В целях обеспечения государственного контроля (надзора) за безопасностью и качеством зерна и продуктов его переработки территориальными управлениями Россельхознадзора в 2013 году было проведено более 7 тысяч проверок, проинспектировано около 4 млн. тонн зерна и продуктов его переработки. Выявлено 2,1 тыс. нарушения. Объем зерна и продуктов его переработки, не соответствующих требованиям нормативных документов, составил 265 тыс. тонн (6,6 % от проверенного).
Сумма наложенных штрафов составила 2,6 млн. руб., взысканных — 2,3 млн. рублей (88,4 % от наложенных).
Материалы по 50 административным делам направлены по подведомственности в органы исполнительной власти, а также в судебные и правоохранительные органы. Вынесено 4 судебных решения по искам в пользу территориальных управлений Россельхознадзора.
Территориальные управления Россельхознадзора по поручению Правительства Российской Федерации, согласно обращениям правоохранительных органов, а также в составе региональных комиссий органов управления АПК субъектов Российской Федерации с 2010 привлекаются к проведению проверок количественно-качественной сохранности зерна интервенционного фонда в организациях-хранителях.
В 2013 году управления Россельхознадзора по Красноярскому краю, Костромской и Ивановской, Брянской и Смоленской, Новосибирской, Ульяновской, Омской, Курганской, Самарской и Оренбургской областям привлекались к проверкам количественной и качественной сохранности зерна федерального интервенционного фонда, проводимых правоохранительными органами Российской Федерации. Из проверенных 462,3 тыс. тонн зерна интервенционного фонда — 79,8 тыс. тонн (17,3 % — от проверенного) хранятся с нарушениями. По результатам проверок организациям-хранителям выданы предписания об устранении выявленных нарушений, наложены административные наказания в виде штрафов.
Всего за период 2010-2013 годы Россельхознадзором проконтролировано 4,8 млн. тонн зерна интервенционного фонда при его хранении, выявлено 977 тыс. тонн (20 %), хранящегося с нарушениями (зараженность вредителями хлебных запасов, комкование, самосогревание и прорастание зерна, вследствие проникновения в хранилища атмосферных осадков, наличие несвойственного зерну запаха, отсутствие системы контроля температуры, хранение зерна интервенционного фонда в непосредственной близости с зерном коммерческого назначения и др.).
Кроме того, должностные лица территориальных управлений Россельхознадзора по поручению Минсельхоза России совместно с ОАО «Объединенная зерновая компания» в текущем году проводили проверки готовности материально-технической базы организаций, отобранных Минсельхозом России на конкурсной основе, к закладке зерна федерального интервенционного фонда урожая 2013 года.
В 2013 году Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2013 № 553 «Об уполномоченных органах Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности зерна» Россельхознадзор наделен полномочиями по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований указанного технического регламента, в отношении пищевого и кормового зерна и связанных с требованиями к зерну процессов производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Деятельность в области подтверждения соответствия безопасности и качества зерна и продуктов его переработки осуществляют 29 федеральных государственных бюджетных учреждения, имеющих 50 испытательных лабораторий (центров), что позволяет эффективно обеспечивать государственный контроль в указанной сфере на всей территории Российской Федерации.
За 2013 год испытательными лабораториями (центрами) проведена оценка соответствия качества и безопасности более 42 млн. тонн зерна и продуктов его переработки, сертифицировано 23 млн. тонн зерновой продукции. Выявлено некачественной и опасной продукции — более 2 млн. тонн.
В соответствии с полномочиями Россельхознадзор осуществляет государственный контроль (надзор) за безопасностью и качеством зерна и продуктов его переработки при ввозе (вывозе) на территорию Российской Федерации.
При ввозе на территорию Российской Федерации в 2013 году проконтролировано около 1,7 млн. тонн зерна и продуктов его переработки.
Выявлено более 44 тыс.тонн (2,5 % от импорта) некачественных и опасных зерна и продуктов его переработки, из них:
— с повышенным содержанием токсичных элементов (кадмий, мышьяк) (с повышенным содержанием кадмия: мак- Чехия, солод ячменный — Германия, арахис — Китай, семена подсолнечника — Узбекистан, с повышенным содержанием мышьяка мучка рисовая — Казахстан);
— с повышенным содержанием микотоксинов — солод ячменный (Германия);
— по остаточному содержанию пестицидов — кунжут, (происхождение Индия);
— по зараженности и загрязненности вредителями хлебных запасов — (пшеница 3 класса — Казахстан, крупа рисовая — Мьянма; фасоль - Эфиопия);
— не отвечающие требованиям нормативных документов по органолептическим показателям, содержанию влаги, металломагнитной примеси, засоренности, показателям питательности, отсутствию маркировки на русском языке из них:
— по содержанию металломагнитной примеси — крупа рисовая (Казахстан), мак пищевой (Турция), шрот соевый (производитель Бразилия, поступил из Германии, Литвы,).
— по содержанию зерновой, сорной и минеральной примесям — фасоль (Эфиопия, Мьянма, Китай), солод ячменный (Финляндия), несвойственному запаху — пшеница 3 класса (Казахстан), солод ячменный (Германия) ;
— по массовой доле белковых веществ, содержанию мучнистых зерен- солод ячменный (Германия, Чехия, Австрия), по содержанию сырого протеина, сырой клетчатки — бобы кормовые (Италия);
— по влажности — мак пищевой (Чехия), арахис (Аргентина, США);
— по отсутствию маркировки на русском языке — кукуруза (США), чечевица, семена подсолнечника (Турция), семена тыквы (Китай).
При отгрузках за пределы Российской Федерации проконтролировано 19 млн. тонн зерна и продуктов его переработки.
Выявлено около 1,6 млн. тонн некачественных и опасных зерна и продуктов его переработки, из них:
— по содержанию токсичных элементов (кадмий) — 120 тонн семян горчицы (не допущено к вывозу);
— по зараженности вредителями хлебных запасов — 1,5 млн.тонн (пшеница, рожь, ячмень, кукуруза, горох). После проведения фумигационных работ зерно отгружено в Турцию, Грецию, Грузию, Испанию и другие страны (из п. Новороссийск, Ростов);
— по органолептическим показателям, содержанию металломагнитной примеси, засоренности и другим показателям качества — 73,3 тыс.тонн (пшеница, рожь, кукуруза, ячмень, просо, чечевица, нут, рыжик, кориандр, отруби, подсолнечник, крупа гороховая). Большая часть такого зерна и продуктов его переработки экспортированы по фактическому качеству по гарантийным письмам получателей и дополнительных соглашений к контрактам на поставки в Пакистан, Грецию, Турцию, Египет, Шри — Ланки и другие страны (из портов Новороссийска, Ростова).
В последние годы значительно расширился круг стран-импортеров российского зерна и продуктов его переработки. Российская зерновая продукция широкого ассортимента, включающая 80 наименований, экспортируется в 90 стран мира. Российская пшеница экспортируется в более чем 63 страны мира.
С октября 2011 года отсутствует национальный законодательный акт, регламентирующий осуществление государственного контроля (надзора) за качеством и безопасностью в сфере оборота зерна и продуктов его переработки.
На законодательном уровне государственный контроль (надзор) за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки — как самостоятельный вид этого контроля (надзора), не определен.
Россельхознадзор в соответствии постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июля 2013 года № 553 «Об уполномоченных органах Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности зерна» (далее — Технический регламент) наделен полномочиями по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований указанного технического регламента, в отношении пищевого и кормового зерна и связанных с требованиями к зерну процессов производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Положением о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 327 установлены полномочия Россельхознадзора по государственному надзору в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий в пределах своей компетенции, в том числе за соблюдением требований к качеству и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна при осуществлении их закупок для государственных нужд, ввозе (вывозе) на территорию Таможенного союза, а также при поставке (закладке) зерна и крупы в государственный резерв, их хранении в составе государственного резерва и транспортировке.
Государственный контроль (надзор) за безопасностью зерна в рамках Технического регламента осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Федеральный закон № 294-ФЗ) не чаще чем один раз в три года.
При ввозе (вывозе) на единую таможенную территорию Таможенного союза партий зерна и продуктов его переработки, при их перевозках по территории Российской Федерации, а также при реализации и утилизации контрольно-надзорные мероприятия, проводимые должностными лицами Россельхознадзора, не подпадают под действие Федерального закона
№ 294-ФЗ, так как при этом не осуществляется контроль производственно-хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, в рамках осуществления полномочий за соблюдением требований Технического регламента не установлены правовые основы выполнения Россельхознадзором ряда полномочий, а именно: осуществления государственного контроля (надзора) при ввозе (вывозе) зерна и продуктов его переработки на/с территорию Таможенного союза, их перевозках по территории Российской Федерации, при осуществлении их закупок для государственных нужд, включая закупку зерна в федеральный интервенционный фонд, при утилизации некачественной и опасной зерновой продукции.
Технический регламент также не регулирует осуществление государственного надзора за безопасностью зерна и крупы при их поставке (закладке) в государственный резерв, их хранении в составе государственного резерва и транспортировке.
Кроме того, технические регламенты Таможенного союза приняты только в целях обеспечения безопасности зерна и продуктов его переработки, выпускаемых в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза, и не регулируют отношения, связанные с их качеством.
Вместе с тем, в государствах-партнерах Российской Федерации по Таможенному союзу — Республиках Казахстан и Беларусь, в отличие от России, действуют эффективные, законодательно обеспеченные национальные системы контроля качества и безопасности зерна и продуктов его переработки как при обороте на внутреннем рынке, так и при экспорте этой продукции.
В ведущих зерновых державах (Канада, США, Австралия) действуют жесткие системы контроля в области качества и учета зерна и продуктов его переработки, а также высокая административная и уголовная ответственность за правонарушения в этой сфере деятельности.
Необходимо восстановить в Российской Федерации правовые основы обеспечения государственного контроля (надзора) за качеством зерна и продуктов его переработки и принять законодательный акт об осуществлении государственного контроля (надзора) за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки при их обороте внутри страны и при ввозе (вывозе) на территорию Российской Федерации.
Вы здесь
Об итогах деятельности Россельхознадзора в области государственного контроля (надзора) за безопасностью и качеством и зерна и продуктов его переработки в 2013 году
Опубликовано чт, 26.12.2013 - 10:28 пользователем menegerip
Источник:
Источник:
- 513 просмотров