Мы едим, чтобы жить… Опасно ли употреблять в пищу ГМП? ГМП, или генетически модифицированные продукты, все в большей степени захватывают наше жизненное пространство. Ученые, сторонники генной инженерии (особенно в США), утверждают, что биотехнические продукты абсолютно безопасны для человека и окружающей среды. Скажем, вывести помидор, в который введен ген, усиливающий собственное свойство растения противодействовать фитофлоре, — не опасно. Да и культуры (самые популярные кукуруза и соя) проходят проверку безопасности в течение от 6 до 12 лет. По питательности они ничем не отличаются от обычных и даже получаются с улучшенными питательными свойствами. Противники заявляют обратное: искусственное добавление чужеродных генов сильно нарушает точно отрегулированный генетический контроль нормальной клетки. А проверки на безвредность используют крайне нечувствительные методы. Вы обращаете внимание на маркировку ГМП, покупая продукты? Свое мнение по этому поводу высказывают…
Юрий БОЧАРОВ, зам. главного врача городской больницы № 2, депутат городской Думы:
— Хожу на рынок, обращаю внимание на то, какие помидоры, клубника, черешня. Определить на глаз, конечно, трудно — выращены ли они с применением биотехнологии или нет. В нашей семье стараемся покупать продукцию местного производства. Я вообще считаю, что для нашей страны, имея такие огромные территории, которые не засеваются, стыдно быть в зависимости от зарубежных поставок. Тем более попадать в зависимость от продуктов генной инженерии. Мы вполне в состоянии, имея столько свободных пахотных земель, накормить не только свою страну, но и заграницу. Я говорю о продовольственной безопасности России. Мы должны вкладывать средства в развитие собственного сельского хозяйства, в выращивание собственной продукции. До революции чуть ли не весь мир обеспечивали пшеницей, льном. А теперь уповаем на генные модифицированные продукты, потому что они дешевле и обладают определенными потребительскими свойствами. На 50 — 70 % мы уже попали в зависимость от импорта. Американцы утверждают, что пищевые продукты, содержащие генетически модифицированные растения, безопасны. Ложь. Первый урожай «биопомидоров», насколько я в курсе, поступил в продажу в 1994 году, зерновые культуры выращены в 1996 году. За десять лет невозможно оценить, как повлияло на человеческий организм употребление ГМП, какие мутации могут произойти у человека. Требуется, как минимум, 5 — 6 десятков лет, чтобы поколения сменились. Для исследований нужны специальные методики, а не те, что проплачиваются фирмами, преследующими свой коммерческий интерес. И не такие: посмотрел на Иванова — Иванов здоров. Или фельдшер пришел к профессору и говорит: «Я хочу диссертацию защитить на тему влияния соленого огурца на смертность при падении с телеги. Один пьяный мужик упал с телеги, я ему дал соленый огурец, он выздоровел. Другой упал, я дал ему соленый огурец, он помер. Таким образом, выживаемость при падении с телеги в пьяном виде с применением соленого огурца 50 %». Так и исследуют.
Светлана ПЕТРОВЫХ, главный специалист управления городской экономики и торговли:
— Выражу свое личное мнение. К сожалению, мы не всегда располагаем полной информацией о тех продуктах, которые у нас в реализации, прежде всего, выращенных с применением генной инженерии. Лично я по возможности стараюсь, если стою перед выбором, покупать овощи и продукты питания местного производства. К мясопродуктам подход тоже очень внимательный: лучше кусок натурального мяса, чем колбаса и сосиски. Но иногда бывает, что берешь и только дома обнаруживаешь — в составе готовой продукции есть модифицированные соя или растительный белок. Опять же на помидорах не написано, в результате чего они такие красивые. Но когда на прилавках рынка не в сезон видишь помидор яркий, красный, сочный, невольно задумываешься, за счет чего он так быстро вызрел. В последнее время в прессе появляется множество статей о безопасности генетически модифицированных продуктов. Но существуют и другие доводы. На мой взгляд, столь агрессивное вмешательство в природу чревато последствиями.
Евгения ЧИРКОВА, руководитель группы стандартизации ФГУ «Череповецкий центр стандартизации, метрологии и сертификации»:
— Я лично не куплю генномодифицированный продукт, но если буду об этом знать. В России предусмотрены требования к маркировке: изготовитель обязан предоставить информацию потребителю о наличии генномодифицированных организмов и веществ. Иной порядок в США. Там разрешают новые продукты генной инженерии, утверждая, что они безопасны, если не доказано обратное. В Европе действует принцип осторожности: прежде должна быть доказана безопасность созданных генетическим путем организмов, а уж затем признана их пригодность. В нашей стране проблема находится в стадии полемики. Позиция главного санитарного врача России Геннадия Онищенко заключается в том, что нужно проинформировать население. Наши потребители грамотные, просвещенные, и они сами решат, есть им такие продукты или нет. Правда, сориентироваться бывает не просто. Если это колбаса, то в ее составе будет указано, что она содержит сою или растительный белок, который выращен с применением генетически модифицированных организмов. А если вы покупаете на рынке помидоры, которые долго хранятся, или клубнику? На ценниках таких товаров нет информации, как они были выращены. В то же время никто не бросается покупать именно эти внешне красивые овощи и фрукты. Особенно мамочки. Из каких соображений? Наверное, потому что располагают определенной информацией. По мнению некоторых ученых, к примеру, сделанная с добавлением ГМП детская смесь особо опасна для новорожденных, которые не находились на грудном вскармливании первые шесть месяцев. Они считают, что замещение генов между организмами может стать причиной неизвестных токсических эффектов и аллергических реакций.
Татьяна Ковачева №112(22275) 23.06.2008