Мы воспринимаем страхование урожая как беспроцентное кредитование. Это устраивает нас, страховщиков и, судя по всему, чиновников", – высказал основную мысль практически всех участников рынка сельхозстрахования Дмитрий Михайлов, председатель СПК "Павловское" Угловского района. На сегодняшний день АПК остается единственным сектором, где действуют "серые" схемы страхования (см. справку). Неоднократно на всех уровнях власти высказывалась идея о внедрении "классики" в сельхозпроизводство. Но все попытки либо являлись популистскими, либо были подавлены теми, кто заинтересован в сохранении прежних правил.
На испанский манер
В конце октября федеральная власть вновь проявила интерес к системе, в которой перераспределение государственных средств идет между компаниями, фиктивно берущими на себя риски аграриев, и самими сельхозпроизводителями. Это произошло в Белокурихе на международной конференции "Агрострахование-2008: практика и международный опыт". На ней была рассмотрена испанская модель сельскохозяйственного страхования, на которую в ближайшие годы якобы должна перейти Россия. Такой переход, по мнению директора Федерального агентства по господдержке в сфере агропромышленного производства Виктора Щербакова, позволит аграриям получить реальное страхование с государственной поддержкой.
Ключевые моменты испанской системы сельхозстрахования заключаются в следующем. На рынке действуют только те специализированные компании, которые вошли в объединение частных страховщиков Испании "Агросегуро" (на сегодняшний день это 29 организаций из 400 работающих на рынке страхования). Основное квалификационное требование к ним – наличие паевого фонда, за счет которого будет возмещаться ущерб аграриев, и расширенный пакет страховых услуг.
Действующая российская модель предусматривает только два варианта страхования. В первом случае сельхозпроизводителю предлагается заключить договор на полную страховую стоимость по полному же тарифу. Расходная часть агрария здесь весьма высока. К примеру, при страховании посевов на 10 тыс. га потребуется 8 млн. рублей. На этой услуге сельхозпроизводители останавливаются, как правило, во время работы с банками, когда страхование является принципиальным требованием кредитора.
Во втором случае аграрию не приходится платить страховые взносы, а страховой компании не надо полностью возмещать убытки в случае наступления страхового случая. Здесь в обороте находятся только бюджетные деньги, которые выделяются на компенсацию части затрат при страховании сельскохозяйственных рисков. Основная доля договоров в секторе АПК заключается именно таким образом. Отказ от схемы лишит участников сложившегося рынка существенных финансовых ресурсов. Для справки: в 2007 году между сельхозпроизводителями и страховыми компаниями края было распределено более 700 млн. рублей бюджетных средств, выделенных на компенсацию части расходов сельхозпроизводителей при страховании.
Не без потерь
Для перехода на новую систему страхования потребуется применить немало усилий.
Иннокентий Егоров
президент "Национального союза страховщиков":
— В текущем году мы должны разработать концепцию агрострахования. Такой документ в России готовится впервые. А весной следующего года мы намерены внести изменения в законодательство, регулирующее работу страхования в сельском хозяйстве. Таким образом, мы исключим возможность страховаться по схеме.
На изменения надеется и Виктор Щербаков. По его словам, страховщики уже в 2009 году должны предложить аграриям расширенный пакет услуг, включающий как дорогие, так и более дешевые полисы.
Несмотря на то что во время наступления страхового случая при "сером" страховании сельхозпроизводители не получают реального возмещения убытков, они не готовы отходить от такой системы. Иногда страховые выплаты составляют меньше, чем расходы на их получение. В прошлом году именно такая история произошла со славгородским хозяйством Алексея Булаха.
Алексей Булах:
— Нам позвонили из страховой компании и предложили приехать за возмещением. Но оказалось, что на дорогу мы должны потратить больше, чем составило само возмещение.
"Весной нам не надо искать дополнительные средства на страхование. Конечно, мы не получаем тех выплат, которые могли бы получить при другом страховании. Но сегодня мы не готовы к переходу на новую систему", – пояснил Дмитрий Михайлов. Несколько минут спустя г-н Михайлов заметил, что, если все просчитать, вычесть процент от компенсации, который поступает страховщикам, то, возможно, новая система окажется приемлемой.
Александр Вайс
исполнительный директор Союза крестьянских (фермерских) формирований края:
— Никто не захочет лишаться такого лакомого кусочка, как государственные средства. Сегодня схемное страхование устраивает всех. И в ближайшие два-три года, по моему мнению, на этом рынке не произойдут изменения.
На мероприятиях краевого уровня представители страховых организаций также не скрывают того, что рынок не готов переходить к "классике". В то же время крупные компании занимают на рынке сельхозстрахования наименьший процент по сравнению с мелкими. Но с переходом на новую систему они надеются заполучить львиную долю сектора. Заблаговременно страховые магнаты позаботились и о том, чтобы вступить в Национальный союз агростраховщиков, созданный в этом году.
Дмитрий Маркаров
первый заместитель генерального директора компании "Росгосстрах":
— Мы считаем, что неотъемлемым условием получения любых форм субсидий для сельхозпроизводителя должен стать полис на реальное страхование урожая.
Становление испанской системы агрострахования шло в течение 10 лет. По словам Фернандо Бургаса, представителя Министерства окружающей среды, сельского хозяйства и морских ресурсов Испании, в России этот процесс должен пройти в несколько раз быстрее. Но переход будет идти явно против течения. "Сопротивление этому будет очень сильным, потому что речь идет о больших и бюджетных средствах", – подчеркнул Дмитрий Маркаров.