Шахмардан Мудуев, зав. каф. экономики ИМГОУ
Экономические реформы - крупные преобразования, изменения в системе ведения хозяйства, управления экономикой, путях и способах осуществления экономической политики. Экономические реформы проводятся в условиях, когда выявляется низкая эффективность экономической системы, возникают экономические кризисы, экономика недостаточно удовлетворяет потребности людей, страна отстает в своем развитии от других стран.
В Российской Федерации проведение экономических реформ в 1990-е гг. связано с развалом государства и переходом к рыночной экономике.
Экономика Дагестана, находящаяся почти в полной зависимости от пульсации экономики России, особенно на этом же этапе больше всех нуждалась в решительном проведении экономических реформ и хозяйственных перемен. Предлагаемый ниже анализ и предложения в подробном виде были направлены в правительство РД, опубликованы в республиканских СМИ. Проблема остается и сегодня не менее актуальной, чем тогда.
В 2002 г., когда прошло почти десятилетие с начала реформ, а земельная реформа, проведенная в Азербайджане блестяще и решительно, начала давать ощутимые результаты, и когда информация об успехах стала доходить и до нас, дагестанская делегация с рабочим визитом посетила приграничные с Дагестаном районы Азербайджанской Республики с целью изучения опыта проведения земельной реформы в Кусарском, Кубинском, Хачмасском районах. Азербайджанская сторона с присущим ей гостеприимством, с огромным энтузиазмом и желанием предоставила тогда нам все возможности для работы.
Особый интерес представляли механизм и результаты проведения аграрной реформы. Радикальная земельная реформа в Азербайджанской Республике осуществлена с учетом существующего зарубежного опыта, научно обоснованна, и получены положительные результаты.
К середине 1990-х гг. в результате экономического кризиса в Азербайджане производство продуктов сельского хозяйства сократилось в 10-12 раз, земля практически не использовалась, государство оказалось на грани продовольственного кризиса, народ приблизился к масштабному голоду. А до кризиса в Азербайджане производили более 2 млн. тонн винограда, 700 тыс. тонн овощей, в достаточных объемах выращивали озимые, плодоовощную продукцию, урожаи были высокие. В этой ситуации единственным выходом из кризиса стала острая необходимость проведения радикальной аграрной реформы.
Азербайджане сельское хозяйство в настоящее время находится в частной собственности. В государственном секторе осталось только семеноводство, селекционная и племенная работа. Учитывая, что личным хозяйствам населения (ЛНХ) не под силу вести на высоком научном уровне направления, требующие больших капиталовложений, научно-технического потенциала созданы Зональные научно-производственные центры, которые имеют соответствующие земельные ресурсы для ведения научных и производственных работ, обеспечивают все сельхозпроизводителей, ЛНХ необходимыми научно-технологической информацией, семенным и племенным материалом.
Механизм передачи земли и имущества очень прост, все имущество и земля (с учетом ее плодородия, места расположения, других качеств по нормативам на душу населения) колхозов и совхозов по выработанным нормативам бесплатно отдано колхозникам и рабочим в собственность. Чтобы исключить сложности, земельные участки распределены по жребию, соблюдая законы и условия для справедливого решения вопроса. Земли розданы в собственность только жителям, зарегистрированным (прописанным) в данном селе, с учетом детей, родившихся до подписания Указа о разгосударствлении земли 2 августа 1996 года. Не предоставляется право собственности на землю физическим и юридическим лицам, не имеющим гражданства Азербайджана, что имеет не только экономический, но и политический смысл. Земельная реформа, стала значительным шагом в организации рационального и эффективного использования земли, охраны и улучшения плодородия почв, а также в улучшении социального положения населения. Опыт показывает, что современные хозяева, в отличие от работников бывших колхозов и совхозов, заинтересованы не только в творческом отношении к своему труду, в повышении урожайности и улучшении качества произведенной продукции, но и в сохранении и улучшении ее экологического состояния.
Земельная реформа привела к значительным достижениям в развитии сельского хозяйства: земля передана гражданам навечно. 3,3 миллиона человек, ставшие собственниками земель, образовали целую прослойку собственников и сформировали новые земледельческие отношения в новых условиях, обусловили рациональность, эффективность и продуктивность использования земли сделало неизбежным заботливое отношение к земле.
Результатом новых земельных отношений является и то, что частный сектор произвел в 2000 до 98% сельскохозяйственной продукции.
Аграрная реформа создала в республике три формы собственности на землю: частную, муниципальную и государственную. Землю могут продавать и покупать все, кроме иностранных граждан, которым разрешено только арендовать.
Сельхозтоваропроизводитель на пятилетний срок освобождался от всех налогов из 9 видов налогов, платят только земельный налог, и то – символический (от 3 до 10 американских долларов в год). Государственный бюджет от этого пострадал, но сильно выиграло сельское население и хозяйство. Сельское хозяйство, а вместе с этим все хозяйство находится на подъеме. В последствии все это положительно отразилось и на формировании бюджета.
Законодательно-правовая база земельной реформы соседнего и дружественного государства с опытом реально проведенной реформы можно было, конечно же, использовать в республике и при разработке новой законодательно-правовой базы, после принятия соответствующей федеральной нормативной базы, основанной на новом земельном Кодексе и предусматривающей частную собственность на землю и при практической реализации принципов реформы. Но те, от кого зависел дальнейший ход реформ в нашей республике, как всегда, занимались собственными делами, а государственные проблемы отложили до «лучших времен». Из тех чиновников в руководстве республики не остался ни один человек, они же с присущим «умным видом» безнаказанно и плавно перешли на другие работы, а реформа пробуксовывает до сих пор. Реформа - актуальная проблема и сегодня.
Проведенный референдум, давший парадоксальные результаты - отказ от частной собственности на землю, еще тогда удивил всех понимающих ситуацию. Рынок земли тогда ушел в тень и до сих пор функционирует в ней. Созданная при этом арендная система земли работает в режиме криминала. Контролировать и регулировать такую систему практически невозможно. Поэтому продуктивность земли не ощущается, а много земель находится в категории не используемых. До недопустимости снижается плодородие земли, несмотря на существующие госпрограммы по его улучшению.
Реформу в аграрном секторе в республике предстоит еще реально провести, иначе не будут спадать конфликты и споры в вопросах землепользования и землепользования. Примеров в республике и сейчас хватает, а мы будем делать вид, как это делали всегда, будто все в порядке и управляемо.
Для эффективной реализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы вобравший в себя приоритетный национальный проект «Развитие АПК» в республике необходимо осуществить ряд первоочередных мероприятий.
1. Разработать научно-обоснованную систему ведения сельского хозяйства в республике с учетом современных требований рыночной экономики и стратегии развития Дагестана.
2. При разработке схем территориального планирования и стратегий социально-экономического развития муниципальных образований проработать и обосновать вопросы выбора направления развития животноводства, создания сети малых кооперативных предприятий с современной технологией и оборудованием по переработке и хранению продуктов животноводства, землепользования и землевладения.
3. Создать сеть научно-производственных центров и хозяйств в природно-климатических зонах по селекции и выращиванию племенного поголовья, районированных сортов винограда, овощных, плодовых культур и элитных семян зерновых и кормовых культур.
4. Ускоренными темпами провести реальную земельную реформу, в рамках реформы реально осуществить раздачу паев и ввести частную собственность на землю. Это создаст условия и привлечет население к ведению сельского хозяйства, к повышению культуры землепользования. Сформировать базу данных землепользователей (в настоящее время землями пользуются одни люди, числятся - другие) с целью развития налоговой базы.
5. Кредитные ресурсы, выделяемые государством на развитие сельского хозяйства не должны отвлекаться на другие цели, ради благополучия и спокойствия банков и банковских работников, особенно в условиях кризиса, а должны направляться на создание целостной инновационной системы сельского хозяйства. Упростив систему получения и своевременного возврата средств, где удобно, выгодно и престижно работать, мы в итоге должны получить результаты, обеспечивающие продовольственную самообеспеченность республики и страны в целом.
РИА "Дагестан" http://www.riadagestan.ru