Арабы – одни из самых активных сторонников приобретения сельскохозяйственных земель за границей. Понятно, что так поступают только те, кто проживает в странах, где своих пахотных земель практически нет. Это в первую очередь государства Персидского залива, а также Египет.
Страны Персидского залива – Бахрейн, Кувейт, Катар, Оман, Саудовская Аравия и ОАЭ располагают огромными средствами, полученными от продажи нефти. Это значительно помогает им приобретать земли за границей, а также оплачивать свой продовольственный импорт.
По оценке международной неправительственной организации «ГРЭЙН», которая исследовала эту проблему, кризис ударил по этим странам особенно сильно. Цены на нефть понизились, спрос упал, а продукты питания стали дороже. Продовольствие эти страны закупают в Европе, а их валюты жестко привязаны к доллару, также как и цены на нефть (в значительной степени). Получилось, что одновременно произошло падение стоимости американского доллара и рост стоимости евро. Арабские государства Персидского залива в результате столкнулись чуть ли не с двойной инфляцией. Расходы на импорт продовольствия за пять лет выросли с $8 млрд до $20 млрд.
Население этих стран не очень большое, но значительную часть составляют малообеспеченные рабочие – мигранты. Когда начался продовольственный кризис и прекратились поставки риса, кое-кто в Заливе запаниковал. В ОАЭ 80% населения - мигранты из Азии, и их основной продукт питания – рис.
В Саудовской Аравии провели расчеты и пришли к выводу, что ввиду нехватки воды и ее стоимости, рационально к 2016 году полностью прекратить выращивание пшеницы. (По некоторым сообщениям, субсидии доходили до $1 тыс.). Гораздо выгоднее выращивать ее в других странах, а потом завозить в страну. Но при непременном условии – жестко контролировать весь процесс.
К чести стран Персидского залива, они начали действовать совместно. Была выработана коллективная стратегия получения продовольствия извне. Год назад, в мае, было сделано предложение о создании совместной корпорации или фонда по выращиванию и получению продовольствия за границей.
А в августе 2008 года силами нескольких стран Залива был создан Исламский инвестиционный фонд - «АгриКапитал». К созданию фонда приложили усилия многие, но особенно фирмы Абу-Даби. «АгриКапитал» - это 1 млрд американских долларов для приобретения земель. Чтобы облегчить задачу, предполагается учреждение специального банка.
Было решено опираться в основном на исламские страны и предложить им капиталы и нефть в обмен на доступ к пахотным землям для выращивания культур и последующего вывоза продукции. Пока больше всего подобных предложений получили Пакистан и Судан. Далее следуют Бирма, Камбоджа, Индонезия, Лаос, Филиппины, Таиланд, Вьетнам, а также Турция, Казахстан, Уганда, Украина, Грузия, Бразилия и тд.
Арабы действуют серьезно. За 6 месяцев 2008 года они по отдельности или сообща в форме консорциумов взяли в аренду миллионы гектаров земли. В 2009 году уже предполагается получать урожай. Вроде бы ничего предосудительного нет, но, по замечанию экспертов «ГРЭЙН», руководитель ФАО Ж. Диуф уже направил несколько своих сотрудников в страны Персидского залива, чтобы не допустить «ненужных скандалов» в этой области, поскольку все, что связано с землей, «политически опасно», хотя против арабских инвестиций никто не возражает. Видимо, не все так однозначно.
Стратегия арабских стран в области приобретения земель за границей «ГРЭЙН» отмечает следующие характерные черты.
Инициативу берут на себя правительства. Они вырабатывают соглашения, добиваются возможности экспортировать полученный урожай, в некоторых случаях даже открывают посольства в странах, представляющих в этом отношении интерес. Затем делается все необходимое, чтобы в перспективе эти начинания продолжали на длительной основе частные компании.
Арабы всячески стараются соблюдать исламские традиции помогать бедным и давать часть своих доходов неимущим. Это может быть сделано в форме обязательств направить часть полученного продовольствия определенным общинам или оставить часть продовольствия в стране, передавшей арабским странам свои земли. Создаются центры передачи технологии, местные финансовые фонды, ведется подготовка специалистов, местному населению предоставляются рабочие места. Особо важное значение приобретает создание банков на принципах шариата.
Здесь можно дать пояснения и дополнить экспертов из НПО «ГРЭЙН». В мусульманских странах банки не могут работать за проценты. Это не соответствует основным религиозным принципам. Следовательно, банк не может выдать ссуду, а потом как ни в чем, ни бывало требовать в определенный срок возврата средств, да еще с процентами. Это не по мусульмански.
Далее, все банковские сделки должны быть одобрены имамами. Надо ли говорить, что наиболее сильны исламские традиции в странах Персидского залива. Поэтому там, в ряде стран готовят священнослужителей «со знанием экономики». (Второй подобный мощный центр – в Малайзии). На Западе посмеиваются над этим, а зря. За проценты ссуды давать нельзя, а вот за право активного участия банка в начинании – можно. В отдельных случаях в специфических условиях мусульманского мира это даже лучше, чем просто получение займа. Банк становится соучредителем начинания, своего рода соавтором проекта. Ему нет смысла блюсти только свои корыстные интересы, игнорируя интересы своего партнера. Но оценить это могут, прежде всего, мусульмане. Вот почему страны Залива, приобретая земли, стремятся в первую очередь сделать это в мусульманских странах и следовать законам шариата.
Вот почему сделки носят долгосрочный характер. Всячески подчеркивается равная выгода для всех, часто различные сделки подобного рода сопровождаются встречными поставками нефти и газа.
Отдельные государства Персидского залива активно действуют ради общего блага и самостоятельно. Выделяется в этом отношении Бахрейн. По сведениям «ГРЭЙН», компания по переработке продовольствия и торговле «ТРАФКО» активно работает в Австралии, Индии, Пакистане, Судане и на Филиппинах. Цель ее деятельности – поиск инвестиционных проектов в области продовольствия. Возможно, речь идет и о закупках земель, но пока этот вопрос не прояснен.
На межправительственном уровне Бахрейн работает с Египтом, Ираком и Суданом. Правительство стремится взять в аренду сельскохозяйственные земли в этих странах.
Существует и «Сервисная группа содействия доступа на рынки» - МАР. Группа занимается поиском проектов для совместного инвестирования в соседних странах. Однако есть и другие примеры. Так, группа намеревается создать на территории Пакистана 10 образцовых молочных хозяйств. Это будет делаться частным образом, в виде развития малых хозяйств, а также по линии предоставления безвозмездной помощи.
Весной 2008 года состоялся визит на Филиппины министра торговли Бахрейна. Цель визита – приобретение участков земли для выращивания риса басмати, который будет поступать в Бахрейн. По сведениям «ГРЭЙН», спустя несколько месяцев было достигнуто соглашение, но детали неизвестны. Арабский министр, тем не менее, дал понять, что фирмы его страны могут инвестировать в производство риса и переработку скота на территории Филиппин. Возможно, что часть продукции останется для реализации в «стране пребывания».
Тогда же министр побывал в Таиланде и вел переговоры о получении плантаций для выращивания риса. Для этого предполагается создать СП.
Как видим, арабы в основном интересуются южными странами. Но уже есть другие примеры. В ноябре 2008 года руководитель Ливии Муамар Каддафи посетил Украину. Украине предложили сделку о предоставлении в аренду около 120 тыс. га черноземов. На них Ливия будет выращивать пшеницу, и вывозить полученный урожай. Взамен украинские предприятия получат доступ к нефтяным месторождениям в Ливии.
Не исключает повышенного интереса к своим землям сельскохозяйственного назначения со стороны богатых стран, включая Саудовскую Аравию, и часть канадской общественности. Как сообщала в этой связи «Глоуб энд Мэйл», канадские земли представляют неплохой долгосрочный актив в период экономического кризиса. Проблема отягощается тем, что подобные приобретения земель вроде оправданы. Подсчитано, что если арабы, к примеру, будут полученный урожай вывозить к себе напрямую, то только на посредниках они сэкономят $20 – $25 млрд в год. Здесь можно поставить плюс. Но, продолжает издание, иностранные покупатели – не альтруисты. В той или иной форме местное население это почувствует на себе. (Естественно, не в Канаде, где велика сила закона, а где-нибудь в Африке или Азии). Если кто-то думает, что это преувеличение, то он глубоко ошибается. Яркий пример – Судан. Эта страна не может прокормить себя, получает международную продовольственную помощь и одновременно продает свои не слишком обширные сельскохозяйственные земли иностранцам.
Наконец, еще один аспект. Прямые поставки с собственных арендованных земель будут означать, что часть продовольствия фактически выпадет из официального мирового товарооборота. По выражению «Глоуб энд мэйл», в системе мировой торговли продовольствием появятся «оффшорные зоны». Что такое финансовые оффшоры – все уже хорошо знают. Как говориться, не хватало нам еще новых оффшоров, чтобы окончательно усугубить кризис.
Поэтому представляется, что проблема приобретения земель за границей требует дальнейших дискуссий.
"Крестьянские ведомости" http://www.agronews.ru