21 мая в Законодательном Собрании прошел круглый стол, посвященный вопросам взаимодействия местных производителей и торговых сетей с целью обеспечения жителей продукций собственного производства.
Зачастую продукция региональных предприятий АПК не поступает на прилавки магазинов. Их владельцы стараются брать на реализацию более дешевые продукты с длительным сроком хранения. Товары же местных производителей являются натуральными, отличаются высоким качеством, и, как следствие, имеют небольшой срок хранения.
Особенно остро с этой проблемой столкнулся калужский хлебокомбинат, который в начале этого года впервые за всю свою историю сработал в убыток и оказался вынужденным поднять цены на хлеб.
Вопрос обсуждался на уровне правительства региона и председатель Законодательного Собрания Виктор БАБУРИН подчеркнул, что в силах областных властей оказать местным производителям должную поддержку.
Открывая работу круглого стола он отметил: «Тема круглого стола очень важная. Первое ее направление — это защита простых потребителей, ведь проблемы качества продукции очень беспокоят людей. Второе направление — это поддержка самих производителей, от которых идут налоговые поступления, которые создают рабочие места. Калужская область в состоянии практически полностью обеспечить жителей продуктами собственного производства. Этого и следует добиваться. Товар всегда легче проверить в момент производства, в то время как на прилавке его проверить практически невозможно. Мы идем навстречу сетевой торговле, которая снизила в регионе цены и повысила доступность товаров для населения. Но сегодня мы наблюдаем, что в сетевых магазинах очень мало калужских товаров. Мы будем добиваться того, чтобы ситуация изменилась. Иначе как обеспечить поддержку калужским товаропроизводителям, удержать село, не дать ему исчезнуть. Это комплексная проблема и мы будем ее решать».
По словам министра конкурентной политики Николая ВЛАДИМИРОВА: «Целевой программой «Развитие торговли в Калужской области» в прошлом году были заданы прогнозные показатели доли местной продукции в товарообороте торговых сетей: по хлебу и хлебобулочным изделиям – не менее 73%; по молоку и молочной продукции – не менее 46%; по мясу, колбасным изделиям, мясным полуфабрикатам – не менее 65%». В целом эти показатели программы выполняются, но в некоторых торговых сетях доля местной продукции по хлебу, молоку и мясу не превышает и 6 %.
Заместитель министра сельского хозяйства Геннадий ЛУЦЕНКО рассказал, что многие местные товаропроизводители уже пошли по пути самостоятельной реализации товаров. Молочные заводы закупают и устанавливают автоматы по продаже молока, появляются фирменные магазины местных птицефабрик, производителей мяса.
Экономический рост по данным министерства экономического развития демонстрируют ряд предприятий. Среди них обнинский колбасный завод и агрофирма «Оптина».
Но актуальность проблемы от этого не снижается.
Сами производители высказали претензии, что крупнейшие сетевые магазины даже не зарегистрированы в Калужской области, соответственно и основные налоги они платят в бюджеты других регионов. По мнению руководителя сельскохозяйственного предприятия, депутата Законодательного Собрания Елены ЛОШАКОВОЙ, добиваться регистрации их филиалов в Калужской области нужно в первоочередном порядке.
«Основа здоровья человека — это не хорошее здравоохранение, а качественное питание», - уверен руководитель хозяйства Владимир СЕНЦОВ. «Если не навести здесь порядок и не обеспечить жителей качественной продукцией, то сохранить здоровье людей не удастся, даже совершенствуя медицину».
Председатель комитета по АПК Законодательного Собрания Владимир ЧИГИЩЕВ уверен, что решать проблему нужно в том числе и на законодательном уровне, на уровне развития потребительской кооперации, строительства крытых рынков для реализации продукции.
Представители торговых сетей в свою очередь высказали готовность выстраивать диалог с производителями, и круглый стол можно считать первым шагом на этом пути.