Вы здесь

Свердловская область. Лучший способ защиты…

Перейти к полной версии/Вернуться

- Вот! Видите? Поле чистейшее! А корневая система? Сухая! Со 2 июля не было дождя. Колос не наливается. Почва осыпается, как пыль…даже рук мыть не надо. И что мы в итоге получим? — Павел Лопухов поднял скрюченные корешки пшеницы над головой, чтобы коллегам было виднее, а небесной канцелярии — стыдно: разве можно губить засухой такие посевы?!

На этой неделе в селе Покровском Артёмовского городского округа снова было многолюдно. Птицеводы и растениеводы Свердловской области съехались сюда на своеобразную учёбу. Как вырастить хороший урожай зерна, гороха и рапса? Чем защитить растения? В агрофирме «Артёмовский», учреждённой правительством Свердловской области и Среднеуральской птицефабрикой, аграрную науку постигают всерьёз. И другим советуют…

В конторе агрофирмы «Артёмовский» по-свойски окликаю молодого человека в бейсболке.

— А-а, опять меня за студента приняли! Значит, хорошо сохранился, — засмеялся кандидат сельскохозяйственных наук с двумя высшими образованиями, он же главный агроном агрофирмы Павел Лопухов. — Пойдём, уже началось! — в три шага взлетел агроном на второй этаж конторы.

Здесь шёл семинар. Специалисты одной международной фирмы разъясняли людям, на какой стадии роста злаков следует вносить тот или иной препарат и почему. В частности, приехавшая из Москвы кандидат биологических наук Елена Соколова знакомила собравшихся с последними достижениями фитопатологической науки. Проще говоря, объясняла последствия различных растительных болезней и способы их лечения. На столе лежали познавательные листовки и буклеты.

…Если бы биологи писали детективы на сельскохозяйственную тему, то убийцами урожая там значились бы сорняки, грибы и прожорливые насекомые, а спасателями и оперативниками — гербициды, фунгициды и инсектициды.

— Фирмачи сами на вас вышли? — киваю я в сторону лектора, занимающейся маркетингом (продвижением) агрохимических препаратов иностранной компании.

— Это не фирмачи, а ведущие в мире производители! — едва не обиделся Павел Лопухов.

— Лучше приобретать препараты из первых рук, — поддержал его директор агрофирмы «Артёмовский» Александр Александров. — Так надёжнее. Посредники что-нибудь не то разведут, а нам потом расхлебывай…

Надо быть усидчивым ботаником, чтобы слушать лекции о стадиях кущения и колошения злаков. Надо быть усердным химиком, чтобы вникать в тонкости смешения и разведения различных веществ — полезных для культурных растений и ядовитых для пырея, грибов рода фузариум, пыльной головни и прочих напастей. Агрономы же впитывали эти знания с ребяческим любопытством, а временами с унынием — не у всякого хозяйства сегодня хватит сил и средств на приобретение современных лекарств для защиты растений. Государство дотирует их покупку (от 30 до 70 процентов), но сначала надо самому вложиться.

Просидев так пару часов в конторе, участники семинара, наконец, отправились в поля. Тут-то и увидели самое интересное. Опытные делянки, обработанные для сравнения теми или иными средствами защиты растений, простёрлись на тысячи гектаров. Накануне представительной встречи поля слегка обкосили — чтобы не топтаться по посевам где придётся. Но разве знатоков удержишь. Пока представители фирмы-производителя детально описывали суть аграрной «логистики», народ кто в одиночку, кто парами углублялся в поле — присматривался к колоскам, разминал их пальцами — надо было воочию убедиться в силе применённых здесь препаратов.

Кабы артёмовцев не подвела засуха, они поразили бы коллег не только безупречной чистотой посевов, но, как следствие — небывало высокой урожайностью пшеницы, ячменя, овса. И всё же, несмотря на июльскую сушь, и здесь, и в других хозяйствах области намереваются нынче собрать урожай зерновых не ниже среднего. Там, где злаки сеяли рано и щедро вели прикорневую под-кормку (уж это-то в агрофирме «Артёмовский» делают повсеместно и обязательно), растения успели сформировать пышную корневую систему и вытянули из почвы достаточно влаги.

На других полях аграриев познакомили с интересными сортами гороха — стебли его торчали вертикально. Косить такой горох удобно, не то что былые — лежачие сорта бобовых.

— Любуйтесь и покупайте у нас семена на будущий год! — не удержался от саморекламы главный агроном, увлекая нас на рапсовое поле.

Здесь удивили иные хитрости. Уберечь первые листочки этого могучего бобового растения от крестоцветной блошки, оказывается, полдела. С этим артёмовцы справились на славу. А вот убрать рапс так, чтобы его микроскопические плоды не просыпались из стручков на почву, сложно до невозможности. Пока макушка высокого растения цветёт желтыми цветом, тонкие стручки посередине стебля ещё худы, нижние же стручки уже распухли от семян и готовы просыпаться на землю — только тронь.

Чего только ни придумали агрохимики ради облегчения битвы за урожай этой культуры. Есть препараты, выравнивающие созревание и высыхание бобов рапса накануне уборки. Изобрели даже склеиватель стручков — что бы те не просыпались раньше срока. Одна беда — склеенные створки стручка держат влагу, и созревание прекращается. Так что биоклей артёмовцы не используют. Ещё один фокус — сделать так, чтобы все цветки рапса цвели одновременно, а значит и стручки наливались бы дружно. Есть и для этого препарат.

Рапсовое масло — продукт востребованный. Рапсовая культура — очень продуктивна, даже если на одном поле удается собрать более двадцати центнеров бобов с гектара, а на другом — лишь пять. Всё равно деньги в карман положишь, говорят специалисты. В агрофирме «Артёмовский» предполагают намолотить в среднем 12–15 центнеров рапса с гектара.

По ходу полевой экскурсии Павел Лопухов так эмоционально рассказывал о крестьянских делах и полевых работах, что репортёры с трудом увлекли главного агронома на край поля:

— Агрофирма «Артёмовский» работает очень интенсивно со средствами защиты растений, — ещё раз пояснил повод встречи с коллегами П. Лопухов. — В течение последних двух лет мировой производитель поставляет нам гербициды (средства от сорняков, — Т.К.) и фунгициды — лекарства от грибковых заболеваний. В этом году мы первыми в Свердловской области обработали фунгицидами пять тысяч гектаров. Стоило это порядка пятисот рублей на гектар. Что это дало? Во-первых, защиту семян — они показали большую полевую всхожесть, что даст прибавку урожая на четыре-пять центнеров с гектара. В этом году неплохо показали себя и инсектициды (средства от вредных в полеводстве насекомых, — Т.К.). Словом, мы работаем по полному спектру защиты. Все одиннадцать тысяч гектаров озимых и яровых культур в агрофирме обрабатываются на сто процентов, начиная от протравливания семян и заканчивая фунгицидной обработкой, повсюду ведём и подкормку удобрениями.

— Значит, денег на это не жалеете?

— Деньги идут к деньгам. С одной стороны, мы несём серьёзные затраты, с другой — повышаем урожайность.

…При высокой урожайности это аграрное подразделение прицефабрики Среднеуральской, руководит которой заслуженный работник сельского хозяйства Сергей Эйриян, может на 50–60 процентов обеспечить зерном свое производство.

А с коллегами артёмовцы щедро делятся знаниями и опытом. Не случайно в разгар рабочей недели на совещание к ним съехалась «половина области» — специалисты и фермеры из Ирбитского, Алапаевского, Красноуфимского, Краснотурьинского и других округов. Многие узнали здесь немало нового.

Татьяна КОВАЛЁВА

Источник: