Вы здесь

Пищедром (Смоленская область)

Перейти к полной версии/Вернуться

Динамика ренессанса смоленского аграрного сектора: куда Макар телят не гонял, а где сыр в масле не валялся 

Сыр цвета золота

Сегодня на складах смоленских молокоперерабатывающих заводов томятся в ожидании светлого будущего сто пятьдесят с лишним тонн масла и полторы тысячи тонны сыра. У авторов в холодильниках сыр и масло тоже есть. Не смоленские - белорусские!
В областной администрации считают, что ничего страшного не происходит. За осень и зиму масло и сыр будут благополучно проданы, а крестьяне наконец получат деньги. 
Сейчас переработчики должны аграриям больше сотни миллионов рублей - пятую часть денег, которые получают наши крестьяне из областного кошелька за год. Если бы мой работодатель несколько месяцев не платил мне пятую часть зарплаты, то пришлось бы задуматься о том, что пора экономить на масле. Или на сыре.
"Руководители предприятий изыскивают средства для ликвидации долгов, - успокаивает вице-губернатор Владимир Суржиков. - С начала года молочными заводами получено 573 млн рублей кредитов, которые были направлены в основном на погашение задолженностей за поставленное молоко".
На днях наши сыры, масла и прочие крестьянские достижения вернулись с главного аграрного форума России, жирной точки аграрного сезона-2008 - выставки-ярмарки "Золотая осень". В павильонах с гербом Смоленской области были семена и водка, конфитюр и огурцы, мед и яйца, колбаса и мука, хлеб и сгущенка, масло и газировка, коровы и меха. Наши, смоленские достижения на ВВЦ демонстрировали два десятка самых лучших производителей и переработчиков сельхозпродукции. Многие из них по старой доброй традиции получили награды. Грамоты повесили на стену, медали спрятали в серванты. Но сколько бы "золота" на шею нашим сыроварам, маслоделам или просто дояркам ни повесили, соседей-белорусов нам еще долго не обскакать.
Именно их стоит винить (или хвалить?) в том, что тонны нашего, смоленского, сыра и масла некому продавать, но в холодильниках смолян, как, впрочем, и россиян, есть сыр и масло.
"Себестоимость нашего сыра и масла слишком высока", - поясняет главный по смоленскому селу Владимир Суржиков.
Ну кто будет выкладывать бешеные деньги из патриотических соображений? Вот и платят коммерсанты белорусам, потому что их сыр и масло даже с доставкой дешевле, чем смоленские.
А все потому, что летом наши крестьяне были самые богатые - они получали за сданное молоко больше, чем все их коллеги в ЦФО. 
В Минсельхозе это подтверждают: в других регионах летом платили от 5 рублей 20 копеек до 7 рублей 80 копеек за литр. В нашей области за 8 месяцев этого года средняя стоимость 1 литра закупленного молока составила 9 рублей 75 копеек - на целых два рубля больше, чем за 8 месяцев года прошлого.
Сказать, что переработчики по доброй воле платили аграриям больше, чем везде, - слукавить. Летом областная администрация просила их не снижать цены. Но они все-таки снизили, но ненамного.
"Мы предвидели, что удержанная цена автоматически увеличит долг переработчиков крестьянам, - говорит Владимир Суржиков, - но катастрофы не случилось и не случится. Уверен, что все запасы будут проданы".
А пока у нас есть резерв! Но хорошо от этого только тому, кто не знает о том, откуда сыр в холодильнике. А может, и правда стоит хоть раз сыграть в патриотизм и купить масло с очередной медалью "Золотой осени"? И переработчику хорошо, и крестьянину приятно.

Молочный прилив

На молочной ниве у нас действительно проблемы. Несмотря на грандиозные планы, наши крестьяне получили на два процента молока меньше, чем год назад. А собирались получить на 5 процентов больше по сравнению с прошлогодними удоями...
Но в администрации надеются, что спад пройдет. Первым и самым значительным поводом для таких оптимистичных обещаний стало то, что в будущем году бюджетную подмогу за сданное молоко будут получать все, а не только самые лучшие. 
Напомним, что три года субсидию получали только те хозяйства, в которых буренки давали не меньше 2,3 тысячи килограммов молока в год, да еще коров за год не становилось меньше. Вот и выходило, что поддержка доставалась лишь 30 процентам хозяйств. Теперь будут давать всем, кто не уменьшит поголовье. А заодно крестьянам-частникам теперь будут доплачивать больше - по 2 рубля за кило сданного молока. В итоге на бюджетные деньги смогут рассчитывать 80 процентов наших хозяйств. В администрации считают, что новая схема финансирования дает шанс хозяйству любого уровня финансовой устойчивости подняться на ступеньку выше в "экономическом табеле о рангах".
"Мы видим, что средние хозяйства подтягиваются. В 2006 году у нас было всего 46 процентов прибыльных хозяйств, в прошлом году - 60 процентов, этом будет 64-65 процентов. Прибыльных - нынче их, а слабым срочно нужна поддержка, - говорит вице-губернатор Суржиков. - Это не означает, что молочное производство области - на последнем издыхании. Отрасль по-прежнему остается прибыльной. В 2007 году без учета выплат субсидий рентабельность производства молока в среднем по области составила 18 процентов, а с учетом выплат - 25,4 процента (+7,4 процента по сравнению с прошлым годом). В новом году бюджетную дотацию за сданное молоко будут получать все. И работать на прибыль года будущего нужно уже сейчас. Точка отсчета - 1 января 2008 года. На эту дату у нас было 54,4 тысячи коров. В будущем году, наконец, должно стать больше". 
Парадокс, конечно, но куда деваться: при всем этом Смоленщина уже несколько лет уверенно берет золотые медали "Золотой осени". Рогатая рекордсменка Вербена из СПК "Доброволец" в год дает 7047 кг молока - это почти два с половиной ведра в день! В отличие от нее, среднестатистическая смоленская корова едва ли способна на 3000 килограммов в год. Такие рекордсменки - мечта любого хозяйства. И для многих - несбыточная. Сейчас одна годовалая чистопородная телочка стоит от 60 000 рублей. Полторы таких коровы "Доброволец" "отдал" за участие в нынешней "Золотой осени". У нас, в отличие о других регионов, некоторых участников выставки из бюджета не спонсируют.

Корова, друг человека

Три - четыре года назад наши павильоны на "Золотой" выглядели "среднестатистически". Теперь веселее. Крестьянская жизнь не то чтобы стала лучше. Но что немного изменилась - правда. При подготовке этого материала так и ждали услышать от крестьян традиционное: "Живем мы хреново. Но это не для диктофона". Не услышали... То ли правда жить стало веселее, то ли даже говорить об этом бессмысленно.
"Мы живем немного спокойнее, чем четыре года назад, - признается начальник управления сельского хозяйства Починковского района Михаил Анищенко, - по крайней мере, стало меньше никому не нужного популизма, а денег больше".
За рубежом государство платит крестьянину только за то, что тот живет и работает не в городе, да еще кормит тех, кто зарабатывает деньги иначе. Это их, забугорное, понимание справедливости. Наш крестьянин, которого мы по привычке называем обидным "колхозник", нынче за каждый полученный рубль по гроб жизни благодарен партии и правительству. Без рубля - крышка!
"Не знаю, как в других хозяйствах, а наше предприятие получает достаточную поддержку со стороны государства, - рассыпается в благодарностях зооинженер свинокомплекса ИП "Панской" Инна Петровна. - В прошлом году мы брали кредиты на сельхозтехнику, комбикорма и на племенных животных. Уже больше половины заемных денег окупились, и думаю, что в дальнейшем мы не останемся в прогаре".
"Панской", а вместе с ним еще несколько сотен крупных хозяйств от карманной чахотки не страдают, но пока не могут без кредитных инъекций. С начала этого года наши крестьяне заняли у банков 2,3 миллиарда рублей - на миллиард с лишним больше, чем за весь прошлый год. За два "нацпроектых" года многие разжились тем, на что прежде почти не тратили, потому что тратить было нечего: обзавелись техникой, отремонтировали коровники и свинофермы, купили коров, свиней и даже овец. 
"Сейчас многие предприятия берут кредиты на покупку техники и добиваются через несколько лет отличных результатов, - говорит директор смоленского филиала "Россельхозбанка", председатель бюджетного комитета областной Думы Иван Кучер. - Я могу привести много примеров такого успешного хозяйства. Например, на базе бывшего колхоза им. Ленина Починковского района новый руководитель взял кредит на сельхозтехнику. Сейчас он получает около 30 центнеров урожая с одного гектара. Это очень хороший результат. Если учитывать, что еще несколько лет назад на этом месте было поле, заросшее бурьяном".
И нынче заемные деньги крестьяне потратили по принципу "сначала важное, потом срочное". Наша "реалити лайф" такова, что инвестировать по другой схеме наши аграрии пока не могут. 
"Такая схема - увы - признак неблагополучия, - считает один наш знакомый австрийский фермер, которому мы по этому случаю позвонили в предгорье Альп. - Корова должна работать на человека, а не наоборот. Вот когда ваши крестьяне смогут тратить деньги на элитных коров, тогда можно будет говорить о том, что в вашей стране все более-менее благополучно".

Снопики

На сладкое можно вспомнить так пока и не спетую песню из новейшей истории аграрного сектора Смоленщины - лен. 
Тоже бюджетные деньги помогли, оптимистично оперируют цифрами в областной администрации. Ставка льняной субсидии в 1,2 раза выше прошлогодней, да еще 50 процентов денег крестьяне получили авансом, вязли в аренду 24 льноуборочных комбайна. В итоге льна посеяли больше. Всего на 500 гектаров, но ведь больше! Сейчас подо льном 7635 гектаров земли. В 2012-ом будет 14 тысяч. 
И вновь заговорили о том, что льноводство у нас может быть прибыльным. В подтверждение - факт: ОАО "Вяземский машиностроительный завод "в счет будущих поставок льнотресты дал крестьянам 12,6 миллиона рублей. И создал на своей базе ООО "Вяземский льнозавод". Для него машиностроители уже купили две линии первичной переработки.
Кто знает - вдруг на "Золотой осени-2009" снопик смоленского льна у нашего стенда будет значить много больше, чем воспоминания о светлом прошлом льняной Смоленщины?

Мощный стимул

Несмотря на скептические ухмылки тех, кто читал и слышал прогноз социально-экономического развития области на год текущий, зерна собрано больше. Это значит, что технологии победили погоду, техника, купленная за кредиты, прижилась на наших полях, да еще общими усилиями нефтяников, аграриев и областного кошелька было чем эту технику заправить. В результате общими усилиями мы получили зерна на треть больше, чем годом раньше - 168 тысяч тонн. И средняя урожайность с гектара выше - 18,9 центнера против бывших 17. Если честно, писать эти цифры стыдно. Соседи-белорусы вновь козыряют своими 50-60 центнерами с гектара. Но для нас даже наш малый плюс - это все же плюс.
В прошлом году достижения российских аграриев и переработчиков, представленные на главной аграрной выставке "Золотая осень", пришли посмотреть 59 194 россиянина, да еще почти семь тысяч тех, кто говорит о сельском хозяйстве на иностранном языке. В этом году - еще больше. Их бы всех на подмогу к нашим пятнадцати тысячам тех, кто знает, как трава превращается в масло. Вот тогда бы у нас все замычало, захрюкало, закудахтало и заколосилось с утроенной силой. 
И все-таки, аграрная область - это звучит гордо. Хотя бы потому, что все мы по-прежнему едим три раза в день.
Мощный стимул, не правда ли?

P.S.

"2007 стал последним в жизни 6200 тысячи буренок, отправившихся на колбасу. Гринпис может радоваться: в этом году жертвой мясорубок падет всего 6000 коров".

Источник: