Вы здесь

«Апорт» - национальная гордость казахстанцев

Перейти к полной версии/Вернуться

Величие народов и государств заключается не только в создании чего-то нового, но и в сохранении и восстановлении старого.

Общеизвестно, что каждая местность, как правило, имеет свои символы. По этим символам часто назывались поселения, города, пишет на страницах издания «Литер» академик АСХН РК Магжан Исин.

Достопримечательностью Жетысуского края были яблоневые леса и сады. Поэтому древнее поселение или городишко, приютившееся у подножия Заилийского Алатау еще в VI-VII веках, называлось Алматы, смысловой перевод которого с казахского означает яблоневое, яблочное место. В 1854 г. на месте древнего города-поселения под одноименным названием Алматы была построена крепость, впоследствии город, который был назван Верным.

В 1921 г., в первые годы советской власти, городу было возвращено его исконное название - Алматы. Однако Алматы каким-то образом трансформировался в Алма-Ата, что приобрело вместо яблоневого более красочный эпитет - отец яблок.

Этому имени города суждено было стать самым любимым для нескольких поколений алматинцев. Названию города Алма-Ата способствовал знаменитый сорт яблок – апорт, который в тот период был в зените своей славы и является символом местности.

Да, поистине был великолепен наш алматинский апорт – чудо жетысуской природы. По размеру плодов, по их внешней красоте и привлекательности, особенно по изумительному гармоничному вкусу и специфическому аромату не было ему равных как в прежнем, так и в нынешнем мировом ассортименте яблок. Отдельные плоды достигали 500–600 граммов, но есть документальные факты, подтверждающие, что плоды весили и 1200 граммов. В 1990 г. я случайно познакомился со старожилом Алматы Г.С. Вороновым, который в молодости был кучером и шофером у великого акына Джамбула.

Вот что поведал мне Георгий Степанович: «В 1938 г. в саду тогдашнего первого Дома отдыха Совмина КазССР мы увидели апорт размером почти с волейбольный мяч, который весил без малого 1800 граммов. Специалисты говорили, что это мировой рекорд. Свидетелями этого факта были поэт Гали Орманов (личный секретарь Джамбула), писатель Абдильда Тажибаев (тогдашний председатель Союза писателей Казахстана), писатель Дмитрий Снегин. Это яблоко привезли в Дом Союза писателей и назавтра же нарочным отправили в Москву на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (ВСХВ). Дальнейшая его судьба, к сожалению, неизвестна».

Средняя урожайность с дерева составляла 200–250 кг, но отдельные деревья-«рекордсмены», говорят, давали до 500–700 кг яблок. Словом, по всем показателям царь-яблоко, отец яблок. Особенно чуден был апорт в золотую алматинскую осень, когда его ярко окрашенные плоды с размыто-полосатым карминовым румянцем завораживали глаз, стойкий, специфический аромат пьянил и захватывал дух, а непревзойденный гармоничный, тонкий кисло-сладкий вкус таял во рту. Цветение апорта весной и плодоношение осенью создавали особую ауру Алматы и его окрестностям.

Апорт поистине был национальной гордостью казахстанцев, символом Алматы, коронным сортом казахстанского садоводства, визитной карточкой южной столицы. Он награждался многими золотыми медалями и признан лучшим яблоком мира на престижных международных выставках во Франции (1900 г.), Германии (1908, 1961 гг.), России (1913 г.), Англии (1921 г.), Венгрии (1964 г.) и т.д. На регулярных выставках ВДНХ СССР апорт неизменно получал золотые медали.

На Международной выставке продукции Казахстана в Берлине в октябре 2010 г. (в преддверии саммита ОБСЕ) одним из лучших экспонатов, на который обратили внимание посетители выставки, был алматинский апорт, поднявший престиж нашей страны на мировой уровень.

Впервые алматинский апорт произвел фурор на международной арене в 1908 г. на Мангеймской выставке плодоводства в Германии. Князь А.Е. Гагарин, тогдашний попечитель садоводства, говорил: «Эти плоды привлекали особое внимание публики, а знатоки плодоводства и члены экспертной комиссии чрезвычайно ими заинтересовались. Величина, вкус и окраска туркестанских плодов настолько поразительны, что они, несомненно, будут служить предметом восхищения всюду, куда бы они ни попали.

Можно с уверенностью сказать, что германские плодоводы, а также плодоводы других стран, съехавшиеся в значительном числе на эти выставку и международный конгресс по садоводству, сохранят свои впечатления о туркестанских плодах и разнесут славу о них во многие уголки земного шара».

Практичные немцы решили взять «быка за рога» и культивировать этот сорт у себя. На следующий год из Верного было вывезено несколько тысяч саженцев апорта. Однако попытки немцев вырастить сорт у себя окончились неудачей: на берегу Рейна плоды выгнивали изнутри – им не подошел климат. Попытки англичан, французов, американцев также не увенчались успехом.

На берегу Дона (Воронежская губерния России), откуда, по официальной версии, был завезен апорт в г. Верный русским переселенцем Е.В. Редько в 60-е годы XIX столетия, он ничем особенным не отличался. Апорт там считался сортом весьма посредственного достоинства: плоды мелковатые, внешний вид тусклый, вкус кисловатый, без особого аромата. Привезенные с собой черенки апорта и других среднерусских сортов Редько привил на местную дикую яблоню.

Через несколько лет молодые деревца зацвели, и осенью соседи и жители близлежащих станиц и аулов ходили к Егору Васильевичу любоваться доселе невиданными яблоками. Они были размером почти с голову ребенка, красивейшей окраски, удивительного вкуса и бесподобного аромата, что не могло не вызывать восхищения. Другие воронежские сорта, привитые на местную дикую яблоню, ничем особым себя на новой земле не проявили.

Хозяин щедро раздавал черенки со своих деревьев всем желающим, и вскоре воронежский апорт распространился на весь Верненский уезд, а затем Семиреченскую губернию.

В недавнем прошлом более 80 процентов площадей яблоневых садов в Алматинской плодовой зоне занимал апорт. Он был главным продуктом в специализированных садоводческих хозяйствах, экономика которых держалась на этом сорте. В предгорных хозяйствах Алматы, таких как «Горный гигант», «Алатау», «Каменский», имелось по 1000–1700 га садов, где основным сортом был апорт. Однако, к великому сожалению, о знаменитом сорте сегодня больше приходится говорить в прошедшем времени.

Плоды мельчают и тускнеют, теряют прежний вкус и аромат. Что случилось с апортом сегодня? Не потерян ли он? Этот вопрос волнует многих наших граждан. Бытует мнение, что сорт состарился, потерял жизнеспособность, вырождается, исчерпал себя. По мнению большинства ученых, это не так и апорт еще долгие годы может радовать нас и последующие поколения своими чудо-яблоками. Но проблема апорта очень серьезная, она требует кардинального научно-практического решения.

Причин, приведших к деградации (вырождению) сорта, несколько. Мы, например, установили почти полтора десятка. Они носят в основном антропогенный характер, т.е. порождены нами же. Их анализ навряд ли является темой газетой статьи, тем более эти причины подробно опубликованы в научных и общественных журналах.

Но если сказать фрагментарно и в тезисном порядке, то они выражаются прежде всего в бессистемном размножении, неправильной заготовке подвойно-семенного материала, вытеснении сорта из зоны его экологического оптимума, нарушении специфической сортовой агротехники апорта.

Возрождение былой славы апорта - символа Алматы - следует считать делом большой государственной важности, да и чести и гражданским долгом казахстанцев. Более того, это политический вопрос, ибо речь идет о сохранении и восстановлении того, что составляет национальную гордость, является культурным наследием нашего народа. Поэтому проблему, на наш взгляд, следует решать в контексте национальной программы «Культурное наследие», инициированной главой государства Н.А. Назарбаевым.

Если мы не спасем и не возродим апорт сегодня, то завтра будет поздно, так как деградационный процесс неумолимо развивается, погибают последние маточные деревья - генофонд сорта.

Хотя следует признать, что за последние годы после наказа президента страны дело обстоит не так уж плачевно. В 2009 году Министерством образования и науки республики был объявлен конкурс на фундаментальные исследования. Мы (Казахский научно-исследовательский институт защиты растений) участвовали в этом конкурсе с научным проектом «Возрождение алматинского апорта путем подбора подвоя-привоя по идентичности генетического кода и методом микроклонирования лучших клонов сорта», который нами выигран.

Объективная цена проекта составила 9 млн тенге, однако министерством выделено (со ссылкой на мировой финансовый кризис, что у всех ведомств сегодня превращается в дежурную отписку) всего 4,5 млн тенге, из-за чего пришлось существенно сократить программу исследований. В 2009–2010 гг. совместно с Институтом биологии и биотехнологии МОН РК успешно проведен запланированный этап исследований.

В результате получено «новое растение» апорта в пробирках, с дальнейшим переводом в контейнерную культуру. После адаптации в условиях теплицы опытные растения будут посажены в грунт, затем – на постоянное место в сад.

Отрадно отметить, что с 2011 г. к решению проблемы апорта подключилось Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан в лице АО «КазАгроИнновация», которое намерено финансировать проект в 2011–2014 гг. до получения конечного результата, т.е. посадки опытного апортового сада, саженцы которого впервые получены методом микроклонирования.

Величие народов и государств заключается не только в создании чего-то нового, но и в сохранении и восстановлении старого, чем можно гордиться, что следует считать культурным наследием и что можно завещать потомкам.

Источник: