8 апреля 2009 г в Госдуме на Правительственном часе выступила Министр сельского хозяйства Российской Федерации Елена Борисовна Скрынник с информацией на тему: «О мерах, принимаемых Правительством Российской Федерации, по регулированию оборота земель сельскохозяйственного назначения и о ходе земельной реформы».
Позицию фракции «Единой России» по вопросу земельной реформы изложил Председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам Валентин Петрович Денисов:
Обсуждаемый сегодня вопрос об эффективности использования в России земель сельскохозяйственного значения стержневым в выработке государственной политики дальнейшего развития высокотехнологичного агропромышленного комплекса и цивилизованного устойчивого развития сельских территорий.
Многие сторонники либерального подхода в вопросах реформирования экономики рассматривают землю исключительно как недвижимое имущество. Соответственно и правовое регулирование оборота земельных участков, по их мнению, должно осуществляться в основном нормами гражданского законодательства. При этом политики и экономисты этого направления часто говорят о том, что Россия обладает огромной территорией, не вовлеченной в гражданский оборот. Мол земли много и всем ее хватит.
Позиция фракции "Единая Россия" заключается в том, что на эту проблему необходимо смотреть намного глубже. Земля является пространственным базисом всех видов общественной деятельности, средством производства в сельском и лесном хозяйстве, естественной кладовой минерально-сырьевых ресурсов, уникальным реликтовым ландшафтом, а с введением частной собственности еще и объектом недвижимости.
Не случайно, чтобы избежать ошибочных и поспешных решений, фракция «Единая Россия» предлагает последовательно развивать земельное законодательство путем принятия отдельных федеральных законов о садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан, о личном подсобном хозяйстве, о крестьянском (фермерском) хозяйстве, об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Одним из основных средств производства в сельском хозяйстве, естественно, является земля. Однако в собственности сельскохозяйственных организаций находится лишь 3 млн. га (0,6 % от используемых земель сельскохозяйственных угодий), еще 15 млн. га земельных долей арендуется у граждан, по которым проведены кадастровые работы и осуществлена государственная регистрация договоров аренды.
Около 55 млн. га земельных долей арендуется без государственной регистрации договоров, составленных в простой письменной форме, так как по ним не проведены трудоемкие и дорогостоящие кадастровые работы. Государственная Дума уже трижды принимала поправки о переносе срока, отведенного на перерегистрацию таких договоров, и их лигитимность закончится 27 января 2011 года.
Почти 25 млн. га земельных долей используется вообще без оформления каких-либо документов, фактически это самозахват земли самыми различными хозяйствующими субъектами.
В результате 84 % земли обрабатывается без оформления прав в установленном порядке. Такая ситуация позволяет представителям бизнеса скупать земельные доли, что может привести к обезземеливанию сельскохозяйственных организаций и снижению объемов производства продукции. Кроме того, из-за отсутствия оформленных прав на землю не применяется ипотека земель сельскохозяйственного назначения.
Понятно, что с такой ситуацией мириться нельзя. Необходимо по аналогии с "дачной амнистией" упростить порядок кадастрового учета и государственной регистрации прав на земли, используемые в сельском хозяйстве.
Комитет по аграрным вопросам совместно с Комитетом по строительству и земельным отношениям не на один день не прекращает работу по подготовке предложений по совершенствованию земельного законодательства в части земель сельскохозяйственного назначения.
Например, свою позицию депутаты аграрного комитета, входящие во фракцию "Единая Россия", изложили в законопроекте, концепция которого направлена на совершенствование и упрощение порядка оформления прав на земельные участки, находящиеся в долевой собственности.
Неделю назад Правительство Российской Федерации в официальном отзыве поддержало этот законопроект, но просит его доработать по ряду позиций до принятия в первом чтении. Это означает, что законопроект придется перевносить, и сделать это необходимо как можно скорее.
Надо отдать должное Минсельхозу России, при котором в этих целях создана межведомственная рабочая группа, которая работает над законопроектом в ежедневном режиме с участием наших депутатов.
Депутаты – члены фракции "Единая Россия" предлагают в данном проекте закона решить следующие принципиальные положения:
• упростить правила проведения общего собрания и расширить его полномочия по распоряжению земельными долями, в том числе, наделить правом выбирать уполномоченное лицо, которое без дополнительного нотариального удостоверения будет представлять собственников земельных долей при государственной регистрации прав на землю;
• установить не судебную процедуру обращения невостребованных земельных долей в муниципальную собственность и порядок их выдела в земельный участок;
• прописать порядок добровольного отказа от земельной доли;
• ввести способы и виды государственного содействия в оформлении прав граждан на земельные доли, в том числе разработку проекта раздела земель хозяйства на земельные массивы, предназначенные для передачи в аренду, уставные фонды (капиталы), выделения изымаемых неиспользуемых земельных площадей и выделения невостребованных земельных долей;
• установить четкие признаки неиспользования земель, основания и порядок их изъятия и вовлечения в хозяйственную деятельность;
• ввести в законодательство понятие «составной земельный участок», состоящий из нескольких обособленных контуров (полей), оборот которых осуществляется единым землепользованием;
• увеличить в несколько раз размер земельного налога на скупленные земли, которые не используются в сельском хозяйстве более 2 лет подряд.
Из доклада Министра сельского хозяйства РФ Е.Б. Скрынник можно сделать вывод, что позиции фракции «Единая Россия» и министерства совпадают по ключевым предложениям, что вселяет надежду на успешное законодательное решение проблемы как по оформлению прав на землю, так и по наведению порядка по ее эффективному использованию в сельском хозяйстве.
ИА РАД http://rad.su