Вы здесь

Пищепром сортирует участников - Наступивший год заставит производителей в пищепроме либо уменьшить прибыли, либо уйти с рынка

Перейти к полной версии/Вернуться

Однако это правило не для всех. У ряда отраслей появится шанс выйти на рынки ЕС. В минусе останется только потребитель — рост цен, снижение доходов и инфляция приведут к еще большему снижению потребления.

Крылья да ножки

Одним из самых благополучных рынков в Украине остался рынок мяса птица. Даже в проблемном 2009 г. рост производства составил 14%. В новом сезоне куроводы собираются увеличить этот показатель еще на 5%. «Уже сейчас потребление курятины в Украине составляет 22-23 кг на душу населения в год, в странах ЕС — 24 кг»,— отмечает глава совета директоров ассоциации «Союз птицеводов Украины» Александр Бакуменко.

По его словам, внутренний рынок уже насыщен. Сейчас же предприятия лидера рынка — компании «Мироновский хлебопродукт» (ТМ «Наша ряба») — ожидают проверок из России. «Ждем проверок в начале февраля»,— отмечает господин Бакуменко.

В случае удачного исхода инспекции северного соседа украинский производитель подготовит к отправлению на экспорт крупные партии курятины. «Но мы надеемся на объем поставок хотя бы до 50 тыс. т»,— говорит глава совета директоров ассоциации «Союз птицеводов Украины». Хотя ранее Россия никаких отказов Украине не давала — просто инспектора не приезжали на проверки. Куриные поставки, как и винные, и сырные, имеют исключительно политический характер. Исход нынешних выборов вряд ли сможет повлиять на сложившуюся ситуацию за последние три-четыре года на экспортных рынках. Что касается опять же курятины, то здесь в РФ установлена квота. И ровно на столько, на сколько Россия сокращает объемы этих квот, для так называемых американских ножек Буша увеличивается внутреннее производство. Однако российские поставщики ждут украинскую курятину. «Мы, в отличие от США, можем поставлять не замороженную, а охлажденную продукцию»,— отмечает Александр Бакуменко.

Другим выходом в свет для курятины может стать экспорт в Европу. «Инспекция уже проведена, и мы ждем решения ЕС в ближайшем будущем»,— говорит начальник аналитического отдела консалтинговой компании «ААА» Мария Колесник. По ее мнению, это будет большой прорыв для украинского рынка мяса птицы.

На стакане

Весь груз выборов взяли на себя подакцизные товары. За последний год производители водки и пива пережили несколько повышений ставок акцизного сбора. Последним сюрпризом для крепкого алкоголя стало повышение цен концерном «Укрспирт» на 15% — до 79 грн. за 1 дал: концерн предлагает потребителям спирта подписать дополнение к договору о поставках спирта класса люкс по новой цене. В противном случае поставки не будут осуществляться.

Водочники в ответ собираются поднять стоимость своей продукции на те же 15%. Как отмечают в «Укрводке», новые цены являются экономически необоснованными. Стоимость расходных материалов при производстве спирта, в частности зерна и энергоресурсов, в четвертом квартале предыдущего года не отличалась от показателей второго квартала 2009 г. Ситуация на сырьевых рынках позволяет утверждать, что и в первом квартале 2010 г. стоимость сырья и материалов, способных влиять на ценообразование, останется на прежнем уровне.

По официальной информации, рентабельность отдельных спиртовых заводов в 2009 г. достигла 20-25%. «Почему производители алкогольных напитков и население должны оплачивать неэффективное руководство спиртзаводами. Ряд предприятий концерна готовы отпускать продукцию по цене 70-72 грн./дал, сохраняя рентабельность на уровне 8-10%, но не могут это сделать из-за монопольного положения концерна «Укрспирт»,— говорит директор ассоциации «Укрводка» Иван Жолнер.

В условиях экономического кризиса покупательная способность населения существенно снизилась. Вследствие резкого увеличения ставки акцизного сбора в июле 2009 г. алкогольная продукция уже заметно прибавила в цене. Политика концерна «Укрспирт» в ценообразовании приведет к дальнейшему повышению стоимости водки и сделает легальную продукцию еще более недоступной по цене для большинства населения. На рынке будет господствовать фальсификат, а поступления в бюджет от реализации продукции сильно сократятся.

Молочные реки, некисельные берега

В украинской мясо-молочной отрасли по прежнему все грустно. Падение количества крупного рогатого скота продолжается. А как следствие, и падение производства молочной продукции. На украинских прилавках можно увидеть все больше импортных товаров из соседних стран — Беларуси, в которой, несмотря на рост цен, производство только растет. Все программы, принятые государством, пока не дали должных результатов, да и вряд ли дадут. Производители же, которые собирались строить животноводческие комплексы, столкнулись с высокой стоимостью заемных ресурсов. А без кредитов не обойтись.

В целом же 2010 г. станет годом реабилитации после кризиса для производителей. А вот потребителю придется завязать пояс потуже. Ведь на фоне подорожания продуктов будут падать доходы населения.

Источник: "Экономические Известия"

Источник: