значительной степени под контролем иностранных компаний.

В результате мы повысим свою продовольственную безопасность, защитим отечественный рынок от распространения генно-модифицированной продукции.

3. Введение обязательной регистрации всех производителей муки и отражение в статистической отчетности всей производимой в стране муки. При этом обязательным условием допуска на рынок мукомольной продукции должно стать наличие у мельничных предприятий необходимого технологического и лабораторного оборудования.

4. Создание органа государственного управления – комитета или агентства пищевой и перерабатывающей промышленности для решения проблем мукомольно-крупяной, хлебопекарной, макаронной, комбикормовой и других отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности, отраслевого машиностроения, разработки и реализации стратегии их развития».

«Уважаемый Владимир Владимирович, - говорится в заключении обращения, - всех предложений в письме не изложишь, но мы очень рассчитываем на то, что наше обращение послужит основанием для обсуждения проблем мукомолья России на высоком государственном уровне и позволит пробить стену равнодушия к отрасли, производящей для населения самый необходимый продукт – Хлеб».

Источник: