Съезд отмечает, что за период между VII и VIII съездами Правлением Союза и сообществом мукомолов и крупянщиков России принимались меры по выполнению своей основной задачи – обеспечению населения страны мукой и крупами высокого качества. В результате снабжение потребителей хлебопродуктами осуществлялось стабильно, по мере необходимости. Об этом сообщили ИА «INFOLine» (www.ADVIS.ru).
Для устранения негативных тенденций в мукомольно-крупяной промышленности VII съезд рекомендовал Правлению Союза обратиться в Правительство Российской Федерации, Минсельхоз России, исполнительные и законодательные органы субъектов федерации с предложениями по развитию мукомольно-крупяной отрасли, поддержке производства зерна высокого качества и мониторингу качества убираемых зерновых культур, установления пониженных железнодорожных тарифов при перевозках зерна из Сибири в Европейскую часть России и Дальний Восток, отмены налога на имущество, участвующего в производстве и сохранности зерна, выделения средств на разработку нормативно-технической документации и другим вопросам.
Съезд определил, что значительная часть рекомендаций выполнена:
1.Правительством РФ принято решение о выделении средств на проведение обследования урожая силами региональных лабораторий ФГУ "Федеральный центр безопасности и качества зерна и продуктов его переработки", что позволит заблаговременно определять ресурсы продовольственного зерна по регионам, предусматривать своевременную перевозку зерна для устойчивой работы мукомольных и крупяных предприятий.
2.По ходатайствам Союза Федеральная служба по тарифам на 2007-2008гг установила исключительные тарифы на перевозки зерна из Сибири, что позволило улучшить снабжение хлебопродуктами населения восточных, западных и северо-западных регионов страны.
3.В соответствии с просьбой Союза биржевые торги зерном из интервенционного фонда проводились только с поставкой мукомольным предприятиям.
4.Активизировалась работа в части добровольной сертификации менеджмента (производства) продукции по ГОСТ Р ИСО 9001-2001. В период между съездами прошли сертификацию предприятия с суммарной мощностью производства 4,0 млн.тонн муки и крупы в год.
5.Россельхознадзор Министерства сельского хозяйства РФ по ходатайствам Союза отменил обязательную выдачу карантинных сертификатов на отгружаемую муку, а также требование на получение предварительного согласия подразделения Россельхознадзора в зоне получателя на завоз подкарантинного зерна.
Одновременно с этим установлен ускоренный порядок рассмотрения и выдачи разрешений на перевозки подкарантинной продукции, что значительно упрощает решение вопросов по перевозкам хлебопродуктов.
6.Совместно с Российским Зерновым Союзом и ГНУ ВНИИЗ разработан и проходит обсуждение Технический регламент "О требованиях к безопасности продуктов переработки зерна, процессов их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации", который станет одним из основных нормативных документов для производственной деятельности предприятий.
Союз добился включения в план разработки 5-ти национальных стандартов на 2008-2009гг, в том числе: двух стандартов на производство пшеничной муки обогащенной микронутриентами и премикса для ввода в муку, стандартов на выработку макаронной муки из мягкой пшеницы , муки для детского питания, отрубей диетических.
7.Союзом проделана значительная работа по распространению передового опыта. Проведено 2 Всероссийских смотра качества муки и крупы, в которых приняли участие предприятия России, Беларуси и Казахстана. Победители смотров награждены золотыми, серебряными и бронзовыми медалями.
Ежегодно проводятся конкурсы на звание "Лучшая мельница России".
Для активизации изобретательской и рационализаторской деятельности проведен смотр на лучшие изобретение и рационализаторское предложение.
Особое внимание уделяется ветеранам и передовикам производства, их моральному поощрению:
-Знаком "Почетный мукомол России" награждены 46 чел.
- Знаком отличия "За вклад в развитие отрасли хлебопродуктов" - 156 чел., Почётной грамотой Союза – 126 чел.
-в Книгу Почёта Союза занесены 8 человек, внесших большой вклад в развитие отрасли хлебопродуктов.
Союз выплачивает стипендии им. первого Президента Российского Союза мукомольных и крупяных предприятий В.И.Ефремова студентам трех высших учебных заведений г.г. Москвы, Краснодара и Барнаула.
х х х
В тоже время Съезд отмечает, что в отрасли еще не решены многие вопросы, которые сдерживают развитие предприятий. В их числе:
1.Не изжито производство и поставка на рынок по демпинговым ценам большого количества низкокачественной, опасной для здоровья населения, муки и крупы, вследствие чего при реализации снижается конкурентоспособность высококачественной продукции, недозагружены мощности высокотехнологичных производств, снижается их рентабельность, многие мельзаводы работают с убытком.
2.Более половины предприятий отрасли работает на устаревшем и физически изношенном оборудовании, которое в порядке технического перевооружения необходимо заменить на современное, высокоэффективное. Однако из-за отсутствия средств эта работа проводится медленно и то на отдельных мельзаводах и крупозаводах.
Незначительный спрос на оборудование отрицательно сказывается на машиностроительных предприятиях, которые также работают не на полную мощность и, по этой причине, не могут снижать цены на выпускаемую продукцию.
3.Предприятия отрасли не ощущают реальной поддержки от государства в части экспорта муки, хотя даже незначительные льготы могли бы существенно повысить объемы экспортируемой продукции, загрузку и рентабельность мельниц. Вследствие чего государство дополнительно получало бы в виде налогов примерно по 500 рублей за каждую тонну экспортированной муки и крупы.
4.Незначительные дотационные меры не позволяют в полной мере использовать имеющийся потенциал в производстве риса, что отрицательно сказывается на внедрении новых сортов семян, расширении посевных площадей, а в конечном итоге – на сокращение импорта крупы-риса.
5.Тяжелым бременем для предприятий, осуществляющих наряду с выработкой муки и крупы, производство зерна и его приемку, послеуборочную сушку и подработку, является налог на имущество, взимаемый за основные фонды предназначенные для сохранности зерна.
6.На ряде мельзаводов вследствие дефицита квалифицированных кадров, отхода от принятого в отрасли порядка по учету зерна и продукции, несоблюдения правил подготовки и размола зерна утрачены ранее достигнутые позиции по общему выходу продукции и особенно по муке высоких сортов.
7.Проводимая в стране реформа ВУЗовского образования ставит под сомнение возможность дальнейшей подготовки технологов и механиков с высшим образованием.
В отрасли не решена проблема подготовки рабочих кадров, не функционируют ранее созданные учебные комбинаты, не проводится соответствующая работа по направлению молодых людей для обучения в средние специальные учебные заведения.
х х х
В целях устранения имеющихся негативных тенденций в отрасли и отмеченных недостатков на мукомольно-крупяных предприятиях VIII съезд мукомолов и крупянщиков рекомендует:
1.Правлению Российского Союза мукомольных и крупяных предприятий:
1.1.Подготовить информацию о засилии на хлебопродуктовом рынке низкокачественной продукции, а также предложения Роспотребнадзору, Россельхознадзору, Ростехнадзору по организации совместной работы, обеспечивающей выявление и пресечение деятельности предприятий, выпускающих фальсифицированную, некачественную и небезопасную для здоровья населения муку и крупу.
1.2.Постоянно, вплоть до улучшения положения дел, обращать внимание Правительства РФ, Министерства иностранных дел РФ, Минэкономразвития РФ, Минфина РФ на необходимость решения вопросов, мешающих наращиванию экспорта муки и крупы, в том числе по содействию в продвижении муки и крупы в странах пребывания отечественных торговых представительств, предоставлению российским экспортерам ускоренного возврата НДС, конвертации средств, вырученных за поставленную продукцию, создания нормальных условий для транзита муки и крупы через сопредельные государства.
1.3.В связи с увеличением числа предприятий и холдингов, имеющих свои сельхозподразделения по производству зерна, добиваться для них создания условий равных с сельскохозяйственными предприятиями, в том числе отмены налога на имущество, обеспечивающее послеуборочную обработку и хранение выращенного зерна.
1.4.Усилить работу среди собственников предприятий, направленную на обеспечение ими надлежащего технического состояния производственных мощностей. По заказам предприятий, эксплуатирующих физически изношенное и морально устаревшее оборудование, предлагать конкретные пути модернизации производства.
1.5.В связи с частой сменяемостью собственников, руководителей и специалистов на предприятиях организовать оказание услуг по обеспечению учета сырья и готовой продукции, ведению технологического процесса на мельницах и крупозаводах, что позволит улучшить качество продукции и повысить эффективность использования сырья.
1.6.Разработать предложения по организации подготовки рабочих кадров, направить их на предприятия отрасли.
Оказывать предприятиям содействие в установлении тесных контактов с высшими и средними специальными учебными заведениями для организации подготовки специалистов путем направления на учебу местной молодежи.
2. Просить Правительство Российской Федерации :
2.1.В целях оздоровления населения страны, особенно детей и женщин принять государственную программу по обогащению пшеничной муки микронутриентами.
2.2.В целях пресечения производства фальсифицированной, некачественной и небезопасной для здоровья населения муки и крупы принять соответствующие меры для наведения порядка в учете посевных площадей под зерновыми культурами, объемах убираемого зерна и торговле этой продукцией, что позволит создать предпосылки для борьбы с теневыми продажами зерна, муки и крупы.
2.3.На основе достоверных данных об остатках зерна и его производстве возродить подготовку и утверждение балансов зерна, что даст возможность своевременно определять потребности страны в зерне, вырабатывать зерновую экспортно-импортную политику.
2.4.В целях увеличения экспорта муки взамен частичного сокращения экспорта зерна провести соответствующую работу среди торговых представительств страны, вменив им в обязанность продвижение отечественной муки на рынках стран пребывания.
2.5.Для сокращения импортных поставок риса-крупы увеличить размер субсидий, направляемых на развитие отечественного рисоводства.
2.6.Принять программу по строительству вагонов-зерновозов.
3. Просить Министерство сельского хозяйства РФ
3.1.Включить в план НИОКР Разработку способов утилизации лузги (отходов рисо и гречезаводов) с целью улучшения экологической обстановки и производства новых товаров.
3.2.Поддержать предложения Союза по включению в план разработку недостающих в производстве национальных стандартов на продукцию, другой нормативно-технической документации.
4.Мукомольным, крупяным, макаронным и другим предприятиям, входящим в состав Союза:
4.1.Повысить активность своего участия в работе Союза, своевременно и в полной мере выполнять уставные обязанности, в том числе по уплате членских взносов и тем самым создавать условия для выполнения Союзом функций по защите интересов мукомольных и крупяных предприятий в законодательных и исполнительных органах власти, в хозяйствующих субъектах, работающих на рынке хлебопродуктов.
ИА «INFOLine» http://www.advis.ru