Вы здесь

Вопросы контроля качества и безопасности зерна при хранении и экспортно-импортных операциях в рамках Таможенного союза

Перейти к полной версии/Вернуться
4 сообщения
01.04.2008 - 04:00
: 19600

Вот такие документы пришли от ФГУ «Центр оценки качества зерна»
Тезисы доклада Директора ФГУ «Центр оценки качества зерна» А.В.Хатунцова на конференции в г. Раменское 27.04.2011 г.

«Содействие отечественному агробизнесу в свете Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации»

Уважаемые коллеги!
Рад приветствовать вас в ведущей испытательной лаборатории Федерального Центра оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки. И в первую очередь хочу поблагодарить депутатов Государственной Думы, сенаторов и всех приглашенных, заинтересовавшихся темой качества зерна!

Зерно – это основа продовольственной безопасности.
Наш Центр создавался в 2004 году Россельхознадзором по Постановлению Правительства Российской Федерации для решения задач государственного контроля в сфере обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки.

Участники отечественного агробизнеса знакомы с нашей работой со времен существования хлебной инспекции, приемниками которой мы являемся.

Учреждение имеет в своем составе 11 филиалов, в т.ч. 15 лабораторий в основных зернопроизводящих регионах и портах России и проводит более 90 % всех исследований по оценке качества и безопасности зерна и продуктов его переработки в системе Россельхознадзора. Поэтому и не только поэтому наше Учреждение является методическим центром среди 23 аккредитованных Россельхознадзором учреждений, в состав которых входит 54 испытательных лабораторий.

Лаборатории Учреждения проводят исследования практически на всех этапах оборота зерна, начиная от исследования почвы, семян, обнаружения генно-модифицированных объектов, государственной регистрации и апробации методик выявления пестицидов, агрохимикатов, мониторинга качества зерна нового урожая и, заканчивая, подтверждением соответствия качества и безопасности зерна при экспортно-импортных операциях и поставках для государственных нужд.

Ежегодно через руки наших специалистов проходит от 50 до 70 млн. тонн зерна и продуктов его переработки.

В последнее время усиленное внимание Учреждение уделяет сертификации зерна на внутреннем рынке, хотя это направление не является основным для Учреждения.

В первую очередь показателем нашей деятельности явилась востребованность наших услуг участниками зернового рынка. Нас стали больше привлекать для участия в защите их интересов. А это позволяет в полной мере и более эффективно использовать наши лаборатории.

Мы проводим все необходимые исследования по определению качества и безопасности растительной продукции, а также консультируем по вопросам сохранности и учета зерна. 40% объема услуг составили направления, которые не связаны с обязательной сертификацией.

Наши основные направления работ на внутреннем рынке – это:
- сертификация перемещаемого внутри страны зернового груза;
-сертификация зерна при закладке на хранение в государственный резерв и в интервенционный фонд;
- участие в комиссиях по проверке готовности элеваторов и складов к хранению зерна;
- проверка количественно-качественной сохранности зерна;
- консультации и экспертизы по правильности взаиморасчетов и порядка количественно-качественного учета зерна;
- проведение мониторинга качества зерна нового урожая.

Мониторинг качества зерна проводится в России, начиная с тридцатых годов. Учреждение имеет большой практический опыт такой работы и продолжает эти наблюдения, вне зависимости от бюджетного финансирования. Два года подряд мы выигрывали конкурс, проводимый Минсельхозом России на проведение мониторинга. В прошлом году мониторинг не проводился, но мы своими силами провели исследования.

На наш взгляд конкурс на право проведения мониторинга следует заменить госзаказом.
В этой аудитории все понимают его значимость – это объективные фактические данные для составления зернового баланса страны и принятия взвешенных решений по регулированию рынка, производства и реализации зерна.

Как показала весна, выращенного зерна нам хватило с избытком. Возможно, запрета на вывоз можно было бы избежать, имея объективные данные мониторинга качества зерна нового урожая. По данным из регионов только на юге России скопилось более 8 млн.т. зерна, которое можно было направить на экспорт. Элеваторные и складские емкости заполнены. А сельхозпроизводителям необходимы средства на посевную.

О реальных запасах зерна можно было бы судить по Декларациям рационального использования зерна, подача которых предусмотрена статьей 14 Федеральным законом № ФЗ-183 «О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки». Обобщая данные Деклараций, хлебная инспекция имела ежегодные данные о запасах зерна в целом по стране и в разрезе регионов. Данная статья закона сегодня не работает, хотя эту функцию, на наш взгляд, мог бы выполнять Минсельхоз России или Россельхознадзор.

Другое направление работ на внутреннем рынке – это сертификация зерна при закладке на хранение в государственный резерв и в интервенционный фонд.

В настоящее время в государственном интервенционном фонде хранится около 8 млн.т. зерна, часть из которого была заложена на хранение в 2005 году.

Ввиду отсутствия прямых полномочий у Россельхознадзора по контролю сохранности зерна сложно сказать о качестве всего объема, однако участие в проверках сохранности на 125 предприятиях, хранящих более 1,3 млн.т. зерна, показало, что значительная его часть заражена вредителями, а кое где даже испорчена (как показала последняя проверка на ОАО «Иланский ХПП» Красноярского края).
Из истории. Динамика сохранности зерна, по данным государственного контроля Росгосхлебинспекции показывает, что с 1995 по 2004 годы выявления зараженного, дефектного и греющегося зерна значительно сократились. Снижение зараженности в этот период можно объяснить проводимыми профилактическими и оздоровительными мероприятиями.

Общие выявления некачественного и опасного зерна до 2004 г. составляли менее 1% от проверенного, а уже через 2 года при отсутствии контроля (ГХИ упразднили) они составили более 19% и не только не снижаются, а повысились почти в два раза.

И несколько слов о зарубежном опыте. В Канаде, к примеру, не допускается наличие зараженного зерна на элеваторе, и собственник, у которого такое выявляется, платит штраф. У нас заражённое зерно на элеватор грузится, отгружается, распространяется по территории России, и никто за это не несет ответственности. Необходимо предусмотреть ответственность.

И еще одно важное направление нашей работы – это консультации и экспертизы по правильности взаиморасчетов и порядка количественно-качественного учета зерна.

Квалификация специалистов в области количественно-качественного учета позволяет оказывать данные услуги участникам зернового рынка. В последнее время количество обращений помочь разобраться в межхозяйственных спорах, а именно в правильности взаиморасчетов и списания убыли в массе зерна при хранении и подработке, становится все больше. При этом не всегда дело доходит до арбитражных судов. Наши экспертные заключения помогают достичь досудебного мирового соглашения.

Так, фирме ООО «Торговый дом «Агрогард» удалось вернуть деньги за неоправданную убыль 275 тонн ячменя от ООО «Народненское хлебоприемное предприятие» и от ОАО «Варениковский филиал «Астон» на основе нашей экспертизы без судебного разбирательства.

И другой пример. Международная зерновая компания хранила около 3 тыс.т. зерна на ОАО «Себряковский маслозавод». Через 3 месяца собственник, недополучил порядка 180 тонн и акты-расчеты с обоснованием убыли в массе зерна. К нам Международная зерновая компания обратилась как в последнюю инстанцию. Наши специалисты сделали экспертизу и необходимые расчёты, и после участия в нескольких судах, отстояли интересы собственника зерна. Компании вернули около миллиона рублей.

Справочно. По Распоряжению Правительства Российской Федерации от № 299-Р подлежат отмене документы, утвержденные Росгосхлебинспекцией, в т.ч. Порядок учета зерна и продуктов его переработки. И участникам зернового рынка придется нелегко решать споры по обоснованию убыли в массе зерна.

Несмотря на то, что российским законодательством не предусмотрен обязательный контроль качества и безопасности зерна и продуктов его переработки на внутреннем рынке (кроме зерна для государственных нужд), в 2010 году было проверено 4,3 млн. т. зерна. При этом выявлено 14 % некачественной и опасной продукции.

Внутренний рынок практически не защищен и здесь существует опасность обращения фальсифицированной и некачественной продукции. А кто подумает о гражданах, которые купили крупу или хлеб из некачественного зерна?

Возьмем, к примеру, США, Канаду и Австралию - государства, которые являются лидерами по производству, по экспорту зерна в другие страны. У них обязательно существует государственная зерновая инспекция, так или иначе называется, но по сути выполняет аналогичную функцию. При этом, Канада и Соединённые Штаты только выборочно контролируют качество и безопасность той продукции, которую к ним ввозят, но обязательно контролируют то, что вывозят. Почему? Да потому что, если у них некачественная продукция уже попала в торговую сеть, там настолько сильно наказывают компанию, которая это допустила, что они практически прекращают свой бизнес (в США мерами ответственности могут быть штраф в размере 75000$, в Канаде – до 60000$ и/или срок лишения свободы до 5 лет). Более того, человек, на которого была зарегистрирована эта компания, потом не может открыть аналогичный бизнес. Очень жёсткая ответственность. Мы постоянно выявляем некачественную, опасную продукцию, но не всегда виновный несет за это ответственность.

Подтверждение соответствия качества и безопасности зерна и продуктов его переработки при экспортно-импортных операциях носит в настоящее время обязательный характер.

Конкурентоспособность российского зерна на международном рынке во многом зависит от поставок товара гарантированного качества. Мы сертифицируем при экспорте в 80 стран мира широкий ассортимент зерна и продуктов его переработки, включающий более 50 наименований.

Многие страны, в т.ч. такие крупные импортеры, как Египет и Турция, давно поняли, что наиболее надежным является сопровождение экспортных партий зерна из России сертификатами качества государственного образца и заключили соответствующие соглашения с Россией. Подобные соглашения подписаны с Китаем, Тайландом, Вьетнамом, Индией, Пакистаном, Японией, Литвой и другими странами.

Украина же, передоверив сопровождение зернового груза документами о качестве сюрвейерским компаниям, была практически вытеснена с рынков Египта, Пакистана.

Подобная ситуация наблюдается в развивающихся странах, таких как Индия, Пакистан, Таиланд и других контроль качества и безопасности экспортируемых хлебопродуктов доверен сюрвейерским организациям. Так в 2007г. из-за систематических поставок некачественной и опасной продукции был частично приостановлен и даже запрещен импорт в Российскую Федерацию рисовой крупы из этих стран.

При вывозе зерновой продукции из Российской Федерации нашим Учреждением учитываются требования стран-импортеров. Мы имеем эксклюзивную библиотеку зарубежных требований к качеству и безопасности зерна и продуктов его переработки, переведенных на русский язык. Кстати, все они размещены на нашем сайте.

Несмотря на то, что требования к качеству и безопасности зерна различаются по перечню показателей, нормам и методам испытаний, российская сторона имеет возможность формировать партии зерна для экспорта в соответствии с предъявляемыми международными требованиями.
Наши испытательные лаборатории наряду с сертификатами качества выдают все виды сертификатов международного образца. Международные аккредитации нам это позволяют. Экспортер имеет возможность получить все необходимые сертификаты в одном учреждении, что значительно экономит его время и деньги.

В соответствии с Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации необходимо совершенствовать систему организации контроля безопасности продуктов питания, включая создание современной инструментальной и методической базы. Тем не менее, в последнее время все чаще поднимается вопрос об отмене государственного контроля при экспорте зерна. Однако, доводы в необходимости такого контроля очевидны не только специалистам, но и большинству добросовестных участников зернового рынка. Разрушение существующей системы государственного контроля может расцениваться как угроза продовольственной безопасности, особенно в период отмены обязательной сертификации пищевых продуктов и перехода на декларирование их безопасности. А сейчас говорят об электронном декларировании, т.е. без представления пробы.

С помощью административной реформы хотят убрать большое количество справок, за которые бизнесу приходится платить деньги и тратить время, а время – это тоже деньги. Но благие намерения иногда приводят к негативным последствиям. Например, произошла авария на гидроэлектростанции и сразу вспомнили, про Технадзор. Пожары прошлого года показали необходимость лесных и пожарных надзоров. Сейчас неурожай – оказывается, некому и хлеб подсчитать: где и сколько у нас есть зерна и какого качества.

О результативности государственного контроля говорят цифры выявлений некачественной и опасной продукции, которые составляли в 2010 году 27 % к проверенному объему. Часть из выявленной продукции не была допущена к экспорту из-за превышения допустимого содержания токсикантов, другая часть – после подработки была вывезена за рубеж.

Мы понимаем, что даже одно судно некачественного зерна может нанести непоправимый вред имиджу государства.
Отмена обязательной сертификации при экспортных отгрузках, по нашему мнению, приведет к следующим последствиям:
- снизится конкурентоспособность российского зерна и соответственно рейтинг государства, как торгового партнёра;
- произойдет замещение независимой государственной сети испытательных лабораторий на частные (в основном иностранные) сюрвейерские компании;
- экономическая нагрузка на бизнес (трейдеров) не только не снизится, но и увеличится. Вытеснив крупного конкурента в лице государства с зернового рынка, ни что не помешает этим компаниям отказаться от демпинговой политики, которую они занимают сейчас, и повысить цены на свои услуги;
- возрастет риск экономической диверсии со стороны аффилированных организаций в отношении качества и безопасности отгружаемой продукции;
- государство лишится объективной информации об объемах и ассортименте экспортируемого зерна, т.к. отчет о качестве, выдаваемый сюрвейерскими организациями, зачастую не содержит информацию о классе зерна. Последствиями дисбаланса продовольственного и фуражного зерна могут быть ухудшение качества социально значимого продукта - хлеба или необходимость импорта в страну высококачественного зерна. Цена хлеба уже будет другой;
- средства, получаемые государственными учреждениями от оказания услуг, по сути дела возмещение затрат услуг, идущие на развитие лабораторной базы, повышение квалификации специалистов без цели получения прибыли.

Устоявшийся в бизнес-сообществе миф о том, что сертификация приводит к повышению цен не выдерживает критики. Отменили сертификацию пищевой продукции, но что-то цены не снизились, а только растут. При этом сюжеты о снижении качества продуктов питания сегодня на каждом канале телевидения.

Как и любая цивилизованная страна, Россия большое внимание уделяет пищевой безопасности ввозимой продукции. Из проверенных в 2010 году - 0,5 млн.т. импортной продукции, 12 % не соответствовали установленным требованиям качества и безопасности.

Значительную часть импорта (37 %) составляет крупа. Россельхознадзор и Учреждение приложили значительные усилия для наведения порядка при поставках в Россию крупы, вплоть до ограничения в 2007 году ввоза рисовой крупы из ряда стран.

Пресечение попыток ввоза в страну некачественной и опасной продукции позитивно повлияло на безопасность продуктов питания на внутреннем рынке. Выявления некачественной продукции, проступающей по импорту, снизились с 33 % в 2006 году до 12 % в 2010 году.

С июля 2010 г. вступил в силу Кодекс Таможенного Союза который, на наш взгляд, ни в коей мере не отменяется государственный контроль за качеством и безопасностью зерна на границе Российской Федерации.

Условия Таможенного Союза позволяют практически бесконтрольно ввозить некачественные и опасные грузы, сопровождаемые только декларацией соответствия на основе собственных доказательств. При этом у членов Таможенного Союза - Казахстана и Белоруссии, в отличии от Российской Федерации, существуют национальные системы контроля качества на внутреннем рынке.

В настоящее время контроль за качеством крупы в соответствии с Планом мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных разрешительных функций, утвержденных Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.10.10 № 1838 передается в Роспотребнадзор. У нас только один аргумент в пользу существующей системы. Система контроля уже налажена Россельхознадзором, зарубежные партнеры приняли правила поставок крупы, подписаны соответствующие Соглашения, лаборатории оснащены необходимым оборудованием, специалисты имеют высокую квалификацию и большой практический опыт работы.

В настоящее время пересматривается Федеральный закон «О государственном надзоре и контроле за безопасностью и качеством зерна и продуктов его переработки». Предпринимаются меры к разделению существующего в настоящее время документа «сертификат качества» на два документа: «сертификат качества» и «сертификат безопасности». Такое решение, на наш взгляд, создаст дополнительные барьеры для бизнеса – добавит еще один документ, усложнит процедуру сертификации. Разделение понятий «качество» и «безопасность» невозможно, потому что термин «качество» включает совокупность потребительских свойств, а также санитарных и ветеринарных норм. Например, органолептические показатели, влажность, вредные примеси, зараженность и ряд других одновременно характеризуют и качество и безопасность и предусмотрены как в стандартах на продукцию, так и в санитарных нормах и правилах. Безопасность продукции будет нормироваться в Технических регламентах, а качество – дело добровольное!

По сути дела в России рушится система государственного контроля качества и безопасности зерна и продуктов его переработки.

Сегодня у вас есть возможность ознакомиться с ведущей испытательной лабораторией «Центр оценки качества зерна».

Практически каждый элеватор, мукомольное, крупяное и комбикормовое предприятие имеют производственные лаборатории. Но далеко не все эти лаборатории располагают тем арсеналом лабораторного оборудования, приборов, а главное высококвалифицированными специалистами в наших лабораториях. При этом не все производственные лаборатории аккредитованы в установленном порядке, т.е. не подтвердили свою компетентность и независимость.

Компетентность и независимость наши лаборатории подтвердили в российских и международных системах аккредитации: в Россельхознадзоре, в Росстандарте, в международных системах GAFTA и ISTA и др.

Наши специалисты являются членами Технического комитета по стандартизации.
Испытательная лаборатория Учреждения в г. Раменском получила статус единственной в России и на всем постсоветском пространстве арбитражной лаборатории в международной Ассоциации по торговле зерном и кормами GAFTA.

Мы активно сотрудничаем с ведущими российскими и зарубежными научно-исследовательскими и образовательными учреждениями.

Учреждение имеет многочисленные международные награды. Только за последний месяц мы стали лауреатами премии «Евростандарт» и награждены Международной премией за лидерство в области качества (ISLQ) в категории «Золото».

Сегодня мы подпишем соглашения о сотрудничестве с Московским государственным университетом технологий и управления им. К.Г.Разумовского и Международной промышленной академией.
Мы являемся участниками кадрово-технологического альянса и предоставляем рабочие места выпускникам ведущих вузов.

Нами разработана и введена в эксплуатацию автоматизированная электронная система документооборота «Зерно». Участникам биржевых торгов представляется возможность применения системы «Зерно» для электронного подтверждения сертификации выставляемых на торги партий зерна.
Одним из инструментов, направленных на улучшение работы зернохранилищ, элеваторов мы считаем «Добровольную систему сертификации «Центр оценки качества зерна». В рамках этой системы наши эксперты сертифицируют Системы менеджмента качества испытательных лабораторий и предприятий по хранению и переработке зерна по международному стандарту ИСО 9000. Эту работу мы собираемся проводить как для отечественных, так и для зарубежных клиентов.

Кроме того, нами совместно с Россельхознадзором создана и зарегистрирована Система добровольной сертификации семян сельскохозяйственных растений «СемСтандарт».

Подробнее ознакомиться с нашими системами добровольной сертификации можно на сайте Учреждения www.fczerna.ru

Предлагаем по итогам конференции обратиться в Правительство Российской Федерации и в Государственную Думу Российской Федерации с предложениями по совершенствованию системы по обеспечению качества и безопасности зерна и продуктов его переработки. Просим вас рассмотреть проект Обращения и дать свои замечания и предложения.

Мы все, сидящие в этом зале, являемся не только владельцами элеваторов, контролерами или трейдерами, аналитиками, но также и ежедневными покупателями зерновой продукции. И конечно мы понимаем, что необходимо найти «золотую середину» в вопросах контроля качества, но я бы хотел, чтобы мы были по одну сторону баррикады в битве за качество и хотел бы быть вашим партнером в вопросе обеспечения российских граждан качественными хлебопродуктами, исключив недобросовестных производителей.


01.04.2008 - 04:00
: 19600

Наука, госведомства и бизнес обратились к Президенту, в Правительство и Государственную Думу с просьбой рассмотреть ряд наболевших вопросов, касающихся российского зерна

Обратиться к Президенту Российской Федерации, в Правительство, Государственную Думу было решено представителями министерств, служб, отраслевых союзов, ведущих российских и зарубежных компаний, хлебоприемных предприятий, страховых компаний, научно-исследовательских и образовательных учреждений, принимавших участие в конференции на тему «Вопросы контроля качества и безопасности зерна при хранении и экспортно-импортных операциях в рамках Таможенного Союза».

Актуальность мероприятия сегодня вызвана рядом «наболевших» вопросов относительно качества и безопасности зерна, а также продуктов его переработки. Как отмечают специалисты, опыт большинства крупных и экономически развитых стран свидетельствует об усилении мер безопасности и государственного контроля за качеством производимого и экспортируемого продовольствия.

Государства Юго-Восточной Азии и Африки, являющиеся основными потребителями российского зерна, ориентированы на его закупку с гарантированными со стороны государства показателями безопасности и качества. Это при том, что сегодня в России происходит оптимизация государственных контрольно-надзорных полномочий с целью снижения количества административных барьеров. Сказанное коснулось и государственного контроля в области обеспечения безопасности и качества зерна и продуктов его переработки. Отмечая значительную роль национальной системы государственного надзора и контроля за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки, участники конференции обратили внимание на то, что упразднение государственного контроля может привести к появлению на продовольственном рынке некачественной и опасной продукции.

Как отмечает директор Федерального государственного учреждения «Центр оценки качества и безопасности зерна и продуктов его переработки» Александр Хатунцов, государственный контроль при экспорте выявляет ежегодно до 30 % некачественной и опасной продукции, вывоз которой предотвращается или разрешается только после соответствующей подработки. Отсутствие реальных данных о количестве и качестве выращенного в России зерна приводит к невозможности принятия обоснованных решений об объемах его импорта, экспорта и закупок для государственных нужд.

Устаревшая материально-техническая база многих хлебоприемных предприятий не обеспечивает сохранность зерна, что приводит к необоснованным потерям. Выборочные проверки сохранности зерна интервенционного фонда показали, что значительная его часть заражена вредителями и даже испорчена, чему способствовало отсутствие фумигации или её проведение собственными силами хранителей без привлечения предприятий, подведомственных Национальной организации по карантину и защите растений.

Ситуации усугубляется еще и решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года № 319 «О техническом регулировании в Таможенном союзе» с 1 июля 2010 года установлено, что подача таможенной декларации должна сопровождаться декларацией о соответствии, которая может быть принята на основе собственных доказательств в электронном виде без представления образца для его идентификации. Это может повлечь за собой угрозу ввоза некачественной и опасной продукции. При этом, у государств-членов Таможенного союза – Республики Казахстан и Республики Беларусь, в отличие от Российской Федерации, существуют национальные системы контроля безопасности и качества на внутреннем рынке.

Все перечисленное – лишь малая часть существующих проблем в отношении российского зерна. В связи с чем, от имени и по поручению квалификационного большинства участников конференции в адрес Президента Российской Федерации, Правительства, Государственной Думы было направлено обращение с просьбой рассмотреть и принять решение по следующим вопросам:
1. Считаем нецелесообразным внесение изменений в Федеральные законы «О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки» и «О семеноводстве» в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.03.2010 № 299-р в части:

- разделения существующего в настоящее время документа «сертификат качества» на два: «сертификат качества» и «сертификат безопасности», т.к. термин «качество» включает совокупность потребительских свойств, а также санитарных и ветеринарных норм. Такое решение создаст дополнительные барьеры для бизнеса, увеличит количество документов и усложнит процедуру сертификации;

- отмены сертификации зерна и продуктов его переработки, отнесенной к основным направлениям государственного надзора и контроля при их вывозе с территории Российской Федерации, которая приведет к снижению конкурентоспособности России на международном рынке;

- передачи функции по подтверждению соответствия качества и безопасности крупы другому ведомству, т.к. действующая в настоящее время государственная система зарекомендовала себя эффективной и признана зарубежными партнёрами;

- исключения требований по обязательности сопровождения партий семян документами о посевных качествах при ввозе в Российскую Федерацию, которое повлечет ввоз фальсифицированных семян;

2. Рассмотреть возможность привлекать для организации и осуществления мониторинга качества зерна нового урожая компетентные независимые учреждения, имеющие практический опыт проведения таких работ, на основе госзаказа;

3. Учитывая ситуацию, сложившуюся на юге России, где скопилось более 8 млн.т. зерна, невостребованного внутренним рынком, считаем необходимым после проведения посевной кампании рассмотреть возможность отмены запрета на экспорт зерна;

4. Принимая во внимание необходимость обеспечения сохранности зерна, предназначенного для государственных нужд, целесообразно наделить Россельхознадзор соответствующими полномочиями, в т.ч. полномочиями по контролю за состоянием материально-технической базы элеваторов и хлебоприемных предприятий.

Такие решения будут способствовать укреплению продовольственной безопасности страны и сохранению имиджа России как надежного экспортера зерна, повышению эффективности использования выращенного урожая и доверия сельхозпроизводителей к государству.

01.04.2008 - 04:00
: 19600

Обращение участников конференции к Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, в Государственную Думу Российской Федерации

В целях обсуждения проблем развития производства зерна в Российской Федерации, его экспортного потенциала, а также осуществления государственного контроля за безопасностью и качеством зерна и продуктов его переработки 27 апреля 2011 года в г. Раменское Московской области на базе ФГУ «Центр оценки качества зерна» состоялась конференция на тему «Вопросы контроля качества и безопасности зерна при хранении и экспортно-импортных операциях в рамках Таможенного Союза», в которой приняли участие представители министерств, служб, отраслевых союзов, ведущих российских и зарубежных компаний, хлебоприемных предприятий, страховых компаний, научно-исследовательских и образовательных учреждений, средств массовой информации и других организаций.

Участники конференции отмечают, что опыт большинства крупных и экономически развитых стран свидетельствует об усилении мер безопасности и государственного контроля за качеством производимого и импортируемого продовольствия. Государства Юго-Восточной Азии и Африки, являющиеся основными потребителями российского зерна, ориентированы на его закупку с гарантированными со стороны государства показателями безопасности и качества.

В стране происходит оптимизация государственных контрольно-надзорных полномочий с целью снижения количества административных барьеров. Это коснулось и государственного контроля в области обеспечения безопасности и качества зерна и продуктов его переработки. Отмечая значительную, результативную роль национальной системы государственного надзора и контроля за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки, а также системы подготовки кадров, участники конференции считают, что упразднение государственного контроля может привести к появлению на продовольственном рынке некачественной и опасной продукции.

Государственный контроль при экспорте выявляет ежегодно до 30 % некачественной и опасной продукции, вывоз которой предотвращается или разрешается только после соответствующей подработки.

Отсутствие реальных данных о количестве и качестве выращенного в России зерна приводит к невозможности принятия обоснованных решений об объемах его импорта, экспорта и закупок для государственных нужд.

Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года № 319 «О техническом регулировании в Таможенном союзе» с 1 июля 2010 года установлено, что подача таможенной декларации должна сопровождаться декларацией о соответствии, которая может быть принята на основе собственных доказательств в электронном виде без представления образца для его идентификации. Это может повлечь за собой угрозу ввоза некачественной и опасной продукции. При этом, у государств-членов Таможенного союза – Республики Казахстан и Республики Беларусь, в отличие от Российской Федерации, существуют национальные системы контроля безопасности и качества на внутреннем рынке.

Устаревшая материально-техническая база многих хлебоприемных предприятий не обеспечивает сохранность зерна, что приводит к необоснованным потерям. Выборочные проверки сохранности зерна интервенционного фонда показали, что значительная его часть заражена вредителями и даже испорчена, чему способствовало отсутствие фумигации или её проведение собственными силами хранителей без привлечения предприятий, подведомственных Национальной организации по карантину и защите растений.

Учитывая, что зерно является национальным достоянием и основой продовольственной безопасности России, участники конференции обращаются с просьбой рассмотреть и принять решение по следующим вопросам:
1. Считаем нецелесообразным внесение изменений в Федеральные законы «О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки» и «О семеноводстве» в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.03.2010 № 299-р в части:
- разделения существующего в настоящее время документа «сертификат качества» на два: «сертификат качества» и «сертификат безопасности», т.к. термин «качество» включает совокупность потребительских свойств, а также санитарных и ветеринарных норм. Такое решение создаст дополнительные барьеры для бизнеса, увеличит количество документов и усложнит процедуру сертификации;
- отмены сертификации зерна и продуктов его переработки, отнесенной к основным направлениям государственного надзора и контроля при их вывозе с территории Российской Федерации, которая приведет к снижению конкурентоспособности России на международном рынке;
- передачи функции по подтверждению соответствия качества и безопасности крупы другому ведомству, т.к. действующая в настоящее время государственная система зарекомендовала себя эффективной и признана зарубежными партнёрами;
- исключения требований по обязательности сопровождения партий семян документами о посевных качествах при ввозе в Российскую Федерацию, которое повлечет ввоз фальсифицированных семян;

2. Рассмотреть возможность привлекать для организации и осуществления мониторинга качества зерна нового урожая компетентные независимые учреждения, имеющие практический опыт проведения таких работ, на основе госзаказа;

3. Учитывая ситуацию, сложившуюся на юге России, где скопилось более 8 млн.т. зерна, невостребованного внутренним рынком, считаем необходимым после проведения посевной кампании, рассмотреть возможность отмены запрета на экспорт зерна;

4. Принимая во внимание необходимость обеспечения сохранности зерна, предназначенного для государственных нужд, целесообразно наделить Россельхознадзор соответствующими полномочиями, в т.ч. полномочиями контроля за состоянием материально-технической базы элеваторов и хлебоприемных предприятий.

Такие решения будут способствовать укреплению продовольственной безопасности страны и сохранению имиджа надежного экспортера зерна, повышению эффективности использования выращенного урожая и доверия сельхозпроизводителей к государству.

От имени и по поручению квалифицированного большинства участников конференции.

01.04.2008 - 04:00
: 19600