6 марта Алексей Гордеев дал заключительную - в роли министра сельского хозяйства РФ - пресс-конференцию для журналистов. А 12 марта он должен вступить в должность губернатора крупнейшей черноземной области европейской части страны - Воронежской. Можно считать, что почти 10-летняя «эра Гордеева» в руководстве аграрной отраслью России завершилась.
Надо сказать, что немногие высшие чиновники нашей страны удостоились столь длительного служения на посту руководителя аграрной отрасли. Стаж сельского министра для части из них, особенно после обеих революций 1917 года (февральской и октябрьской) исчислялся порой несколькими месяцами. Для нескольких советских министров земледелия эта должность оказалась расстрельной. В послевоенные годы должность главного аграрного чиновника становилась наказанием для высших партийных функционеров.
Историю аграрного ведомства последний министр сельского хозяйства СССР (ныне академик РАСХН) Вячеслав Черноиванов исчисляет с 1837г., Тогда было образовано Министерство государственных имуществ («штаб по крестьянской части», по выражению царя Николая I), позже именовавшееся Министерством земледелия и государственных имуществ. С тех пор министерское кресло занимало около 50 человек. Лишь семеро из них соперничают с А.Гордеевым по стажу работы на этом посту.
Рекорд принадлежит первому министру - Павлу Дмитриевичу Киселеву (1837-1856 гг). До 1917 г. 10 лет занимал этот пост Александр Алексеевич Зеленой (1862-1872), по 12 лет Михаил Николаевич Островский (1881-1893) и его преемник Алексей Сергеевич Ермолов (1893-1905) - при нем, кстати говоря, в названии министерства появилось слово «земледелие». Примерно столько же в советский период «штабом» руководили (но с перерывами) Иван Александрович Бенедиктов (1938-1943, 1946-1953, 1953-1955) и сменивший его Владимир Владимирович Мацкевич (1955-1960 и 1965-1973). Почти 10 лет - с марта 1976 по ноябрь 1985 г. министерство возглавлял Валентин Карпович Месяц.
Большинству царских министров-«долгожителей» достались достаточно спокойные периоды в жизни страны. В советское же время Бенедиктову и Мацкевичу пришлось участвовать в восстановлении отрасли, порушенной в годы коллективизации, войны, непродуманных экспериментов с деревней, инициированных партийным руководством.
Эта же задача встала и перед Алексеем Гордеевым, когда в августе 1999 г. он занял посты министра сельского хозяйства и вице-премьера в Правительстве Владимира Путина. Известно, каким безжалостным катком прошли по российской деревне 1990-е годы. Почти наполовину сократился общий объем сельскохозяйственного производства. Из оборота выпало порядка 40 млн га земли. 88% сельскохозяйственных предприятий оказались убыточными, а общий убыток отрасли составил 36 млрд рублей. Была разрушена система управления агропромышленным комплексом. И такая деталь: в 1998-1999 гг. за 16 месяцев в кресле аграрного министра побывали 4 человека - два Виктора (Хлыстун и Семенов), один Владимир (Щербак) и сам Алексей Гордеев.
Понятно поэтому удовлетворение А.Гордеева на прощальной пресс-конференции, когда он подводил итоги своей почти 10-летней работы. На финише беседы с журналистами он привел такие итоговые данные в аграрной отрасли. По предварительным данным за 2008 год, прибыльными оказалось 82% хозяйств, общая сумма прибыли ожидается на уровек120 млрд руб. За десять лет объем сельхозпродукции вырос на 55%. Зарплата на селе выросла с 630 до 9130 руб. в месяц, с учетом инфляции рост в 4,5 раза. Последний полный год работы А.Гордеева отмечен рекордами по урожайности зерновых - почти 24 ц с га, валового сбора пшеницы - 64 млн т, кукурузы - 6,5 млн т. Превышен советский уровень производства мяса птицы…
Итоги, превзойти которые преемнику А.Гордеева будет не просто. А начал перечисление положительных итогов работы министерства с того, что удалось, используя современную правовую базу, восстановить достаточно жесткую вертикаль управления сельском хозяйством страны в условиях, когда руководство АПК в регионах прямо не подчиняется Минсельхозу РФ. Страна продвинулась и в такой болезненной теме как перевод сельского хозяйства на рельсы рыночной экономики. Главным при этом он считает развитие сельскохозяйственного кредита на новой, рыночной основе. «За эти годы удалось создать, на мой взгляд, эффективную систему взаимодействия банковской системы, прежде всего Россельхозбанка, с производителями сельскохозяйственной продукции, причем различного плана: с личными подворьями, фермерскими и крестьянскими хозяйствами, средними товаропроизводителями и крупными агрохолдингами», - отметил Гордеев. Все они в настоящее время работают на основе кредитования, поддерживаемого государством, причем возврат ими денежных средств превышает 98%. Еще одним своим достижением Гордеев считает создание «мощной системы аграрного лизинга», благодаря которому сельхозпроизводители получили десятки тысяч единиц техники.
Напомнив, что свою деятельность он начал с решения задачи финансового оздоровления аграрно-промышленного комплекса, министр отметил: «Был принят специальный федеральный закон: 12 тысяч хозяйств им воспользовались и сумели существенно сократить кредиторскую задолженность, и в первую очередь просроченную задолженность». В заслугу министерства А.Гордеев также поставил последовательное снижение налоговых нагрузок, введение единого сельскохозяйственного налога, мер регулирования рынка. В частности, стали действовать ввозные таможенные квоты на сахар-сырец, на мясо, прошли четыре тура интервенций на зерновом рынке.
Впрочем, А.Гордеев обоснованно не преувеличивает значение этих мер, назвав их «первыми учебными шагами по пути создания эффективной таможенно-тарифной политики». Ведь до сих пор отечественные производители большинства видов сельхозпродукции чуть ли не круглый год находятся в напряжении, насколько широко откроет двери правительство для импортной субсидированной еды. Тысячи сельхозпредприятий до сих пор находятся на грани банкротства, а правительственная газета регулярно публикует сообщения о несостоятельных аграрных должниках.
Остановился А.Гордеев и на формировании законодательной базы функционирования АПК, сообщив, что за годы его руководства Минсельхозом было принято 15 законов, в том числе о личных подсобных хозяйствах, о крестьянско-фермерских хозяйствах. Появился базовый Закон о развитии сельского хозяйства, который стал основой формирования современной аграрной политики в стране. Также впервые после 1920 года в России была проведена сельскохозяйственная перепись, благодаря которой удалось провести серьезный анализ положения аграрного сектора.
К числу эффективных шагов министр отнес и принятие приоритетного национального проекта развития сельского хозяйства, который «плавно перерос в пятилетнюю комплексную программу развития сельского хозяйства». При этом он обратил внимание на то, что это единственная на сегодня государственная программа комплексная, увязанная по вертикали и принятая в отношении конкретной отрасли экономики. Первый год ее реализации принес почти 11-процентный рост аграрного производства. Министр уверен, что выработанный курс будет продолжен, независимо от той личности, которая возглавит Минсельхоз.
Следует отметить, что в 1990-е годы и всю первую пятилетку А.Гордеева на посту министра решение проблем АПК осуществлялось путем оперативных мер, в «ручном режиме». И лишь во вторую пятилетку управление отраслью начало приобретать системный характер. Эта работа продолжается. После долгих разговоров была разработана доктрина продовольственной безопасности, а также концепция устойчивого развития сельских территорий. Принятие этих документов, по мысли А.Гордеева, завершат формирование - на законодательном уровне - аграрной политики.
«Прорывными» событиями А.Гордеев назвал вступление России в ФАО, встречу аграрных министров мира в Берлине. Появилась перспектива начала переговоров и консультаций по формированию единой аграрной политики Евросоюза и России. Проблема действительно сверх актуальная: ведь очевиден разный уровень поддержки аграриев и защиты рынков в странах ЕС и России, «а мы являемся крупнейшими партнерами в области производства и торговли сельхозпродукции и продовольствия.
А.Гордеев считает, что удалось консолидировать аграрное сообщество, уйти от максимальной политизации аграрной темы, создать российское аграрное движение. «Это концентрация позволила нам решать совместно многие вопросы и напрямую лоббировать интересы сельского хозяйства», - пояснил он.
Что же не удалось сделать? Отвечая на поставленный самим же собой вопрос, А.Гордеев сказал: «Главное, что не удалось - это то, чтобы сельское хозяйство было не только приоритетным национальным проектом и приоритетной социально-экономической политикой, но я считаю, что сельское хозяйство заслуживает быть приоритетной ценностью всех российских граждан и всего российского государства», - отметил он.
На эту же сторону дела А.Гордеев сделал упор, отвечая на вопрос «Крестьянских ведомостей» о том, как преодолеть печальное лидерство села по уровню бедности населения. Путь к ликвидации такого положения очень сложный, он требует усилий всего общества, констатировал он. «Пока этого не поймут на всех уровнях и ветвях власти, преодолеть проблемы в сельских территориях будет очень сложно, сказал А.Гордеев. - Мы видим подходы западных стран, где идет перераспределение средств за счет городов, за счет промышленности с тем, чтобы сблизить уровень качества жизни села и города». В России нужен другой масштаб социально-экономической политики и этот масштаб должен быть стратегическим и долгосрочным, подчеркнул А.Гордеев и выразил надежду, « что все мы дозреем для этого, поймем значимость сельского уклада». И еще раз привел слова Расула Гамзатова: «в городах живет население, а селах живет народ».
Преемнику А.Гордеева придется думать и над организационно управленческой моделью в сфере аграрной науки. В рамках Россельхозакадемии много научных учреждений, но если посмотреть их средне списочный состав, то это институты, где всего 15 научных сотрудников. Таких маломощные научные учреждения вряд ли могут осуществлять инновационный процесс в стране, считает А.Гордеев. По его мнению, надо активнее подключать научный потенциал системы аграрного образования, создавать научно-образовательные центры. «И третье, наверное, самое главное, сделать так чтобы аграрная наука была востребована аграрным бизнесом, - подчеркнул А.Гордеев и продолжил, - чтобы мы платили деньги, связанные с элитным семеноводством, с племенным делом, новыми технологиями и т.д. - не за границу, а нашей отечественной науке. Тем более что в 20-м веке она занимала передовые позиции и многие инновационные технологии, успешные научные продукты, применяемые на западе, разработаны в советские годы нашими учеными».
Так что преемнику Алексея Гордеева достается достаточно сложное наследство. Тем более что пока что не удалось найти должного понимания со стороны государства при решении двух важных задач в экономике: поддержания справедливых цен на основные виды сельскохозяйственной продукции. Такой уровень, чтобы сельхозпроизводители имели уровень рентабельности, поощряющий вносить инвестиции и вести расширенное воспроизводство.
Национальный проект и госпрограмма были настроены на ускорение модернизации сельского хозяйства, внедрение новых технологий, приобретение техники, строительство новых животноводческих помещений и комплексов. Теперь мы видим, теперь что этот процесс из-за финансовых трудностей приостановлен. Изменение ситуации А.Гордеев связал с работой Министерства финансов и Центрального банка.
И второе - не удалось найти тот правильный баланс между западными партнерами и российским сельским хозяйством, имея в виду, что сложился очень различный уровень поддержки сельского хозяйства. В стоимости сельхозпродукции средства поддержки отрасли в США составляют 16%, в Евросоюзе - 36-37%, в России - 6-7%. В этих условиях вопрос конкурентоспособности носит условный характер, считает А.Гордеев.
В ответ же на вопрос, с каким настроением едет в Воронеж, он отметил, что принятое решения о губернаторстве совпало с его желанием. Он едет в Воронежскую область с большим подъемом и хотел бы, чтобы новый этап в его жизни тоже был десятилетним и успешным.
Юрий Савин
"Крестьянские ведомости" http://www.agronews.ru