Российским фермерам разрешат торговать в магазинах бесплатно. Ассоциация компаний розничной торговли и Союз независимых сетей разработали положение, по которому производители сельхозтоваров могут поставлять свою продукцию крупным ритейлерам без уплаты так называемого «входного бонуса». Как работает система продажи продаж разбиралась корреспондент Business FM Светлана Белова.
Жёсткая борьба за место на полке. Крупные сетевые ритейлеры давно практикуют поборы с поставщиков за вход в свои магазины. Разновидностей входных билетов - нескольких десятков. Стоимость зависит от вкуса продукта, его цвета и даже запаха. При большом разнообразии одинакового товара разных производителей, бренды вынуждены выкупать для себя самые выгодные места в торговом зале. Платить приходится за каждое наименование товара и за каждый магазин в сети. Говорит генеральный директор компании «Ставропольский бройлер» Дмитрий Авельцов:
«Все сети и крупные супермаркеты, как Москвы так и региональных рынков взимают как плату за вход, так плату за поддержание существующих продуктов, так и плату за ввод новых ассортиментных позиций. Скажем так, от пол процента до двух процентов с оборота может составлять плата за поддержание продуктов в сети».
Бонусный прайс сетевиков - информация закрытая. По неофициальным данным, каждая единица товара в одном магазине стоит около 300-сот долларов, за ввод нового бренда производитель вынужден платить от 80-ти до тысячи долларов, в зависимости от категории товара. Сами ритейлеры считают систему оплаченного входа в супермаркет - нормальной рыночной мерой. Бонусные отчисления негласно приравнены к другим обязательным требованиям, таким как качество товара и стабильность поставок.
Такие жёсткие правила являются преградой для мелких производителей сельхозпродукции. Официальный представитель сети супермаркетов «Азбука вкуса» Андрей Голубков говорит, что фермерские хозяйства даже при желании не могут работать с крупными торговыми сетями:
«Самая большая проблема - это работа по сертификации, которая трудоемкая работа - раз. Второе - все-таки не всякий фермер за неё возьмется. Им проще привести сразу эту продукцию, отдать какому-то оптовому покупателю и эту головную боль с себя снять».
Документ, который разработали Ассоциация компаний розничной торговли и Союз независимых сетей, направлен на защиту только небрендированной продукции. То есть петрушку и морковь с огорода какой-нибудь тёти Нюры ритейлеры должны закупать напрямую, без посредников. Но вряд ли эта схема будет работать, считает консультант компании Pynes & Moerner Александр Мурзов:
«Конкуренция со стороны поставщиков за правильное место, она достигла, конечно, абсурда. Но, у меня есть большие сомнения, что весь этот механизм будет реализован правильно. Я думаю, что наши люди, которые будут стоять как провайдеры, в этих отношениях, но не все так будет хорошо. Появятся свои некие извращенные формы откатов, ретро-бонусов и, в общем, весь это наш российский механизм».
В прошлом году бонусной пропускной системой торговых сетей заинтересовалась ФАС. Дело возбуждали в Красноярске, но оно сошло на нет. Даже если «плату за полку» запретят законодательно, легче поставщикам от этого не станет. Основным конкурентным критерием станет цена поставки. Чтобы попасть в сеть, производители вынуждены будут снижать свою маржу.