В ножках Буша нашли мышьяк; вина Грузии и Молдавии не внушают доверия; качество говядины из Бразилии вызывает серьезные опасения; почти вся свинина, импортируемая к нам из-за рубежа, не отвечает требованиям ГОСТа...
Переведем дух и продолжим: те фрукты, что продаются на наших рынках и в магазинах, - уже не только источник витаминов, но и различных пестицидов, гербицидов и прочих неприятных для организма "идов"; в пряностях нашли семена сорняков и ядовитых растений; соя, которая сегодня является чуть ли не основным компонентом колбас и прочих изделий с участием мяса - генно-модифицированная... Все, хватит, хватит... Пищевая паранойя развивается после просмотров заголовков новостных лент - так что уже хочется броситься в бабушкин огород. За своим, родным. Хотя подождите... В воздухе тоже, кажется, что-то содержится вредоносное.
Перечислять опасности, что пока подстерегают нас на прилавках магазинов, можно долго. Но почему "пока"? Потому что и этого может не стать: к нам скоро постучится продовольственный кризис, хмурят лбы пессимисты-аналитики. Наверное, сушить сухари и делать запасы пока рано, однако уже сегодня есть о чем подумать. Естественно, в такой ситуации больше всего хочется верить, что мы и не нуждаемся в импортируемых продуктах. Мол, сами себя прокормим. Такого же мнения придерживается и министр сельского хозяйства Алексей Гордеев. Обычно очень сдержанный в заявлениях, недавно он смело сказал, что России может пойти на пользу экономическая изоляция. Это простимулирует к более активной деятельности отечественный АПК. Не будет дешевых импортных окорочков - придется вырастить свои. Правда, сначала придется затянуть пояса, но потом АПК наберет мощность, мы снова сможем производить достаточно мяса, молока, зерна.
Откуда ножки растут
"Политика нашей внешней торговли формировалась годами, - говорит академик сельскохозяйственных наук, сотрудник РАСХН Владимир Кашин. - Изменить ситуацию за год-два невозможно. Тем более что между Россией и США заключено соглашение, согласно которому наша страна обязана - подчеркиваю, обязана - наращивать год от года объемы импорта американского мяса птицы, говядины и свинины. Это соглашение действует до 2010 года".
Кстати, по злой иронии судьбы правительство России также назначило 2010 год первым рубежом реализации нацпроекта "Развитие АПК". К этому времени импорт зарубежного мяса должен сократиться на 20 процентов благодаря развитию собственного сельского хозяйства. Однако это вряд ли возможно в условиях такой двойственной ситуации. "Нельзя забывать и о том, что цены на американское и прочее поставляемое к нам мясо значительно ниже наших, - напоминает Владимир Кашин. - Цены на зарубежную сельхозпродукцию поистине демпинговые. Ведь за границей государство предоставляет такие дотации предприятиям АПК, что даже при самой низкой цене на мясо тамошние фермеры ничего не теряют. Если бы не помощь правительства, производство тамошней свинины, птицы и говядины было бы убыточно. Более того, на Западе правительство ещё доплачивает тем фермерам, которые продают свой товар на экспорт. Так оно поощряет экспансию своих производителей на чужие рынки". Эти слова находят подтверждение у продуктовых ритейлеров. "Американская птица почти на 30% дешевле нашей, - говорит Андрей Аксенов, управляющий супермаркетом "Второй дом". - Естественно, дешевую заокеанскую курятину покупают охотнее, чем нашу. Признаю, что в Смоленске все-таки соотношения местной и заграничной птицы не 30 на 70 процентов, как это в среднем по России, а примерно 50 на 50. Но я не уверен, что так будет всегда. Ведь смоленские фермеры бессильны противостоять инфляции, их мало дотируют".
В самом деле, издержки аграриев постоянно растут, признались на недавнем совещании в областной администрации представители сельхозпроизводителей. Кормовое зерно за год дорожает в среднем на 20 процентов, почти на четверть подорожало электричество, удобрение и агрохимия - на 30 процентов, плюс необходимость корректировать оплату труда с инфляцией, плюс прививки поголовью скота, прочие необходимые расходы... Что вы от нас хотите, если держать скот невыгодно? - настаивают фермеры.
Не лишним здесь будет отметить и то, что многие развивающиеся хозяйства существуют благодаря кредитам, судьбы которых в текущей ситуации видятся более чем туманно. Даже несмотря на то, что государство пытается сгладить воздействие финансового кризиса на экономику, многие банки подняли процентные ставки по кредитам. Если ничего не изменится, последствия могут оказаться более чем плачевными для всех нас: массовые банкротства ферм и птицефабрик и полная атрофия сельского хозяйства. "Людям не останется ничего другого, как резать скот и птицу. Если не принять мер, мясная отрасль рухнет и мы будем ввозить не 65 процентов мяса, а все 100", - делает неутешительные прогнозы академик Кашин.
Почему применимо к ситуации в Смоленской области речь идет в основном о животноводстве - понятно. Ведь растениеводство никогда не было коньком Смоленщины, а то зерно, которые мы выращиваем, урожаи, о которых пойдет речь далее, не что иное, как фураж.
Фуражный кураж
С кормом у нас в области в этом году дела обстоят более-менее благополучно. Это отчасти снижает риск резкого сокращения поголовья скота. Не случайно растениеводство в этом году с периферии переместилось чуть ли не в самый центр внимания властей - как федеральных, так и местных. Согласитесь, давно не было такого, чтоб губернатор лично еженедельно проводил селекторные совещания с хозяйствами области. После совещаний при Сергее Антуфьеве все данные по сборам урожая передают в Москву, а уж там решают: насколько хороши показатели по каждому региону, сколько придется закупать продовольствия, а сколько мы сможем позволить себе продать. Надо заметить, в этом году и у нас кое-что уродилось, особенно по сравнению с двумя предыдущими годами, когда из-за проливных дождей область потеряла практически весь фураж. Тогда, напомним, фермерам пришлось закупать его на стороне, что не могло не повлиять на цены на прилавках. На последнем же совещании, посвященном вопросам сельского хозяйства, замгубернатора Владимир Суржиков не без гордости и удовольствия сообщил: в этом году валовый сбор зерновых превышает прошлогодний показатель без малого на 40 тысяч тонн, почти на треть.
Впрочем, даже при этом достижении местного АПК в Смоленской области собрали самый маленький урожай среди всех регионов ЦФО. А это значит, что нам снова не хватит корма для скота. Следовательно, его придется закупать. В таких условиях состояние животноводства окажется далеким от процветания. Ситуацию надеются исправить в следующем году, когда планируется пустить в сельскохозяйственный оборот пустующие земли. А их в области ни много ни мало - один миллион гектаров. До следующего года придется снова кормиться импортными продуктами, из которых уже и так почти целиком состоит наша потребительская корзина. "Порог безопасности для ввозной продукции - 40 процентов, в нашей же области 73 процента всех продуктов - импортируемые", - констатируют в отделе продовольственной безопасности департамента Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию. "Эти показатели примерно одинаковы по всей стране, - сравнивает кандидат экономических наук Василий Решетняк. - Только порядка 30 процентов того, чем мы питаемся, производим мы сами, все остальное импорт. В этом отношении мы представляем собой гигантского потребителя, который способен только поглощать, но при этом не в состоянии прокормить себя сам". Это при том, что уровень потребления смолянами мясной продукции, например, составляет 55 килограммов в год при норме 81; молочной - 230 при норме 392; яиц - 250 штук при норме 292. Население области не составляет и одного миллиона человек. Получается, что, для того чтобы по крайней мере выйти из той абсолютной зависимости от зарубежных стран и дотянуть объем собственных продуктов на рынке хотя бы до 50 процентов, нам достаточно производить в год 25 тонн мяса. Неужели это невозможно?
"Когда программа поддержки сельхозпроизводителей заработает в полную мощность, мы вполне сможем обеспечить себя мясом сами, - убежден начальник департамента сельского хозяйства и продовольствия Виктор Маркелов. - Но это произойдет не так быстро. По самым оптимистичным оценкам - не ранее чем через пять лет. Не думаю, что за эти пять лет кризис продовольствия коснется Смоленской области".
Оценка цен
Что ж, по сравнению с тем, сколько времени мы уже едим заграничную еду, пять лет не срок. Но есть ли гарантия, что наши продукты, которыми рынок будет насыщен в полной мере, будут доступны потребителю? Ведь если разница между стоимостью отечественного и зарубежного мяса по-прежнему будет составлять 30 процентов, как сейчас, никто не станет покупать свое, руководствуясь лишь патриотическими чувствами.
Что же делать, чтобы отечественные продукты перестали быть такими дорогими? Эксперты считают, что для начала неплохо бы потрясти торговые сети. Это вполне логичная позиция: ведь только по официальным данным Смолстата разница между отпускной ценой предприятий и той, что мы видим на ценнике в магазине, составляет в среднем 35-40 процентов. Напомним, что это официальные данные, которые всегда серьезно рознятся с действительностью. На самом же деле реальный разрыв цен на продукцию у производителя и на полке магазина может составлять 200-300 процентов. Даже если иногда цена, к примеру, на окорочка снижается, ценники в магазине об этом будут молчать как партизаны на допросе: покупатели к цене привыкли, а маржа пусть себе растет... По принципу "вам все равно, а нам приятно". Самое время отметить, что после долгих колебаний федеральные власти все же решили оказать дополнительную поддержку аграрному сектору. Кроме тех субсидий, что сельское хозяйство получает в рамках национального проекта "Развитие АПК", аграриям дадут дополнительно 102 миллиарда рублей. Эта сумма поступит не единовременно, а постепенно, до 2012 года. Деньги придут к крестьянам в качестве различных субсидий. Одновременно с этой мерой решено было принять еще одну. К этому времени подготовят ряд законопроектов, ограничивающих ввоз на территорию России иностранного мяса.
Евро-американская кухня
Впрочем, есть еще один момент, способствующий росту объема импорта. О нем не принято говорить так много и часто, как, например, о нищенском положении фермеров и недостаточном объеме производства. Тем не менее факт остается фактом: достаточно заглянуть в Налоговый и Таможенный кодексы РФ и небольшой, но очень важный кусочек головоломки встает на место. Минфину куда выгоднее получать таможенные платежи от зарубежных экспортеров продукции на наш рынок, нежели налоги от местных производителей. Дело в том, что в структуре доходов бюджета именно таможенные платежи составляют почти 50 процентов, и эти проценты достигаются, в основном, за счет импортной составляющей. Прирост объема импортных платежей в 2007 году в сравнении с 2006 годом составил 44,6 процента. В западных странах эта цифра не превышает 15-20 процентов.
Но если даже сегодня взять и искусственно начать квотировать импорт продовольствия, от этого никто не выиграет. Ведь наши хозяйства больше производить все равно не станут. А нам придется по-прежнему кормиться дешевыми, но ядовитыми окорочками, питаться колбасой из генно-модифицированной сои и продолжать поддерживать чужую экономику вместо своей.
ЦИФРЫ
Недоедаем?
Уровень потребления смолянами мясной продукции составляет 55 килограммов в год при норме 81; молочной - 230 при норме 392; яиц - 250 штук при норме 292
Откуда что берется:
Из США:
мясо птицы, свинина, говядина, зерно, табак
Из Бразилии:
какао, кофе, кондитерские изделия, фрукты, алкоголь
Из стрн ЕС:
мясо, овощи, консервы, алкоголь
Из Китая:
соя, чай, сладости, рыба, мясо,
Из Японии:
рыба, мясо, орехи, фрукты, масла
По предварительным данным таможенной статистики за январь-сентябрь 2008 года импорт из стран дальнего зарубежья в стоимостном выражении составил 172 336,1 млн. долларов США и по сравнению с аналогичным периодом 2007 года увеличился на 49,3 процента.
В сентябре 2008 года стоимостной объем импорта товаров из стран дальнего зарубежья составил 21 400,0 млн. долларов США и относительно сентября 2007 года увеличился на 51,7 процента.
Импорт продовольственных товаров и сырья для их производства увеличился на 60,3 процента, машиностроительной продукции – на 58,7 процента, химической продукции – на 34,4 процента, текстильных изделий и обуви – на 33,6 процента.
В импорте продовольственных товаров возросли следующие закупки:
масла растительного, мяса и субпродуктов - в 1,9 раза
рыбы – в 1,8 раза
овощей – в 1,7 раза
алкогольной и безалкогольной продукции – на 58,4 процента
фруктов и орехов – на 55,9 процента
- сахара – на 48,7 процента
- табака – на 48,0 процента
- молочных продуктов – на 27,2 процента