Вы здесь

Продовольственный кризис в Центральной Азии

Перейти к полной версии/Вернуться

Рост цен на продовольствие, ставший в последнее время одной из самых обсуждаемых в средствах массовой информации проблем мировой экономики, наиболее болезненно сказался на беднейших странах СНГ, к которым относится ряд государств Центральной Азии. Корни этой проблемы уходят еще в советское время и кроются в самом типе социально-экономического и демографического развития региона, затрудняющем переход к современной экономике, включая интенсификацию сельского хозяйства. В случае дальнейшего усугубления кризиса, одним из проявлений которого является дефицит продовольствия, его долгосрочные последствия в виде резкого снижения уровня жизни и увеличения вынужденной миграции на территорию России могут оказаться весьма серьезными.

Первые симптомы того, что республики Средней Азии не в состоянии обеспечить себя продовольствием, проявились в последние годы существования СССР. Наиболее острый характер ситуация приобрела в самой слаборазвитой в экономическом отношении республике – Таджикистане, где социальный кризис имел трагические последствия, вылившись в гражданскую войну. В основе социальных противоречий лежало резкое увеличение численности коренного населения, сопровождавшееся, по выражению российского этнолога С.П. Полякова, «далеко не адекватным развитием экономики» 1. В 1959-1989 г. численность населения Таджикской ССР увеличилась с 2,0 до 5,1 млн. чел. (в 2,5 раза), тогда как площадь пахотных земель, достигнувшая пика в конце Великой Отечественной войны, постепенно снижалась. В 1940-1989 гг. посевная площадь на душу населения сократилась с 0,6 га до 0,17 га, тогда как в среднем по СССР она составляла в конце 1980-х гг. 0,79 га.

К моменту обретения Таджикистаном независимости возможности экстенсивного роста аграрного производства были исчерпаны. В республике, 93% территории которой занимают горы, общая площадь сельскохозяйственных угодий, включая пашни и пастбища, составляла 31,3%, а пашенных земель – 19,2% площади сельхозугодий. В 1989 г. Таджикистан произвел на душу населения 60,1 кг зерна, что соответствовало ежедневному потреблению в размере 160 гр., а в 1994 г. – всего 43 кг. Дефицит земельно-водных ресурсов вел к увеличению численности незанятого населения, создавая благоприятную почву для усиления социальной напряженности2. Схожая ситуация сложилась и в других республиках Средней Азии с аналогичными природно-климатическими, экономическими и социально-демографическими условиями.

В период независимости, когда государства Центральной Азии остались один на один со своими проблемами, ситуация заметно ухудшилась. Несмотря на высокие темпы экономического роста, демонстрируемые в последнее время, ситуация с обеспечением населения продовольствием продолжает оставаться тяжелой. На протяжении последнего года негативное воздействие на нее оказали два фактора – общий рост цен на продовольственные товары, обусловленный ситуацией на мировых рынках, и холодная зима, спровоцировавшая энергетический кризис и новый виток роста цен на товары массового потребления. В особенно тяжелом положении оказались наиболее бедные страны региона, лишенные доходов от экспорта углеводородных ресурсов – Киргизия и Таджикистан. Сложная социально-экономическая ситуация сложилась также в Узбекистане и Туркмении, во многих районах которых уровень жизни коренного населения не отличается существенно от Киргизии и Таджикистана.

В Таджикистане минимальным суточным рационом в размере 2100 килокалорий в настоящее время не могут себя обеспечить 500 тыс. человек3. Более 60% продовольствия в республику, 3/4 населения которой по данным переписи 2000 г. проживает в сельской местности, завозится из-за рубежа. Основными поставщиками выступают Россия, Иран, Узбекистан и Казахстан, ввозящие в Таджикистан большую часть зерна и муки. Самостоятельно республика обеспечивает себя только овощами, фруктами и частично – мясомолочными продуктами. При этом продукция собственного производства зачастую уступает импортной по качеству и превосходит ее по цене. В структуре питания большей части населения преобладают хлеб и мучные продукты, характерные для стран с низким уровнем жизни4.

Не обеспечивает себя продовольствием и Киргизия, большую часть которой (до 95%) также занимают горы. События «тюльпановой революции» марта 2005 г. и последовавший за ними длительный период нестабильности существенно ухудшили положение в сельском хозяйстве. В 2007 г. изменение ценовой конъюнктуры привело к тому, что киргизские фермеры стали отказываться от выращивания хлопка и пшеницы в пользу риса, выращивание которого требует гораздо большего расхода и без того дефицитной воды. Еще более ухудшило ситуацию сокращение посевов пшеницы. По данным на 2007 г., Джалал-Абадская область обеспечивала себя ею только на 30%, притом, что часть этого зерна из-за разницы цен реализовывалась фермерами в соседнем Узбекистане5. В результате стоимость основных продуктов питания в Киргизии с августа 2007 г. подорожала в 2-3 раза. Как следствие, большинство населения было вынуждено сократить свои расходы, отказавшись, в частности, от мяса и фруктов6.

Несмотря на декларации о достижении «зерновой независимости», дефицит муки и резкий рост цен на хлебобулочные изделия в последние годы был зафиксирован в Узбекистане. На протяжении 2007 г. стоимость муки в Ташкенте увеличилась в 2, а тех видов хлеба, цены на который не регулировались государством, в 1,5 – 2 раза. Цена плохого по качеству формованного хлеба, сдерживаемая государством, выросла на 17,6%. Между тем, основу питания большинства узбекских семей так же, как в Таджикистане и Киргизии, составляет именно хлеб. Существенно возросла стоимость и других продуктов питания: растительного масла – в 2,5, молока – в 1,5, мяса – в 1,3 – 1,5 раза7. Ситуацию несколько сглаживает жесткое администрирование государством сельского хозяйства и продовольственного рынка, но эффективность этих мер в условиях дальнейшего роста цен может оказаться недостаточной.

Неурожай 2004-2005 гг. привел к возникновению дефицита хлеба в Туркмении, руководство которой после распада СССР также неоднократно заявляло о достижении продовольственной независимости. Как и во многих республиках Средней Азии, большая часть муки поставляется в Туркмению из России и Казахстана. Хлеб собственного производства почти несъедобен, так как производится из местной низкокачественной муки. Ситуация еще более ухудшилась после введения импортных пошлин на муку, призванных поддержать отечественных производителей. В ноябре 2005 г. власти были вынуждены ввести ограничения на продажу муки и хлеба – не более одного мешка муки (50 кг) на семью в месяц и двух буханок хлеба в одни руки. Кроме того, был введен запрет на перевозку муки из одной области в другую, для чего силовым структурам было приказано усилить блокпосты между регионами и взять под контроль цены на хлеб8. Сложная ситуация с обеспечением населения продовольствием продолжает сохраняться и после смены руководства республики. Обеспечение поставок зерна стало одной из главных тем переговоров нового президента Туркменистана К. Бердымухаммедова с президентом Казахстана Н. Назарбаевым в мае 2007 г. 9.

В настоящее время продовольственный кризис затрагивает все большую часть населения Центрально-азиатского региона. По данным ООН, деградация земель и нерациональное природопользование негативно сказываются на здоровье и экономическом положении 20-ти из 60 млн. жителей Центральной Азии10. К 2005 г. ниже уровня бедности опустилось около 25 млн. (40%) населения региона; данный показатель колебался от 21% в Казахстане до 75% в Таджикистане11. Повторение чрезвычайных ситуаций, подобных аномально холодной зиме 2007-2008 гг., может поставить значительную часть коренного населения Центральной Азии на грань выживания. Поток вынужденных мигрантов, с которым в этом случае придется столкнуться России, значительно превысит все предыдущие показатели трудовой миграции из южных республик СНГ.
Александр ШУСТОВ

Источник: