Вы здесь

Иностранцы берутся за русское село.

Перейти к полной версии/Вернуться

В России на долю фермеров приходится лишь 10% сельского хозяйства.

Поможет ли опыт иностранных фермеров возродить российское сельское хозяйство, или у России и в аграрном секторе свой особый путь?

По данным российской Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов (АККОР), сегодня в России работает несколько десятков зарубежных фермеров. «У нас есть немцы, датчане, голландцы, китайцы. Сюда многие хотят приехать, ведь земли у нас много», - говорит представитель ассоциации Вячеслав Телегин.

Для иностранцев фермерство в России - это хороший бизнес, считает Сергей Беляков, руководитель ассоциации фермеров Вологодской области. «У нас аренда 1 га земли стоит 50 рублей в год, а в той же Финляндии фермер платит около 2 тыс. евро», - говорит он.

Сами иностранцы не отрицают, что приехали в Россию, прежде всего, заниматься бизнесом. Они говорят, что дела не всегда идут гладко: землю дают только в аренду, для оформления участка требуется множество справок, в селах не всегда просто найти квалифицированных работников и вдобавок ко всему нужно учить русский язык.

Тем не менее, на жизнь предпочитают не жаловаться и уезжать из России в ближайшее время не планируют.

«Хартленд Фармз», или история Ричарда
В 2002 году британец Ричард Виллоус взял в аренду около 12 тыс. га земли под Пензой в 650 км от Москвы. Большую часть этих площадей местные колхозники не использовали в течение многих лет.

Виллоус основал в России агропромышленную фирму «Хартленд Фармз». Сегодня его компания сеет на арендованных угодьях пшеницу, рожь, пивоваренный ячмень и подсолнечник.

Виллоус говорит, что фермерский бизнес идет успешно. «Вся производимая нами продукция поставляется на внутренний рынок. Например, мы - основные поставщики зерна местного хлебокомбината», - сказал британец в интервью BBCRussian.com.

На вопрос, не боится ли он, что через несколько лет договор аренды могут аннулировать, Ричард отвечает, что любые инвестиции подразумевают риск. «Мы взяли землю на 49 лет. Мне этого времени вполне хватит. А дальше видно будет», - уверяет он.

Виллоус не отрицает, что трудности в работе есть, но в будущее смотрит с оптимизмом. Он считает, что любые проблемы можно решить. Пока для него самая большая трудность - лингвистическая. «Мне очень стыдно, но я до сих пор не смог осилить русский язык», - говорит он.

Маленькая Италия, или история Пьетро
А за селом Медное в Тверской области, примерно в 200 км от Москвы, несколько лет назад появился свой маленький уголок Италии - ферма Fattoria del Sole.

Она занимает приблизительно 16 га земли. На территории фермы стоят несколько деревянных построек, чем-то напоминающие теремки из русских народных сказок. Владеет хозяйством итальянец Пьетро Мацца с женой Жанной.

Пьетро говорит, что приехал в Россию в 1999 году, чтобы познакомиться с родителями будущей русской супруги, но потом ему пришла в голову идея организовать ферму по производству домашнего сыра.

Он взял в аренду старый пищекомбинат под Тверью и наладил производство «рикотты» и «моццарелы». Теперь Пьетро хочет совместить свой агробизнес с туризмом. В сотрудничестве с местными туристическими фирмами он устраивает по ферме экскурсии с дегустацией сыров.

Пока посетителей не очень много, но Пьетро не унывает, надеясь привлечь состоятельных туристов из Москвы и Санкт-Петербурга.

Столкнулся итальянец и с проблемами в своих отношениях с местной властью. Уже несколько лет тянется судебная тяжба по поводу налогов, которые фирма платит с обрабатываемых земель.

Но сворачивать бизнес Пьетро не спешит. Наоборот, он готов его развивать и планирует наладить поставки сыра в московские рестораны.

Особый путь?
Сергей Беляков, АККОР Вологодской области
На своих фермах иностранцы стараются внедрять передовые технологии, привозят в Россию современную сельскохозяйственную технику и создают рабочие места для бывших колхозников.

Казалось бы, в стране, где постоянно говорят о том, что сельское хозяйство находится в кризисе, а денег на его развитие нет, фермеры-иностранцы могли бы стать чуть ли не панацеей.

Однако в России их опыт оказывается невостребованным. В министерстве сельского хозяйства на вопрос BBCRussian.com ответили, что у них иностранцами специально никто не занимается.

В российской Аграрной партии соглашаются с тем, что иностранцы могут принести пользу, но утверждают, что «у России собственный путь развития, и иностранные методы не всегда подходят».

Впрочем, есть и те, кто считает по-другому. «Нет у России никакого особого пути, есть общемировой путь экономического развития сельского хозяйства, - говорит Сергей Беляков, представитель Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Вологодской области. - И нам нужны фермеры-иностранцы, чтобы учиться у них, как обрабатывать землю».

Пока российские политики ведут спор о том, нужны или нет России фермеры-иноземцы, сами иностранцы продолжают обрабатывать свои наделы, надеясь только на то, что в ближайшее время в России не произойдет никаких катаклизмов.

Екатерина Безгачина BBC

Источник: