Тёплым хлебом пахнет из улья. Этот сладкий запах способен лечить любую простуду, даже гайморит, убеждает Александр Бойко. Пчёл он разводит уже пять лет – на дачном участке. Удовольствие это, говорит, посильнее, чем охота и даже рыбалка.
Пчелы Александра Бойко относятся к миролюбивой карпатской породе. А вот у соседей неподалёку – среднерусские, самые суровые или, как говорят пасечники, "строгие".
Среднерусские – самые приспособленные к холодной зиме и короткому лету. Есть ещё разновидности, но в Карелии их не держат. Например, кавказских – теплолюбивых, добродушных и вороватых, любящих стянуть мёд из чужого улья. Или итальянских. А ещё есть украинские степные, дальневосточные. У каждой породы свой характер, но правила обращения с ними – одни и те же.
Роман с пчёлами у Вадима Грибанова начался со студенческой курсовой работы – 15 лет назад. Вдохновлённый ею, он купил улей. Пчеловодство тогда в республике не было развито, обучение не велось, инвентаря не было. И первый опыт по расселению пчёл оказался для Вадима весьма болезненным.
- В литературе было написано: надеть халат. Я взял у мамы аптекарский халатик, перчатки и пошел. А у пчёл есть инстинкты: если холодает, они ищут разные щёлки, чтобы залезть в тепло. Пчела была среднерусская. Вечерело. Было, как сейчас, достаточно прохладно. И с этого ящика пчёлы полетели, поползли мне под рукава, под штаны, - вспоминает председатель Карельского общества пчеловодов.
Строгость пчёл – хороший признак, объясняет Вадим, значит, развит инстинкт самосохранения. Такие и защититься смогут, и мёд себе на прокорм будут запасать активней. Поэтому на пасеке никаких резких движений, пчелы их не любят, так же, как запахи алкоголя, духов или солярки.
Казалось бы, затянувшийся весенний холод, но пчёлам он не помешал. Уже во всю цветёт ива, а в последние – тёплые – дни распустилась мать-и-мачеха. Скоро пойдут и другие лекарственные растения, потом - ягоды.
Полакомиться первым мёдом желающих хоть отбавляй. Не только люди, но и муравьи, полевые мыши пытаются проникнуть в улей. А бывает, что на пасеку забредает и сам хозяин леса.
- Последние три года у меня каждую весну приходил медведь. Поначалу ломал улья, а потом уже разбирал. Видимо, один и тот же ходил. Аккуратненько снимал корпус, крышку. Корпус уносил в кусты, там его разбирал – уносил медовые соты и соты с расплодом, а корпус снова можно было в дело запускать, - рассказывает пчеловод-любитель Александр Бойко.
Сколько пасек, столько и видов мёда, говорят специалисты. Бывает, что расстояние между ульями 20 метров, а вкус пчелиной добычи совсем непохож. На разные цветы летают, поэтому в одном – с кислинкой, в другом – карамельный. А то, что в Карелии лето короткое, и с цветами здесь поскуднее, мёду и его качеству лишь на пользу.
- Северный мёд наиболее биологически активен. Почему? Потому что у нас пчела с этой каплей нектара работает в 3-5 раз дольше, и больше входит в контакт, - поясняет председатель Карельского общества пчеловодов Вадим Грибанов.
Настоящий пасечник со своей пчелой всегда разговаривает. Создания эти разумные и во многом загадочные. Взять хотя бы их иерархию или знаменитые танцы над ульем.
- Вообще, танец пчёл приписывают люди к 13-му чуду света. То есть, пчёлы с помощью танца изображают друг другу, где находится нектар, расстояние до этого нектара. До сих пор говорят, что это чудо до конца не разгадано, - удивляется старший пчеловод Алексей Дурович.
Ещё одно чудо – это распределение обязанностей в пчелином королевстве, где каждая особь чётко знает, что нужно делать. Если бы в нашем государстве, в один голос говорят пчеловоды, всё было устроено, как в улье, жизнь была бы не в пример богаче и радостней.
В Карелии 200-250 пасек, плюс шесть хозяйств, где производство на потоке. Наиболее распространено пчеловодство на юге – Вепсская волость, Олонец, Медвежьегорск, Заонежье, Лахденпохья. Хотя были попытки разведения пчёл и в Лоухах.