Вы здесь

Орловская область: Кто пчеле указчик?

Перейти к полной версии/Вернуться

Конфликт между частью жителей деревни Васютино Дросковского поселения Покровского района и владельцами крупной кочевой пасеки накаляется уже три года: с того времени, как пчеловоды облюбовали эти места для кочевки.

Как рассказывают местные жительницы Лемешко и Гончарова, три летних сезона их жизнь проходит под пчелоконтролем, поскольку днем, по их словам, к деревне пройти невозможно: единственная дорога находится на пути активного лёта пчел. И передвижение по ней связано с риском быть ужаленным.
Деревенька Васютино в 13 дворов, окруженная полями, лугами и рощицами, примостилась недалеко от дороги Орел—Колпна. При повороте с автотрассы на грунтовку, ведущую к деревне, пчелы действительно сразу начинают мелькать перед лобовым стеклом машины.
Классический журналистский прием, когда корреспондент на собственной шкуре проверяет ситуацию, применять не хочется: пройтись пешком под потоком пчел… Траектория их полета похожа на дорожку, и такими дорожками исчерчен воздух на трети пути от трассы до Васютино.
— Как быть, если пчелы мешают жить? — ставит вопрос Валентина Гончарова. — Я до сих пор помню, как в прошлом году после пчелиных укусов начала отекать и задыхаться. Они атаковали меня, когда я шла с работы. После множественных ужалений побежала от дороги вниз к водоему, чтобы забраться в воду. Как сил хватило дойти до дома, не знаю! Соседка вызвала «скорую». Машина пришла быстро, благо в Дросково есть участковая больница. Поставили диагноз: «Аллергическая реакция на пчелоужаление». За что такие страдания? Почему мы не можем из-за чужих пчел спокойно ходить по единственной дороге, связывающей нас с миром?
У Неониллы Лемешко своя история. Опасения связаны с внучкой: сейчас, в обеденное время, на которое приходится наиболее активный лёт пчел, девочка возвращается с практики в школе. Не один раз бабушка с мамой просили соседей привезти девочку от автотрассы домой на машине. Сама Неонилла Лемешко, по ее словам, носит с собой соду, чтобы в случае нападения пчел втереть ее в места ужалений. Женщина утверждает, что это помогает от возникновения отеков и зуда.
Надо сказать, что этой дорогой пользуются все жители деревни, но больше никто не высказывал претензий к пчеловодам. А местный фермер депутат районного Совета и также владелец пасеки А.В. Блынский и вовсе считает: а как без пчел?
— Пчелы — это урожай многих культур: плодов, ягод, гречихи, ведь без опыления его не получить. Кроме того, пчелы дают человеку ценные продукты питания. Без пчел природа не может обойтись. А что касается траекторий лёта, так пчела летит на массивы цветущих медоносов, и ей дорогу не укажешь. Пчелы сами маршрут разрабатывают, они, в том числе, и через деревню летают. И так было в деревнях испокон веку, и никому пчелы не мешали, — говорит Александр.
А еще, по словам А.В. Блынского, его дочка, которая также проходит в школе практику, самостоятельно и без проблем добирается до школы и из школы. И она пчел не боится, и они её (т.е. не нападают).
Владелец пасеки, в которой сто пчелосемей, Геннадий Фаустов приводит железный аргумент: Закон Орловской области «О пчеловодстве», который регулирует занятия пчеловодством, он не нарушает.
Действительно, в действующем в Орловской области Законе «О пчеловодстве» записано: «Ульи размещаются на расстоянии не менее 10 метров до границы с соседним земельным участком либо должны отделяться от него зданием, строением, или сплошным забором, или густым кустарником высотой не менее двух метров, а также должны располагаться на расстоянии не менее 500 метров от учреждений здравоохранения, образования, культуры». Владельцем пасеки все предписанные законодательством меры соблюдены.
Взаимоотношения с гражданами, имеющими медицинское заключение об аллергической реакции на ужаления пчелами, прописаны в Административном кодексе Орловской области. Пасеки рядом с их усадьбами размещать не разрешается. В общем-то, опять придраться не к чему.
Никаких других запретов по содержанию пчел нет; нормативы расположения ульев на единицу площади не указаны, нормы удаления от дорог не оговорены. В прошлом году при проверке жалобы жительниц Васютино на расположение пасеки Фаустова помощник прокурора Покровского района Д.П. Пересыпкин констатировал, что нарушения Закона Орловской области «О пчеловодстве» не выявлено.
Глава Дросковского поселения Г.Д. Внуков (на снимке с семьей Лемешко), по его словам, также бессилен власть употребить для урегулирования отношений между недовольными жителями и владельцем пасеки, который оформляет межевание земельного участка в 50 соток, где стоит пасека. Все права — на стороне пчеловода, который, по его словам, собирается расширять свое дело и приобрести в окрестности земельные доли, чтобы обеспечить пчелам медоносную базу.
Может, это послужит разрешению конфликта? Будут ульи стоять рядом с медоносами, и пчелам не придется летать за нектаром через дорогу. А пока глава поселения, поставленный обстоятельствами в тупик, готов заняться восстановлением еще одной дороги к деревне, которая была давно заброшена.

Источник: 
Источник: