Поток дешевой рыбы из Чили поставил под вопрос дальнейшее существование многих хозяйств республики
Николай Федоренко был первым, кто открыл в Карелии кооператив по выращиванию рыбы. Это было в 1987-м. Следом за ним частным форелеводством в республике занялся еще один фермер, Геннадий Гутыра. В 1991 году он построил свои первые садки. Сегодня многолетний труд этих людей находится под угрозой. Растущий импорт может привести к кризису в отрасли. Оба рыбовода требуют пересмотреть политику государства в отношении ввозных пошлин на импортную форель.
- Когда на заре девяностых мы начинали, было очень трудно, - говорит Геннадий Гутыра. - Строились с нуля. На первый, взятый мной кредит, можно было бы 100 «Жигулей» купить. Страшно вспоминать какой это был риск. Раньше думал, будь, что будет, от государства помощи не ждал. Но сегодня надо по другому относиться к делу. Вот, к примеру, я восемь лет назад подал документы на выделение земли для форелевого хозяйства, и только вчера получил документы.
- Только в последнее время государство начало немножко помогать, и то только возмещением ставок по кредитам, - рассказывает Николай Федоренко хозяйство которого расположено на одном из озер вблизи карельского города Кондопога. На воде у Николая расположены не только садки, но и небольшой дом, причал и даже склад. Сначала такое расположение вызывает удивление, но оно быстро проходит, когда узнаешь, сколько надо получить согласований, и как долго приходиться добиваться у местных и московских чиновников разрешения построить на безлюдном острове хотя бы сарай.
Фермеры уверены, что развиваться форелеводческие хозяйства Карелии смогут только в том случае, если государство пересмотрит свою таможенную политику.
- В прошлом году в Россию резко выросли поставки форели из Чили, - объясняет Федоренко. - Из-за этого весь эффект от поддержки по нацпроекту сошел на нет. Если еще с норвежской рыбой мы могли конкурировать, у нас оставалась прибыль, то когда хлынул поток дешевой форели из Чили, мы оказались ни с чем. Чилийская форель плохого качества. Но она дешевле и переработчики перестали брать нашу. Даже здесь, в Петрозаводске, все чилийской забито.
- Осенью, когда у нас рыба созревает, импортеры снижают цену, а к лету наоборот поднимают. Мы остаемся в проигрыше, - говорит Геннадий Гутыра.
- Если не прекратится поток чилийской рыбы, мы все прекратим существование, - уверен Николай Федоренко. - Многие хозяйства уже сработали в минус. Наше в прошлом году выжило благодаря запасам малька. Те, у кого их не было, вынуждены были уволить людей и закрыться. Хозяйства продавали за бесценок.