В Зауралье подвели итоги работы сельскохозяйственной отрасли. Четыре предприятия региона удостоены званий лауреатов и дипломантов ежегодного конкурса «100 лучших товаров России», их работа названа ориентиром для руководителей предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. Учитывая их достижения, департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности региона готовит новые правила работы отрасли, передает «УралПолит.Ru».
Как отметил в своем выступлении начальник управления развития сельских территорий департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Н. Евстратенко, сегодня, в условиях мирового кризиса и роста цен на продукты, задачей номер один является обеспечение продовольственной безопасности. Курганская область обеспечивает себя хлебопродуктами, картофелем, овощами, зерном. Среди задач на ближайшую перспективу: увеличение объемов производства молока, мяса, рыбопродуктов.
Итоги работы отрасли, по оценке первого заместителя губернатора, директора департамента Н. Логинова, требуют серьезной перестройки. Он недоволен тем, что муниципалитеты не выполнили соглашение по развитию переработки сельхозпродукции, подписанное с департаментом на прошлый год. «Вице-премьер В. Зубков уже объявил, что те, кто не выполнил соглашение, получат финансовую поддержку в этом году в урезанном объеме. Это и вас ожидает», – отметил Логинов.
Анализ показал, что крупные базовые предприятия работают стабильно, а резерв малых производств, которые могут значительно и оперативно нарастить объемы и насытить рынок, используются очень слабо. Примером может послужить мясокомбинат «Велес», который раздал в Частоозерском районе на откорм на личных подворьях сельчан 600 поросят, помог с кормами и ветеринарным сопровождением и теперь получает мясное сырье высшего качества для переработки, а хозяева ЛПХ весьма солидные доходы. Однако этот пример пока единичен.
Н. Логинов в очередной раз призвал товаропроизводителей и переработчиков не пытаться решать свои проблемы в одиночку, а формировать ассоциации для грамотного лоббирования своих интересов, согласования интересов по всей цепочке «производство-переработка-торговля».
По данным департамента экономического развития, торговли и труда, емкость внутреннего рынка продовольствия составляет около 24 млрд рублей, а местная переработка всех видов дает товаров лишь на треть этого объема. Как заявил заместитель губернатора Н. Болтнев, эту серьезную нишу надо закрывать собственными усилиями.
Тем временем на рынке сложилась достаточно противоречивая ситуация. По данным сельхоздепартамента, в 2009 году на прилавки зауральских магазинов поступило более 136 видов новой пищевой продукции. 28 предприятий региона имеют право маркировать продукцию знаком «Зауральское качество», всего такого права удостоено 517 видов продукции.
С одной стороны, хорошо, что объем продаж молока и молочной продукции вырос в 1,3 раза. Но доля молока и молочных продуктов собственного производства в балансе ресурсов составляет только 79%, причем за 2009 год доля ввозимых продуктов возросла почти вдвое – с 10 до 18%. Вырос на 12,5% объем выпуска мясных продуктов, но инвестиции в развитие производства мяса и мясопродуктов упали. Производство хлеба в рублях выросло на 2,6%, а в физических объемах также снизилось к уровню предыдущего года на 13%. Некоторые руководители предприятий объясняют это экономическим кризисом, жесткой конкуренцией. Но не все готовы к конкурентной борьбе.
Антимонопольная служба, анализируя, например, молочный рынок, пришла к выводу, что на рынке Зауралья закупочные цены на сырое молоко для поставщиков из-за пределов области устанавливаются переработчиками на 14-50% выше, чем для местных производителей. Основная доля – более 50% – на этом рынке принадлежит филиалу «Шадринский» компании «Юнимилк». Крупные производители сырья при этом ставятся в более выгодное положение, обеспечивая необходимое качество и объемы поставок. Одновременно число таких производителей сокращается, что, как считают антимонопольщики, может привести к росту закупочных цен и стоимости конечного продукта на прилавках.
Так что у фирм в этой отрасли в регионе впереди много работы. Новые техрегламенты (на мясо и мясопродукты, к примеру) которые скоро станут законом, требуют от предприятий трезвой оценки своих ресурсов, технологических, кадровых и иных возможностей. Департамент предупредил: от того, как менеджеры отрасли распорядятся всем этим, зависит их присутствие на рынке в ближайшее время.