Способы оздоровления российского рынка молока просты. Для того, чтобы повысить долю прибыльных предприятий, стимулировать технологическую модернизацию производств и сократить "нездоровые" сезонные разрывы объемов и цен, нужно хотя бы на 5-10 лет обеспечить стабильное развитие отрасли. Эксперты "РусБизнесНьюс" уверены, что временные хирургические операции в виде интервенций вряд ли будут эффективны.
Правительство России намерено в 2010 году провести государственные закупки молока и молочной продукции. Об этом в начале октября заявил премьер-министр Владимир Путин, а за ним подтвердила министр сельского хозяйства Елена Скрынник. До 1 декабря Минсельхоз РФ должен разработать порядок проведения интервенций. Пока известно, что стартуют они в период "большого молока" - весной будущего года. Власти намерены закупить у аграриев продукцию, имеющую срок хранения до 8 месяцев. Речь идет о сливочном масле, ультрапастеризованном молоке, сырах. По предварительной информации, на молочные интервенции Правительство России намерено выделить около 2,8 миллиардов рублей. Еще 300 миллионов планируется направить на хранение продовольствия. Однако на каких условиях будут закупаться товары, в каком объеме и соотношении, где храниться и каким образом реализовываться - пока неясно.
По замыслу властей, интервенция должна нивелировать сезонные колебания цен на рынке молока. В период традиционного сезонного перепроизводства (весной-летом) излишки будут закупаться в продовольственный фонд, и возвращаться на рынок в осенне-зимний период, когда объемы производства традиционно падают, а спрос растет. По мнению чиновников, такая мера обеспечит стабильную доходность сельхозпредприятий в течение всего года. И в конечном результате - сократит долю убыточных хозяйств.
Молоко кипит и испаряется
Действительно, сегодня в России существует определенный дисбаланс производства молока в весенне-летний и осенне-зимний периоды. По данным Молочного союза России, традиционно в первой половине года по сравнению со второй объемы производства вырастают на 50%. Последние несколько лет молочники получают в январе около 1 миллиона тонн продукции, в июне - до 1,5 миллионов, а к ноябрю-декабрю ежемесячное производство вновь снижается до 0,9-1 миллиона тонн. При этом сезонный ценовой разрыв составляет от 5 до 20%.
По данным статистики, с января по август 2009 года в Тюменской области стоимость молока-сырья упала на 6,6%. Но с начала осени, по словам начальника отдела пищевой и перерабатывающей промышленности регионального АПК Николая Силкачева, наблюдается еженедельное повышение рыночных цен на 15-20 копеек. В середине октября -2009 оно закупалось по 9,5-11 рублей за литр.
По некоторым оценкам - с нулевой рентабельностью или себе в убыток работает около половины всех сельхозпредприятий, производящих молоко. Неэффективный бизнес приводит к сокращению поголовья стада. Как сообщили "РусБизнесНьюс" в Минсельхозе России, с 1990 года поголовье коров в стране сократилось в 2,2 раза. Ежегодные объемы производства молока упали на 24 миллиона тонн. Вместе с тем доля молочного импорта, по данным Росстата, достигла 16,5 %. Основными поставщиками продукции являются страны СНГ: например, за счет низкой себестоимости производства молока белорусская продукция на российском рынке более конкурентоспособна.
В 2009 году правительство России неоднократно пыталось ввести заградительные меры для "оккупантов": повышались пошлины, изменялся технический регламент, вводились прямые запреты на поставки для ряда заводов. Однако отечественные производители молока пока ни по объему, ни по качеству продукции не могут обеспечить полное импортозамещение. По заявлению представителя одного из крупнейших мировых производителей молочных продуктов, российское молоко уступает импортному по содержанию в нем жира и белка. Так, в Европе средняя жирность - 4,2%, содержание белка - 3,3%, а в России соответственно 3,6% и 2,9%.
Разрывы денежных тканей
Российские молочники, в отличие от чиновников, говорят о том, что главная причина высокой доли неэффективных предприятий вовсе не в сезонности производства. Наиболее яркий пример: в Свердловской области весенне-осенний "разрыв" составляет всего 10-12%. При этом, как сообщили "РусБизнесНьюс" в НП "Союзы животноводов Урала", по результатам работы в январе-июне 2009 года доля убыточных предприятий увеличилась на 25%.
Основная причина низкой рентабельность молочных ферм - неравнозначное соотношение затрат на производство и закупочных цен со стороны перерабатывающих предприятий. Как сообщили "РусБизнесНьюс" в нескольких фермерских хозяйствах Среднего Урала, сегодня себестоимость производства литра молока составляет порядка 12-13 рублей. В структуре затрат около 50% приходится на корма, 18-20% - на заработную плату. В последние годы существенно выросла доля затрат на электроэнергию. По словам генерального директора "Агропромышленного комбината "Белореченский" Виталия Дунина, раньше плата естественным монополиям в себестоимости составляла доли процентов. Сейчас на платежи за электроэнергию, тепло, газ приходится от 5 до 10% в цене молока. При этом закупочные цены на сырье на Урале колеблются от 7 рублей (в Башкирии) до 10 рублей - в Свердловской области (в апреле 2008 года были 13,5 рублей).
Рубль ценою в жизнь
До сих пор разрыв между затратами и выручкой аграриям компенсировали областные и федеральные власти. В регионах, где применялась дотационная поддержка, субсидии на 1 литр молока составляли от 1,5 до 3,5 рублей. Однако в связи с кризисом некоторые региональные власти были вынуждены сократить расходы бюджета, в том числе, за счет статьи поддержки животноводства. "В бюджете Свердловской области на 2009 года изначально предполагалось выделить 1,161 миллиард. В том числе эти деньги должны были быть направлены на субсидирование производства молока - 3 рубля на литр. Однако в мае финансирование приостановилось. Деньги за июнь мы ждали почти до конца лета. А в октябре в бюджет была внесена поправка, согласно которой поддержка животноводства была сокращена до 714 миллионов рублей. Получается, что нам компенсируют только затраты на молоко, проданное за январь-июль. Все остальное мы производили себе в убыток", - говорит исполнительный директор Союзов животноводов Урала Елена Стафеева.
Кроме того, свердловские производители сельхозпродукции до сих пор не могут дождаться 486 миллионов из обещанного 561 миллиона рублей на компенсацию затрат технического перевооружения хозяйств. По словам Е. Стафеевой, в 2008 году региональные власти отобрали ряд проектов модернизации, которым была обещана финансовая поддержка. Аграрии взяли кредиты, приобрели технику и оборудование. Но денег от властей до сих пор так и не дождались. Кредитные обязательства и отсутствие субсидий может поставить многих производителей на колени. Тогда обещанные к весне интервенции опоздают - аграриям придется резать скот, чтобы расплатиться с банками.
Вырезание не поможет
Опрошенные "РусБизнесНьюс" фермеры в один голос заявляют: не нужно выдумывать малоэффективные способы оздоровления рынка. Пусть даже минимальные, но стабильные компенсации дельты между затратами и выручкой в производстве молока позволят фермерам строить долгосрочные планы развития бизнеса, выстраивать его с учетом предсказуемых факторов. "Для сельского хозяйства очень важна стабильность. Нужны понятные, системные правила игры. Хотя бы на 5 лет вперед, - говорит Е. Стафеева. - Создание одного скотоместа стоит порядка 250 тысяч рублей. Комплекс на 1200 голов обойдется более чем в 300 миллионов. Окупаемость проектов очень длительная, и вкладываться в строительство новых комплексов, как и в модернизацию старых, в условиях "финансовой турбулентности" никто не решится. А обновление хозяйств нам жизненно необходимо. Сегодня более 80% ферм Свердловской области находятся на очень низком уровне развития".
Наиболее яркий пример прямого эффекта стабильной поддержки животноводов за счет компенсации ценового "разрыва" - в Тюменской области. Весь 2009 года аграрии без сбоев получают от 3 до 3,5 рублей за литр реализованного молока. Это позволяет им не только вернуть затраты, но и вкладывать деньги в развитие. В результате внедрения новых технологий сезонный разрыв в объемах производства молока сокращен до минимума, динамика увеличения надоев и реализации продукции - самая высокая в Уральском федеральном округе. Убыточных ферм в регионе практически не осталось - они либо канули в лету, либо перешли под управление более эффективных собственников. При этом только в ноябре этого года в регионе будут открыты 2 новые фермы на 400 и 1 200 голов. Тюменская область сегодня на 100% обеспечивает себя молоком. А к 2012 году правительство намерено на 30% увеличить объемы производства и стимулировать экспансию местных производителей на рынки соседних регионов.
Очевидно, что единовременные государственные закупки молочной продукции ситуацию на рынке не изменят. Сегодня в России, по данным Министерства сельского хозяйства, доля ферм с современным оборудованием не превышает 15%. В условиях дефицита бюджетов деньги нужно направить на поддержку конкурентоспособных предприятий, а не пытаться вытянуть из болота всех без разбора. Поэтому в данном случае изъятие с рынка "лишнего" сырья выглядит как хирургическая операция, а не системная работа по профилактике заболеваний.
Евгения Еремина