Вы здесь

Молока - море, а фермерам - горе (Башкортостан)

Перейти к полной версии/Вернуться

О чем, о чем, а о дефиците молочной продукции мы нынче забыли. Хочешь - нежирное молоко, хочешь - полужирное, а хочешь - и вовсе сливки. Сидишь на диете? Покупай кефир или творог. Решил побаловать свое чадо или же себя, любимого? Пожалуйста - сырки и йогурты на любой вкус! Сыр, масло, сметана, ряженка... Чего только нет на наших молочных полках! Посмотришь на это изобилие, и сразу же представляется идиллическая картинка: радостный фермер, везущий кувшины с молоком на продажу в город, флегматичная корова, жующая травку на зеленом лугу... Все довольны... Все счастливы...
Стоп. Не кажется ли вам, что в этой лубочной "зарисовке" что-то не так? Если да - то вы абсолютно правы!
- Судите сами, - объясняет "БАШвесту" начальник отдела развития продовольственных рынков и связи с отраслевыми союзами Минсельхоза РБ Валерий Белов. - По производству молока Башкортостан занимает первое место среди регионов России. Надои высокие, качество молока хорошее... Но вот незадача - часть этого высококачественного молока остается невостребованной. Почему, отчего?
Начнем с того, что недавно был введен техрегламент на молоко и молочные продукты. Теперь изготавливать кисломолочные и цельномолочные продукты из сухого молока запрещено. В результате сухое молоко никто не хочет закупать - даже зимой. Спрашивается - что республике делать с теми мощностями, которые уже были задействованы в этой области?
Вторая причина падения спроса - рынок перенасытился молочной продукцией. Так, в странах Евросоюза литр молока сейчас стоит всего 12 евроцентов, а германские фермеры в Брюсселе в знак протеста даже выливают молоко на площади.
Особенно ситуация обостряется сейчас, в "сезон большого молока", когда молочные фермы переходят на летние пастбища, и продукта становится еще больше, - говорит наш эксперт. - Заводы-переработчики, в свою очередь, уже не в состоянии его выкупить полностью. Что происходит дальше - нетрудно догадаться - снижение закупочных цен, падение рентабельности...
- Понятно, что это проблема не только нашего региона, - отмечает Белов. - Если заглянуть в интернет, можно увидеть, что во многих других регионах ситуация еще критичнее: вплоть до "вырезания" дойного стада. Мы до этого момента доводить не хотим. Именно поэтому и было созвано совещание под названием "О ситуации на молочном рынке РБ" с участием всех глав администраций и начальников управлений сельского хозяйства, представителей Минсельхоза РБ.
- Почему же падает спрос на молоко?
- Возможно, "виновата" современная структура питания, в которой молоку отводится все меньше и меньше места. Мы забываем, что молоко - ценнейший продукт, который не только является источником кальция, но и предупреждает развитие раковых заболеваний. Вместо него в нашем рационе появляются газированные напитки, кола и тому подобная "гадость". Кстати, с этой ситуацией уже пытаются бороться на федеральном уровне - в России даже есть специальная федеральная программа пропаганды молока и молочных напитков. До уровня регионов она, к сожалению, не дошла - а было бы неплохо. Вообще, все эти вопросы надо поднимать, если мы не хотим в ближайшее время остаться без своего товаропроизводителя.
- Есть ли другие причины?
- Конечно. Не секрет, что определенную долю молочного рынка в Башкортостане занимают поставщики из других регионов. Хотя эта доля невелика и зависит от ассортимента каждой торговой точки. Например, в республиканских ТСК, малых розничных рынках местного производителя гораздо больше. Есть сети, в которых 100 процентов нашего молока. В федеральных торговых сетях ситуация чуть хуже - приличная часть продукции завозится из пограничных областей и республик. В основном же соотношение держится в районе 80 на 20 (то есть, из 10-15 наименований два - не наши). Это с одной стороны, нормально, у нас единое экономическое пространство, но... Если мы будем у себя кормить производителя из другого региона, что получится? Ведь здесь и зарплата наших сельчан и рабочих, и налоги, которые могли бы поступить в бюджет...
Тем более, что в кризис башкирские компании и сами испытывают давление со стороны "соседей". К примеру, мы не можем выйти со своим молоком на рынок того же Татарстана. Если раньше мы продавали какие-то объемы в Оренбурге, то и они сейчас сократились в 3-5 раз (по данным одного из молзаводов, с пяти миллионов рублей продажи упали до 200 тысяч). То есть, регионы борются за свой рынок! Кто-то назовет это сепаратизмом, а кто-то - простой защитой своих интересов. Времена сейчас тяжелые, и надо отдать должное нашему региону, который в непростой экономической ситуации, "держится", выстаивает, и даже развивается. То есть, настало время проявить, что называется, патриотизм.
- Вы сказали, что местного молока на прилавках предостаточно. А какова ситуация по другим продуктам?
- Хлебобулочной продукцией мы обеспечиваем себя практически на 100 процентов. Есть, правда, несколько федеральных сетей, которые завозят хлеб из Челябинской области. С яйцами - та же ситуация: незначительная часть поступает из Казани, Оренбурга, Челябинска, но в основном (на 99 процентов) рынок занимает башкирский производитель. По мясу птицы дело обстоит хуже - 50-85 процентов. Возникает вопрос - почему? Ведь наше куриное мясо очень хорошего качества! Это подтвердила и недавняя проверка, которую проводило Управление по защите прав потребителей РБ. Тем более, что последнее время некоторые региональные поставщики взяли моду накачивать кур водой. На вид курица выглядит красиво, но после варки становится "тощей". С этим поветрием пытается как-то бороться Роспотребнадзор, вводя жесткое ограничение на содержание влаги, но пока безуспешно.
- Вернемся к проблеме молока. Что можно сделать, чтобы как-то изменить ситуацию?
- Главное - производить то, что мы можем производить, обеспечивая хорошее качество, и продавать у себя же в регионе. Ключевой момент при этом - сохранить наше сельское хозяйство, не дать погибнуть производителю. В какой-то мере нашему региону это удается - недавно Приволжский федеральный округ устраивал видеоконференцию, на которой Башкирию ставили в пример другим регионам. Оказывается, то, как мы решаем проблемы с торговыми сетями (минимизация всевозможных премий и бонусов, ну и все остальные вопросы), может пригодиться и нашим соседям. Понятно, что не все у нас получается, но мы стараемся. Да и торговля, слава богу, все понимает, - просто на нее нужно оказывать периодически какое-то давление, чтобы двигаться в правильном направлении.
- Чего же не хватает?
- Конечно же, принятия мер на федеральном уровне. То, что производство молока становится все менее и менее рентабельным - общая проблема. Долгое время муссировалось предложение субсидировать производство молока из федерального бюджета - в размере двух, трех рублей, даже пяти. Подобное предложение прозвучало и в мае этого года - но, похоже, никаких реальных шагов нам не дождаться. Были инициативы по субсидированию производства сухого молока - но и этот вопрос до сих пор открыт. Дело в том, что никто пока не знает, как это делать, по какому принципу, в каком порядке. И пока приходится решать проблемы самим.
Недавно я слышал по радио, что подготовлен очередной законопроект, касающийся торговой деятельности - он-то и будет регулировать отношения поставщиков и торговых сетей, в том числе разнообразные соглашения и особые условия поставок. Сейчас документ направлен в правительство. Впрочем, он уже два или три года "ходит" по федеральным ведомствам, и каждый раз обретает новую редакцию. Эта - уже вторая или третья. И скорее всего - не окончательная.

Источник: