Удержать бы тарифы
Сбываются прогнозы: страна переживает некоторое замедление инфляции. В основном его связывают с летним периодом. Для сезона овощей и фруктов традиционно удешевление этих продуктов. Но стоит ли нам опасаться новых скачков цен на продовольствие, насколько «защищенным» в этом отношении является Ставрополье – об этом мы говорим с министром экономического развития края К. Храмовым.
— Константин Константинович, можно ли сейчас говорить о том, что проблема роста цен для нашего региона постепенно теряет актуальность и ситуация на продовольственном рынке вот-вот стабилизируется?
— Если говорить о продовольствии, то оптимизм может оказаться несколько прежде-временным. Проблема роста цен по-прежнему остро стоит и для края, и для всей России. Подорожание основных продуктов питания — пшеницы, мяса, молочных продуктов, подсолнечного масла, яиц — наблюдается на рынках Китая, Бразилии, Индии, европейских стран. И это, как уже неоднократно отмечалось, не могло не отразиться на нас.
Не секрет, что с нового года ставропольские магазины переписывают ценники практически еженедельно. Настораживает еще и то, что в этом году даже не было сезонного снижения цен на молоко и молочно-кислые продукты.
— Ну это чем-то обусловлено? Традиционно говорят о том, что подорожали газ, электроэнергия, топливо, поднялись мировые цены...
— В каждом случае складывается отдельная цепочка. Высокие цены на фуражное зерно, на комбикорм привели к тому, что многие хозяйства еще весной «пустили под нож» скот, что повлекло за собой рост цен на мясную продукцию. Кроме того, сказываются сезонные тенденции: летом идет интенсивный откорм скотины, температурный режим хранения и реализации мяса не соответствует погодным условиям на Ставрополье. Соответственно пока спрос превышает предложение — открылись шашлычные, летние площадки в заведениях общепита…
В то же время уверен, что не стоит опасаться на этот раз скачкообразного роста цен на хлеб. В таком крупном зернопроизводящем регионе, каким является Ставропольский край, это недопустимо. Задача по регулированию цен, как известно, недавно была жестко поставлена губернатором В. Гаевским перед краевыми министерствами.
— Насколько, на ваш взгляд, оказались эффективными ранее предпринятые меры по сдерживанию инфляции? Не привело ли это только к дополнительной «накрутке» цен?
— Как только «поползли» цены, в экстренном порядке на федеральном и региональном уровнях властями заключались соглашения с производителями о предельных торговых надбавках на социально значимые продукты. Считаю, несмотря на громкие слова, звучавшие по этому поводу, что это была лишь полумера. Собственно, как и повышение пошлины на экспортные товары (на некоторые виды зерновых), снижение пошлин на импортное молоко и молочные продукты, чтобы увеличить количество молочной продукции на рынке. Да, это колоссальная работа, проделанная правительством России, но сегодня, думаю, в первую очередь необходимы соглашения с естественными монополиями. Только это способно несколько удержать инфляцию. Но тем не менее на уровне страны и края возможно лишь искусственное удержание цен на энергоносители, а влиять на процессы на мировых сырьевых рынках, как вы понимаете, никто не в силах.
К слову, однозначно, что инфляционные процессы стали катализатором роста цен на недвижимость: исторически в нашей стране сложилось недоверие к банковской системе, поэтому люди вкладывают деньги в недвижимость, а бум потребительского спроса на жилье вызвал нереальный скачок цен на квадратный метр. Актуальность этой проблемы для Ставрополья наглядно иллюстрируют цифры: за последние два с половиной года средняя стоимость квадратного метра жилья на первичном рынке возросла с 18 до 45 тысяч рублей.
— В свете сказанного не могу не спросить о мерах, которые предпримет минэкономразвития, чтобы каким-то образом сдержать скачок цен на Ставрополье.
— В условиях рыночной экономики цены определяет рынок. И с этим нужно считаться. Если мы сейчас начнем ограничивать размер надбавок в торговых сетях, единственное, к чему это приведет, — к их закрытию. Работать в убыток никто не будет. Точно так же установление предельно допустимых закупочных цен на сельхозпродукцию повлечет только разорение хозяйств. Меры с изменением пошлин на ввозимые и вывозимые товары также рисковые, могут больно ударить по нашему сельхозпроизводителю. Потом придется дополнительно дотировать сельское хозяйство.
Считаю, что одна из первоочередных мер, которая способна смягчить ситуацию, — это поддержка сельхозпроизводителей, снижение налогов для малого и среднего бизнеса, введение ограничений (хотя бы временное) на тарифы естественных монополий, причем не только для населения, но и для бизнеса. И, безусловно, рост реальных доходов населения. Для этого в крае нужны дополнительные рабочие места, нужна реальная конкуренция между работодателями, нужен приток крупного капитала, соответственно необходимо создать благоприятный инвестиционный климат, произвести большие вложения в инфраструктуру. Собственно, над проработкой этих моментов и работает сейчас министерство. И пока очевидно, что край показывает неплохие темпы развития, это хороший задел на будущее.