Вы здесь

республика Казахстан: За землю надо бороться

Перейти к полной версии/Вернуться

В 2010 году казахстанцы могли бы готовиться к выбору уже третьего президента, пользоваться независимой судебной системой и не бояться политических убийств. Все это стало бы реальностью, если бы в 2005 году президентом стал... Жармахан Туякбай. С таких грез началось заседание «АйтПарка» на этой неделе.

Гостем интеллектуального клуба на этой неделе стал сопредседатель ОСДП «Азат» Жармахан Туякбай. Кандидат на президентское кресло-2005 попал под перекрестный огонь вопросов — и о китайской угрозе нашим землям, и о Доктрине нацединства, и о многом другом.

Истина в земле?

Заседание открыл жизненно важный для казахстанского общества вопрос — передача родной земли в пользование Китаю. Как известно, оппозиционная партия наметила митинг против этого мероприятия на 30 января за кинотеатром с символичным названием «Сары Арка». Но модератор клуба Нурлан Еримбетов напомнил, что власть уже объявила о том, что земли никому передаваться не будут, и задал Жармахану Айтбаевичу вопрос: зачем тогда митинг?

Оказалось, что г-н Туякбай к земельному вопросу подходит гораздо шире, нежели только с «китайской» колокольни.

- Вопрос земли достаточно сложный и затянувшийся — это вопрос земельной реформы, сельского хозяйства нашей страны, — отметил, во-первых, г-н Туякбай. — И это (риск передачи земель Китаю — авт.) только один факт, который свидетельствует о том, что сегодняшняя власть ведет по отношению к нашей земле губительную политику, которая привела к тому, что основная масса населения оказалась безземельной, превратилась в батраков. Представьте, что на земле у нас всего 140—150 тысяч населения работает. 1,5 миллиона сельских жителей считаются, по статистике, самозанятыми — «занимаются личным подсобным хозяйством», то есть на своих 20 сотках. А что там можно вырастить? Поэтому вопросы села, территориального развития, сельского хозяйства оказались сегодня самой невостребованной сферой.

Кроме этого, Жармахан Туякбай считает, что на нашу землю претендует не только Китай. Множество земель, по его словам, «отдано в аренду латифундистам, иностранным государствам». И именно с учетом всех этих факторов нужно в корне менять отношение к земле.

Г-н Еримбетов, однако, уловил в этом контексте ориентированность на национальную тему и поспешил с вопросом: «Почему вы поднимаете эту проблему? Не потому ли, что казахов сейчас стало 70% и это ваш будущий электорат?»

- Еще при создании ОСДП мы заявили о создании программы «Возрождение казахской нации», — не стал скрывать фактов лидер ОСДП «Азат», — и мы сегодня поднимаем этот вопрос не потому, что цинично хотим завоевать доверие казахов, мы исходим из того, что стабильность в нашей стране наступит только тогда, когда казахи будут чувствовать себя самодостаточно и не будут ревновать к соседу и говорить: «Почему ты лучше меня живешь?»

В этой оценке г-н Туякбай исходит из мысли, что большинство сельских жителей сегодня составляют именно казахи, которые там не имеют земли, а в городе — социальной адаптации.

Кому на селе жить хорошо?

Но национальная тема быстро пустила корни. Модератор вспомнил к слову, что недавно академик Какишев в газете «Жас Алаш» заявил, что «нужно запретить человеку, не знающему казахский язык, изучать другие иностранные языки».

- Почему вы не возразили, не высказались против? Не означает ли это, что вы заигрываете с такими крайними взглядами? — спросил он лидера партии «Азат». — Вы им потакаете, поскольку за ними могут стоять маргинальные группы, которые могут принести вам дополнительные голоса?

- «Жас Алаш» не наша газета, если бы была нашей, такие статьи не давались бы, — ответил Жармахан Туякбай, — потом, это плюрализм мнений, каждый может высказать свое мнение, главное, чтобы оно не попахивало экстремизмом и разжиганием межнациональной розни. Но социал-демократия по своим канонам — чисто интернациональная идеология, поэтому у нас национализму в любой форме дорога закрыта.

- Почему тогда вы берете контекст, что «казахи живут на селе плохо»? Почему не говорите, что просто «люди на селе плохо живут»? Это вызывает напряжение у других, — не унимался Нурлан Еримбетов.

- Большинство сельских жителей — это казахи, мы из этого исходим, — еще раз подчеркнул Жармахан Туякбай. — Абсолютное большинство переселившихся в города из сел за последние 15 лет — это казахи. Мы не говорим, что другие национальности не страдают, но в удельном весе казахи страдают больше — из этого мы исходим.

В одном окопе с Назарбаевым?

Дальше речь пошла по самой Доктрине национального единства. Г-н Еримбетов заметил, что ни одно предыдущее выступление оппозиции не было удостоено столь быстрого ответа власти, как заявление по доктрине.

- Почему власти ответили вам на следующий же день? — задался вопросом модератор.

На взгляд Жармахана Айтбаевича, это произошло потому, что «власть боится волнений». Но и оппозиция «поднимать волнения на таких тонких вопросах, которые могут перерасти в бунт» не собирается и хочет цивилизованного решения.

- Но мы не можем прийти к президенту и сказать: вы неправильно делаете. У нас один путь — жестко критиковать.

Тут возник вопрос: почему тогда в соседней России на встречи с властью приглашают все зарегистрированные партии, в том числе и оппозиционные, а у нас нет? Не уважают или боятся?

- Скорее всего, боятся, — пришел к выводу после секундного размышления г-н Туякбай, — у нас масса вопросов, на которые у них нет ответов. И потом, культура власти в России намного выше, чем у нас.

- А есть ли в нашей стране другие силы, которые могут смести и власть, и вас, и вы вместе с Назарбаевым будете в одном окопе лежать? — снова неожиданно атаковал Нурлан Еримбетов, и многие присутствующие засмеялись, представив такую перспективу.

- Дай бог! — воскликнул Жармахан Айтбаевич, — если они есть, ради бога, пусть приходят к власти, мы не говорим, что мы единственные.

- А если это религиозные экстремисты или маргинальная молодежь? — предположил модератор.

- Борьба с такими группами тоже входит в наши задачи, — парировал лидер партии.

А напоследок он сказал

Было и еще несколько вопросов, ответы на которые было любопытно услышать.

Например, осталось ли напряжение в региональных отделениях двух партий после объединения?

- Человеческий фактор всегда присутствует, и в некоторых филиалах еще есть проблемы, которые мы скоро решим, — ответил г-н Туякбай.

За или против смертной казни бывший кандидат в президенты? Оказалось, что за.

- Я за смертную казнь, но в случаях наиболее тягчайших преступлений против жизни.

- Почему мы сваливаем все недостатки на советскую колониальную эпоху?

- Спросите у Назарбаева, почему он сваливает.

- Что вы можете сказать о кадровом вопросе, которые недавно затронул Назарбаев?

- Это одна из самых ущербных составляющих в политике президента, она выстроена на преданности, а значит, субъективна.

- Почему не критиковали закон о земле, когда были во власти, а заговорили об этом, покинув власть?

- На этот вопрос я всегда хорошо отвечаю, — улыбнулся Жармахан Туякбай, — мы до конца боролись против этого закона, и я собрал всех и сказал: у вас что, совести нет?

- Какова, на ваш взгляд, политическая мотивация создания Таможенного союза?

- Необходимости для него не было, проблема входа в ВТО еще не решена, и создать ТС в таком узком кругу было невыгодно.

..В конце заседания модератор отметил честность и порядочность Жармахана Туякбая как политика, но вновь задался провокационным вопросом: удастся ли ему обрести политический вес, ведь народу с трибун придется много обещать и не все удастся выполнить.

Политик ответил, что его ухода из борьбы за власть «не дождутся».

Источник: