К концу марта стала более определенной судьба тех 5 млрд рублей, которые правительство в октябре прошлого года обещало «уже в первом квартале 2011 года» дополнительно направить из федерального бюджета для тех хозяйств, которые сохранят поголовье крупного рогатого скота после прошлогодней засухи. Правда, складывается также впечатление, что эти деньги при нынешней практике использования государственных средств дойдут до адресатов еще не скоро.
Как уже сообщалось на сайте AgroNews, премьер-министр Владимир Путин подписал постановление Правительства от 21 марта, которым утверждены «Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на закупку кормов для содержания маточного поголовья крупного рогатого скота».
Первым условием предоставления субсидий субъекту Российской Федерации является, согласно документу, «наличие на территории субъекта Российской Федерации поголовья коров и сохранение поголовья крупного рогатого скота на начало текущего финансового года». Ранее уже называлось число регионов страны, которые приобрели право участвовать в распределении выделенных миллиардов, – около тридцати.
В Правилах приведены формулы, которые помогут разделить общую сумму субсидий по регионам-победителям. Выделенные средства должны распределяться пропорционально численности коров на начало текущего финансового года. Кроме того учитывается уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъектов федерации, его участие в софинансировании.
Деньги решено выделять по ставкам на одну корову. Предварительно, по мнению экспертов, выйдет где-то 1300 – 1600 рублей на одну буренку. Как говорила в одном из выступлений министр сельского хозяйства Елена Скрынник, субсидии позволят компенсировать до 15% затрат на содержание животных.
Вроде бы сложностей огромных в реализации Правил быть не должно. Но учтем, что сам документ появился совсем недавно и не до всех регионов дошел. Тем более не доведены даже до субъектов федерации и официальные общие суммы субсидий. Что уж говорить о конечных получателях субсидий! Они в полном неведении.
Важно учесть также то положение Правил, где сказано, что «предоставление субсидий осуществляется на основании соглашения», форма которого утверждается Минсельхозом России. А в соглашении целый ряд пунктов – от «а» до «н», - которыми предусматриваются требования к обеим сторонам договора. Специалисты в регионах сетуют: как составить список получателей субсидий? С сельхозпредприятиями да и фермерами более-менее ясно: статистика дает пусть небезгрешные, но конкретные данные о тех, кто сохранил или приумножил стадо. А вот как быть с хозяевами скота на подворьях? Их ведь тоже надо поощрить за рачительное отношение к коровам.
В общем, как показал опыт использования других средств господдержки, они доходят до аграриев с большими потерями во времени и сумме. На днях глава федерального Минсельхоза Елена Скрынник сетовала: даже из поступивших в регионы средств до аграриев дошло менее трети, а из средств самих региональных бюджетов (софинансирование) и того меньше. И, похоже, субсидии за сохранность поголовья крупного рогатого скота не станут приятным исключением из печальной традиции. Таковы издержки ручного управления экономикой.
Одно утешает: регионы, сохранившие стадо в минувшем году, и в начале этого года работают с плюсом. То ли запас доверия к власти еще есть, то ли сохраняется вера в то, что молочное скотоводство становится доходной отраслью.