Банановая война, длившаяся 16 лет между ЕС и Латинской Америкой, подходит к концу. Между тем, в США могут разразиться ожесточенные дебаты вокруг этанола: стране не нужно столько биотоплива, сколько заказал Конгресс.
На протяжении 16 лет латиноамериканские производители бананов протестовали против мер ЕС по поддержанию продукции из Африки, Карибских островов и тихоокеанского региона, пишет корреспондент британского экономического журнала «МаниВик» (MoneyWeek) Саймон Вильсон (Simon Wilson).
Доля латиноамериканских бананов на мировом рынке оценивается в £10 млрд в год и эта цифра постоянно растет. Хотя латиноамериканские производители работают эффективнее и получают более дешевую продукцию, ЕС предпочитает налагать торговые пошлины для защиты фермеров из государств Африки, Карибов и тихоокеанского региона, многие из которых - бывшие колонии Британии и Франции.
Но эта торговая война – одна из самых долгих в мировой истории – похоже, подходит к концу, прогнозирует журналист. На прошлой неделе комиссар по торговле ЕС Кэтрин Эштон (Catherine Ashton), которая с 1 декабря руководит внешнеполитическим ведомством ЕС, заявила, что она надеется огласить условия облегчения пошлин для Южной Америки вскоре после переговоров в Женеве.
Предполагается, что ЕС согласится сократить импортные пошлины на латиноамериканские бананы со 176 евро за тонну до 148 евро. В течение последующих 7 лет их постепенно опустят до 114 евро. «Это почти уничтожит защиту, данную производителям ACP (страны Африки, Карибские острова и тихоокеанские государства), - считает журналист. – Согласно последнему исследованию Всемирного центра торговли и устойчивого развития в Женеве, такая мера откроет путь волне дешевого южноамериканского импорта и цены в ЕС упадут приблизительно на 12%. Страны ACP не рады, но ожидают получить 190 млн евро «помощи на развитие» в качестве компенсации».
Саймон Вильсон отмечает, что бананы - самый любимый фрукт в мире. Это четвертый по значимости продукт питания после риса, пшеницы и кукурузы. Более того, бедные страны сильно подвержены изменениям цен на них, так как тысячи людей заняты на банановых плантациях, делая тяжелую работу за минимальную зарплату.
Организация Banana Link, сообщает, что цена, которую дают производителям на треть ниже, чем семь лет назад. Это создает проблемы для рабочих и мелких производителей, доходы которых опускаются еще ниже. Так, на Зондских островах с 1992 года разорилось 80% фермеров.
Если банановая война подходит к концу, то на рынке этанола намечаются ожесточенные сражения. Дело в том, что США не смогут потребить то количество этанола, которое Конгресс заказал 2 года назад, пишет корреспондент «Нью-Йорк Таймс» (The New York Times) Мэтью Вэлд (Matthew L. Wald).
«Чтобы угодить фермерскому лобби и помочь стране избавиться от зависимости от нефти, Конгресс поручил нефтепереработчикам увеличить добавки этанола и другого биотоплива в бензин, - напоминает историю вопроса Мэтью Вэлд. – Они должны использовать как минимум 15 млрд галлонов (56,7 млрд л) биотоплива к 2012 году по сравнению с 7 млрд (26,46 млрд л) в 2007 году. Однако в то время никто не думал, что спрос на топливо в США упадет, что случилось во время рецессии. И это падение продолжится, так как машины становятся более экономными благодаря мерам правительства».
Эксперты утверждают, что рынок уже насыщен и необходимы меры, чтобы не допустить переизбытка этанола на нем. Агентство защиты окружающей среды США обладает возможностью решить эту проблему уже на этой неделе, однако каждая потенциальная мера может вызвать недовольство одной из заинтересованных групп, пишет корреспондент.
Одно из решений – повысить максимальное присутствие этанола в бензине с 10% до 15% или 20%. Против этой идеи выступают некоторые производители автомобилей. Они утверждают, что повышение содержания этанола в бензине может причинить ущерб машинам.
Другая возможная мера - отказаться от указов, определяющих использование больших объемов биотоплива. Но это может разозлить фермеров, которые продают большое количество кукурузы заводам по производству этанола и их лоббистам в Конгрессе, рассуждает Мэтью Вэлд.
Наконец, агентство может заявить, что оно ожидает дополнительных данных о том, как автомобили работают при большом количестве этанола в бензине, но это просто отложит тяжелое решение на некоторое время.