Вы здесь

Отечественный рынок органических товаров пока не может найти российских поставщиков и потребителей

Перейти к полной версии/Вернуться

В то время как на Западе спрос и предложение на рынке органических продуктов и других экологически чистых товаров стремительно растет, в России потребительский интерес к такой продукции остается достаточно низким. Редкие попытки приобщить россиян к потреблению товаров с ярлыком «органик», как правило, заканчивались неудачей. При этом социологические опросы показывают, что в столице уже каждый второй покупатель готов переплачивать за экологию своей продуктовой корзины. О состоянии российского рынка органических товаров и проблемах его развития корреспондент «НГ» побеседовал с генеральным директором ЗАО «Био-Маркет» Евгением Тростенцовым.

– Сколько магазинов в вашем проекте и какие товары в них представлены?

– Экосупермаркет «Грюнвальд» на Рублевском шоссе в Москве пока единственный. Он открылся осенью 2006 года. В планах предусмотрено открытие сети экосупермаркетов, однако сначала необходимо создать благоприятный фон для достаточной потребительской активности, ведь в России рынок органических продуктов находится в самом начале своего развития. В Москве уже были попытки открытия магазинов органических продуктов, но эти проекты просуществовали недолго. В первую очередь, как мне кажется, потому, что предлагали ограниченный ассортимент товаров, как правило, состоявший из продуктов длительного хранения. Мы же попытались собрать на прилавках все, что необходимо человеку в повседневной жизни. Более трех тысяч позиций, включая бакалею, мясо, рыбу, косметику, детские товары, средства по уходу за домашними животными и т.д.

– Как вы оцениваете сегодняшнее состояние рынка органических продуктов в Европе и в России?

– В Европе экосупермаркетов достаточно много, например, в Берлине на 2 миллиона жителей приходится более 350 магазинов. Органическое питание – один из самых динамично растущих сегментов продовольственного рынка в мире. Так, на Западе его рост достигает 20% в год. Этому способствует ряд факторов, среди которых постоянно ухудшающаяся экологическая обстановка и скандалы вокруг трансгенных продуктов. Подобные проблемы есть и в России. Однако здесь сегмент органической продукции развивается не столь стремительно, как в других странах, и на это есть свои причины. Во-первых, не сформирована политика государства относительно рынка органической продукции, да и российские предприятия сегодня больше ориентированы на массовое производство продукции среднего качества. Во-вторых, в масштабах России по-прежнему довольно низкий уровень спроса на органические продукты. Поскольку этот рынок в России сформирован продукцией иностранных производителей, органические продукты воспринимаются как элитные, доступные только людям с высоким уровнем дохода. Но положительная тенденция покупательской активности прослеживается. По данным статистики, 56% москвичей готовы платить больше за экологически чистые продукты, а в наиболее высокодоходных группах эта доля возрастает до 78%. Это объясняется не только стремлением следовать модным тенденциям. Все больше россиян начинают заботиться о своем здоровье и хотят повысить качество своей жизни. При этом одним из основных препятствий для увеличения спроса на органические продукты является низкая осведомленность целевой аудитории о товарах данной категории. Однако если делать выводы, основываясь на показателях продаж, то можно говорить о положительной динамике.

– Как изменился за последнее время покупательский спрос на органическую продукцию, кто ваши клиенты?

– Вначале мы рассчитывали на категорию покупателей с доходом выше среднего, но в последнее время прослеживается тенденция покупательской активности у людей со средним уровнем достатка. Как я уже говорил, россияне все больше начинают заботиться о своем здоровье и качестве жизни. Большой популярностью пользуются товары для детей. Молодые родители в нашей стране очень серьезно относятся к здоровью своих чад, и если многие из них пока не могут позволить себе постоянно питаться органическими продуктами, то для детей они выбирают только лучшее. Кроме того, хорошо покупают фрукты, овощи, молочную и мясную продукцию – то, что в традиционном производстве подвергается наибольшему воздействию химикатов.

– Каковы, на ваш взгляд, перспективы дальнейшего развития этого рынка в России, с какими проблемами приходится сталкиваться?

– Основная проблема – это отсутствие государственной политики относительно рынка органической продукции. Не разработаны государственные нормы производства и сертифицирования органической продукции. Мы ведем работу над программой по разработке технических регламентов органического сельского хозяйства и производства органической продукции. Но это довольно долгосрочная программа. Если взглянуть на ситуацию в целом, то возможности этого рынка для российских производителей довольно привлекательны. На сегодняшний день органическая продукция является свободной нишей на продуктовом рынке и есть возможность представить свой продукт в высоком ценовом сегменте. При этом российское сельское хозяйство и природные ресурсы представляют мощный потенциал для производства. И не нужно забывать, что в нашей стране существует большой потенциальный спрос на органические продукты.

– Кто ваши поставщики?

– В магазине представлены товары от 40 ведущих производителей биопродукции из Германии, Франции, Италии, Швейцарии, Бельгии и других европейских стран. Обязательной составляющей органического продукта является специальный сертификат. Если продукция реализуется под маркой «био», то производители и перерабатывающие предприятия должны быть сертифицированы по национальной или региональной программе. Эта система предполагает регулярные (минимум раз в год) инспекции и сертификацию. Таким образом, обеспечивается контроль всей цепочки от производителя до потребителя.

– Работаете ли вы с российскими производителями?

– В настоящее время в нашем магазине представлены товары только западного производства. У нас был опыт работы с некоторыми российскими производителями, однако это сотрудничество предусматривает наличие современного оборудования, новых технологий производства и, конечно же, органического сырья. В то время приходилось работать с импортным сырьем, и продукт в итоге получался весьма дорогостоящим, хотя и пользовался высоким спросом.

– Повлияют ли как-то на вашу работу нововведения Роспотребнадзора?

– Несомненно. Формализация характеристик органических продуктов – это большой шаг, способный внести коррективы в деятельность производителей, которые сегодня беспорядочно вешают на свой товар ярлык «органик».

Источник: