Активность крупных инвесторов, а еще в большей степени – разговоры о якобы идущей массовой скупке подогрели интерес руководителей сельхозпредприятий к заключению долгосрочных договоров аренды.
Схлестнулись...
В Змеиногорском районе хозяйство «Савушинское» заключило такой договор аренды на земли из фонда перераспределения на 49 лет – максимально разрешенный срок. «Отдаем земли в долгосрочную аренду тем, кто проводит межевание за свой счет», – объяснил Петр Остапченко, глава района. В Егорьевском районе, как сказали в администрации, вся земля из фонда сдана на 49 лет. Право аренды выставили на аукцион – и некоторые участки были сданы аж по 1000 рублей за га. Сумма небывалая, но в районе довольны: деньги пойдут в бюджет.
В Залесовском районе желающих заключить такой договор пока немного. Но местные власти таких арендаторов всячески приветствует. «У нас два руководителя оформят такие договоры в этом году, это те, кто смотрит в будущее», – поясняет Федор Траутвейн, глава района. В Косихинском же районе какое-то время назад за землю из фонда «схлестнулись» два крупных фермера. Право аренды, как и положено, выставили на торги, и цена за гектар дошла до 900 рублей – в несколько раз выше, чем обычно.
Где-то идет борьба за земли фонда. А в том же Змеиногорском районе предприятие «Мельник» (Рубцовск) договорилось с дольщиками: те согласились передать землю в аренду на три – пять лет (тогда как раньше все договоры заключались на 11 месяцев), а «Мельник» – подкорректировать размер арендной платы через год с учетом инфляции.
Можно без дотаций
И все же страхи, которые сегодня испытывают крестьяне, говоря о скупке земель, понятны. Во-первых, цена на этот главный актив края занижена. В прошлом году за один га сельхозземли платили в среднем 1000 рублей. Для сравнения: в Канаде – 260–300 долларов. Значит, найдутся денежные мешки, которые захотят «припарковать» деньги: как говорится, хватай, пока не подорожало.
Во-вторых, крупные инвесторы повышают цену всей земли. А платить больше продавцам или арендодателям ой как не хочется.
А между тем повышение цены земли может быть выгодно не только местным бюджетам, но и тем, кто на ней работает. «Проведение аукционов, в которых главную роль играет цена гектара, – способ пополнить бюджет района и отобрать самые эффективно работающие сельхозпредприятия, – говорит юрист Сергей Тимченко.– Конкурс, на котором играют роль и другие условия, зачастую приводит к потерям бюджета».
Один из глав районов был еще более категоричен: публичные аукционы и передача земли сельхозназначения в частную собственность позволили бы району вообще отказаться от дотаций. Не забудем и другой плюс: когда актив, находящийся в распоряжении крестьян, подорожает до реального уровня, его залоговая цена тоже вырастет. А значит, вырастут и финансовые возможности АПК.
Надежда СКАЛОН