НЕИСТРЕБИМЫЙ ГАЛАТОВИЧ
Я знаком с легендарным селекционером, Президентом академии Ягодоводства Евгением Максимовичем Галатовичем, кажется, целую вечность. В конце 80-х окончилась моя десятилетняя опала за передачу своих разработок ветчинных консервов югославам. Мне разрешили защитить диссертацию. Защищался в Москве. Чтобы компенсировать десятилетнюю разлуку с городом, взял двухнедельный отпуск за свой счёт и бродил по Москве. Под редакцией «Московских новостей» наткнулся на митинг, где меня пригласили на учредительный съезд конституционно-демократической партии, программные документы для которой готовил сам академик Андрей Сахаров. Для первых кадетов програмные документы готовил мой прадед, учитель Милюкова и Петрункевича – Николай Андреевич Вербицкий, автор слов «Ще не вмерлы Украины ни слава, ни воля, ще нам браття молодии кмихнеться доля». Так что поехал в Химки на этот учредительный съезд и стал кадетом. Я сказал руководству партии, что хочу принять участие в разработке сельскохозяйственной части программы партии. Член исполкома Витя Золотарёв ( он младше меня на 20 лет)в ответ устроил тогда встречу с Юрием Черниченко, тогдашним идеологом реформирования села, будущим главой крестьянской партии. В те времена я считал, что колхозы отжили своё. Нужно оставить совхозы и Госхозы, для выработки стратегии развития села, а крестьянам дать возможность выбирать между колхозом и кооперативом, построенным на принципах Чаянова и Худенко. Черниченко разбил мои идеи в пух и прах, заявив, что страну могут прокормить только фермеры, объединённые в ассоциации. А чтобы я понял, что может фермерская ассоциация, узнав что я со Львова, посоветовал связаться с Пустомытовской фермерской ассоциацией, независимой от Львовской областной и более успешной, чем та. Его советом я смог воспользоваться только летом 1991, когда начал искать Заказчиков на мои безотходные технологии скельхозпереработки в Украине. Вот тогда я и познакомился с лидером Пустомытовской фермерской ассоциации Галатовичем. В те времена у него были и двухкомнатная квартира, и дача в Оброшино, и грузовой и легковой автомобили и двухгектарный плодорассадник. На фото №1 Галатович с женой в своём Оброшинском плодорас саднике http://i076.radikal.ru/1007/fe/9b13a00086ad.jpg ). Увы, мои комплексные безотходные технологии сельхозпереработки возможны только в том случае, если сельхозпредприятие занимается и агрономией, и животноводством. То есть ни для фермеров, ни для мелких единоличников мои технологии были неприменимы. Фермер занимается чем-то одним, а крестьянин-единоличник имеет такие малые объёмы, что безотходка у него нерентабельна. Конечно, Галатович с его ягодниками для моих технологий не подходил. Но я ведь разрабатывал свои технологии для того, чтобы крестьяне имели доступные отличные продукты по ценам ниже, а не выше чем в городе…
Галатович спросил меня – вот колхозы ликвидируют. Фермерам или новым, более прогрессивным хозяйствам, понадобится меньшее количество рабочих. При этом они заберут лучших сельхозрабочих. Значит, в селе окажется огромное количество крестьян, которые имеют землю, а все средства её обработки будут у тех прогрессивных предприятий. Ягоды же не требуют больших затрат для обработки, в то же время дают прибыль, сопоставимую с трудоёмким выращиванием хлебов или сахарной свеклы. Я согласился, что именно за ягодниками будущее украинской деревни, оставшейся без лучшей рабочей силы.
Прошли годы. Галатович, отстаивая свою идею, попался в ловушку, расставленную банками и налоговиками. Он тогда свои саженцы рассылал по всемуСССР, затем СНГ. Даже фермерам из Дальнего Востока. Заказчики запрашивали всё новые и новые культуры. Вот он и решил, что в его плодорассаднике должна быть не только смородина, но и виноград, и малина с ежевикой, и крыжовник с йоштой и гуми и айва японская с облепихой и ещё десяток ягодных культур с экзотическими названиями. Взял кредит в банке и закупил саженцы в Польше, Белоруссии, Молдавии. Это уже были времена «Незалежности». Проходимцы строили из воздуха миллиардные состояния, беря кредиты, покупая ликвидную недвижимость и отдавая те обесцененные кредиты тогда, когда они превратились в копейки. Галатовича же те кредиты съели в буквальном смысле слова. Вначале налоговая описала всё имущество и наложила огромный штраф за то, что не заплатил налог с поставки больших промышленныхе партий саженцев фермерам. Дело в том, что согласно договора, фермеры должны были платить за те саженцы деньгами, полученными от реализации ягод, выращенных на этих саженцах. А пристойный урожай появляется только через 3-4 года. То есть, деньги за поставленные саженцы приходилось ждать более двух лет. А вот налоговая потребовала заплатить налог сразу после отгрузки. Заблокировали все его счета и описали всё его имущество, а банк за тот кредит по инфляционным ценам оценил и забрал и плодорассадник. Так и остался первый раз Евгений Максимович без ничего. Хорошо хоть банк разрешил, не выкапывая саженцев, взять пару тысяч черенков на рассаду. Как раз в это время его пригласил к себе директор Сельхозтехникума в Новоселках Золочевского района. Предложил должность зав.лаборатории ягодоводства. Предоставил квартиру в бывшей лаборатории. Гарантировал, что все коммунальные услуги будет оплачивать техникум, а для работ с саженцами всегда будут предоставляться студенты. Евгений Максимович ему поверил. Да собственно говоря, у него и выбора не было. У него ведь отобрали всё. Срезал он в том своём бывшем плодопитомнике около 30 000 черенков тех культур, которые размножаются черенками и посадил их в Новоселках. Был я через пару лет в том его бывшем Оброшинском плодопитомнике, отобранном банком. Сплошная непролазная чаща. Ведь саженцы садились для ежегодной реализации. Садились почти вплотную друг к другу. Банк за кустами и не собирался ухаживать –ведь у него нет специалистов-ягодников. Продать готовые ягодные кусты никто не догадался. Только Оброшинские крестьяне долгими осенними ночами наведыввались сюда, чтобы выкопать для своего сада пару приглянувшихся кустиков. Так что превратился тот элитарный плодорассадник в дикий кустарник. Точно так же во времена Голодомора отбирали у крестьян семенное зерно, а потом гноили его в неприспособленных складах…
Увы, в Новоселках обещания оказались только обещаниями. Да, квартиру ему дали. Но вот паровое отопление к дому было отрезано ещё в начале 90-х, а печей в доме нет. Купил электроплитку и калорифер. Не жил, а выживал. Тут ещё и директор техникума подсунул свинью. Убедил приватизировать плодорассадник 50:50. А затем отказался давать студентов для ухода за плодорассадником. Это за ягодником ухаживать может и пенсионер. В плодорассаднике нужно выбирать лучшие кусты, срезать с них черенки, подготовить землю и посадить их. Выбрать лучшие годичные кустики и пересадить их. Огромные трудозатраты.( на фото №2 Галатович с женой у трёхгодичных кустов йошты http://s44.radikal.ru/i105/1007/f9/d3cefb3f25ab.jpg ). А Галатовичу ведь уже давно за 60…А тут ещё техникум отказался оплачивать коммунальные услуги и в квартире отключили подачу электричества. В конце февраля отключили с морозами в – 200С! Спали одетыми под одеялом и кожухами. Еле дождались весны. А весной приехал бизнесмен из Стрелок под Бибиркой. Ему нужно было несколько тысяч саженцев. Пригласил его бизнесмен к себе в гости в Стрелки. Посмотрел Галатович село. Почва – полуметровый слой чернозёма, к тому же рыхлого. Нашёл ему бизнесмен домик с участком, принадлежащий дедку, который жил бобылём в другом конце села. Договорился Евгений Максимович с ним на вполне приемлемых условиях и засадил участок своими черенками. Директор техникума с удовольствием дал ему срезать для себя и для того бизнесмена пару тысяч черенков и выкопать пару десятков годичных кустиков, ведь ему оставался плодопитомник! Я только раз был в тех Новоселках – слишком сложно добираться. Но тот бизнесмен через два года рассказывал Галатовичу, что и тот плодорассадник превратился в непролазную чащу. Ведь как правильно пересаживать саженцы там знал только Галатович…
Обосновался Галатович в Стрелках. Земля прекрасная. До Львова полчаса маршруткой. За три года его плодорассадник превратился в элитный, да вот со сбытом саженцев было туговато. Конечно, можно было повезти на весенние и осенние ярмарки садоводов во Львов и продать за наличку частникам. И никакая налоговая не придерётся. Но Евгений Максимович вбил себе в голову, что у него промышленный плодорассадник и реализация должна проводится только фермерам да промышленным ягодникам. А для этого нужно зарегистрировать плодорассадник. Пять лет штурмовал Галатович сельского голову и сельсовет, чтобы дали ему пару гектаров на пустоши возле села для плодорассадника, который можно будет зарегистрировать в установленном порядке. Отказали, мол для сельчан земли нет, а он «чужак». При этом на лучших землях, а не на пустоши, как грибы после дождя, вырастали дачи львовских бизнесменов…
А затем умер дед, которому достался когда-то в наследство этот домик с участком, арендуемый Галатовичем. Родственников у деда в селе не осталось, вот и обратился Галатович к голове с просьбой, чтобы дом тот взяли в коммунальную собственность и он мог платить арендную плату селу, а со временем, когда зарегистрирует плодорассадник и станет получать деньги от промышленной реализации саженцев, он выкупит дом. Почти год не говорили ни да, ни нет. А затем осенью 2008 со Львова прикатил внучатый племянник двоюродной сестры того деда, походил по рассаднику, пощупал кусты и сказал Галатовичу, что это отличный хворост для шашлыков, которые он летом будет организовывать для друзей, когда будет приезжать сюда на выходные. А Галатович может убираться туда, откуда приехал. Позвонил мне Евгений Максимович. Сказал, что будет судится и не сомневается, что дело выиграет. Ведь до того, как он снял домишко у деда в нём десять лет никто не жил. То есть хозяйство было бесхозным и он был единственным, кто за последние 15 лет обрабатывал участок. Я спросил его, а сколько он готов дать судье, чтобы тот решил дело в его пользу? Евгений Максимович возмутился, почему это он должен давать взятку, если суд должен решать всё по Закону, а закон на его стороне. Да, по Закону Держава должна была помогать ему. Да, по Закону сельский голова должен был сам предложить ему участок для плодорассадника, а не отказывать, как «чужаку».
Летом прошлого года я заезжал к нему. Ехал к друзьям в Чернигов, вот и взял у него пару кустиков гуми и безшиповой ежевики. Теперь это, пожалуй, единственное гуми и безшиповая ежевика, которые остались от плодорассадника Галатовича.
В августе к нему приехал родственник десятая вода на киселе того деда с судебным исполнителем и милиционерами и выкинули всё имущество Галатовича на телегу, разрешив взять те саженцы, которые успеет за день.( см. фото №3 и №4) Правда, http://i061.radikal.ru/1007/32/a260794988aa.jpg http://s49.radikal.ru/i125/1007/c1/f0060866aaec.jpg судебный исполнитель сказал, что осенью Галатович может назначить день и тогда в его присутствии сможет выкопать ещё несколько саженцев. Я об этом писал в прошлом году в статьях «Мерзкое лицо новой власти «, «Власть мародёров» и «Сады – топливо для мангалов». Начиная с «2000» и заканчивая «Наш Техас»…
Но вы ведь знаете «Свободу слова» по - украински. Можно критиковать кого угодно. От дворника до самого Президента. Только толку от той критики. Прочитают и забудут. Никакой ответной реакции…
Вообще-то реакция была. Но читателей, а не властей. На мой почтовый ящик приходили многочисленные письма из США, Израиля, Урала и Алтая с просьбой помочь связаться с Галатовичем. Бизнесмены приглашали его к себе, гарантировали условия для успешной работы. Да только Галатович с его мизерной пенсией и до Львова не всегда имеет возможность доехать, а тут нужны средства на поездку за рубеж, на оформление зарубежного паспорта. Конечно, писавшие гарантировали компенсацию всех расходов. Но в нынешней Украине основная часть расходов приходится на взятки, а их не компенсируют. В ноябре прошлого года я записался на приём к своей старой симпатии http://s42.radikal.ru/i096/1007/85/c03d40df6ab0.jpg экс-главе Львовской городской «Батькивщины» Милечке Подляшецкой( фото №5). В 2005 нас исключили из партии. Её за то, что во время похорон отца не явилась на заседание партбюро. Меня – за статьи об этом и вообще о том, что сотворил с ЛОО «Батькивщина» её глава Иван Денькович («Бизнес-партия с улицы паранонормальных явлений» и «Подготовка войны с Ющенко»в 2000). Именно после этого хамского исключения её сделали зав.орг.отделом областной администрации…
Она тут же позвонила главе местной районной администрации и уже в декабре месяце возле его кабинета собралась группа поддержки Галатовича с заявлениями о выделении земельных участков для ведения фермерского хозяйства. Был среди них и я. Конечно, мне, как и большинству из группы, та земля и даром не нужна. Просто Милечка объяснила, что для того, чтобы то выделение земли не могли оспорить, нужно провести конкурс. Желательно, чтобы, кроме Галатовича заявления подало ещё пара человек. Набралось нас не пара, а семёро http://s002.radikal.ru/i199/1007/41/d72db845966a.jpg (фото №6), в результате Галатович получил ту землю под ведение фермерского хозяйства. Посадки можно вести с весны по позднюю осень. Так что зиму Галатович потратил на создание и регистрацию своей международной Академии ягодоводства…
В начале июня он позвонил мне и попросил приехать, сфотографировать первый урожай смородины. Напоминаю, стандартная смородина даёт урожай на 2-3 год после посадки и созревают ягоды в июле, а не начале июня. К сожалению Львовом пронеслись бури. Одна, затем другая и я смог поехать к нему только в конце июня, когда закончились дожди и он позвонил, что уже можно добраться к нему по тропинке от шоссе...
Не скажу, что к нему легко добираться. Маршрутка к шоссе, от которого идёт тропинка к его хутору, ходит в 950;1300 и 1630..На утреннюю не влез, еле смог втрамбоваться в обеденную. Он меня ждал в нескольких километрах от села Лановцы. Еле выбрался из набитого битком автобуса и пошли с ним по следу чьей-то машины в густой, выше пояса траве. Проходим холмы, заросшие чертополохом и кустами. Наконец через час видна черепичная крыша его дома. Под самым его домом с холма возник новообразованный овражек – промыло потоком воды в прошлую бурю. Я даже не стал фотографировать его коронные траншеи, вырытые под смородину. Потоки воды превратили их в что-то непонятное. Так что его технологию раскрою словами. Главное для получения ранней высокоурожайной смородины- выбрать черенки. Он ещё летом помечает кусты, на которых созревают пышно и раньше всех крупные ягоды и помечет их. А осенью срезает черенки. У него свой секрет. Эти черенки вдвое длиннее стандартных. Хотя над землёй и останется всего 3 почки, но зато большее количество почек под землёй разовьются в мощную корневую систему. Второй секрет в подготовке почвы. Сейчас у нас практически нет перегноя, так как скот успешно вырезали. Ещё во времена Древнеримского Колумеллы применяли зелёные удобрения – рапс, масличную редьку. Сейчас и нас агитируют садить рапс. Но вся беда в том, что его садят не в качестве зелёного удобрения, а на семена. Галатович предпочитает масличную редьку, корни которой очень хорошо разрыхляют почву а сама она прорастает раньше сорняков и подавляет их.. Он роет в полодорассаднике траншеи размером 50х50 и заполняет их в мае свежескошенной травой, которую сверху посыпает землёй, для того, чтобы она перегнила к осени. Это место для пересадки годичных кустиков. (пересаженные осенью годичные кустики.фото 7 http://s001.radikal.ru/i194/1007/92/5c18885b4805.jpg ).А для черенков он траву зарывает всего на 5-10 см, а осенью очень тщательно перекапывает, чтобы почва стала очень рыхлой. И в эту сверхрыхлую почву втыкает под углом черенки. Через год эти черенки уже дают урожай. http://s50.radikal.ru/i130/1007/d4/a3c00abcb55a.jpg (см.фото8). Осенью у кустов с частично оборванными цветами вырастает прекрасная крона( фото 9). http://s15.radikal.ru/i188/1007/98/eed11339390b.jpg Вот эти однолетние кустики он и пересаживает в свои траншеи. И опять его ноу-хау. Все учёные мужи пишут, что глубина лунки должна быть на 2-3 см ниже, чем у исходного куста. У Галатовича она на 30 см ниже. Результат вы видите сами. На фото кустики, пересаженные в прошлом году( фото7, 10 и 11)). http://s44.radikal.ru/i105/1007/bd/d35293a46358.jpg
http://s08.radikal.ru/i181/1007/5d/808db92b0d62.jpg
Я даже не зашёл в дом к Галатовичу, чем страшно обидел его жену. Сфотографировал и сразу помчались с ним назад к дороге. Где-то за километр увидели прошедший автобус и Евгений Максимович сказал, что ему всё равно нужно в Бибирку за хлебом, так что пойдём дорогою пешком. Дошли через полтора часа. За это время мимо нас проехала только одна машина…
Утром я пошёл на соседний Сиховский базар. Увидел и купил у какой-то бабки литровую банку гуми http://i068.radikal.ru/1007/3d/d06f6217356f.jpg по смешной цене – 6 гр( фото 12). Бабка считала, что это неудачный кизил. Спрашиваю её, знает ли она, кто вывел эту ягоду на Львовщине. Не имеет понятия. Галатовиче и не слышала. Спрашиваю, а где её участок. Говорит в Сокольниках…
Звоню и рассказываю об этом Галатовичу. Думал, он разозлится. А он обрадовался. Говорит – неважно, что никто не знает того, что он автор этих культур. Главное, что его культуры завоёвывают Львовщину!
Слушал я его, а в голове роились горькие мысли. Во всех странах поддерживают фермеров, дотируют их работу. Галатович не просто фермер. Он – гениальный селекционер. Но ему уже 74 года. Ещё одного выселения он просто не выдержит. Но ведь ему так и не дали узаконить ни фермерское хозяйство, ни плодорассадник. За составление проекта потребовали неподъёмную сумму. Оказался он в замкнутом кругу. Чтобы узаконить выращенные сорта нужно зарегистрировать плодорассадник. Без этого саженцы нельзя реализовывать. Для того, чтобы зарегистрировать – требуют деньги, которые он может получить только реализуя узаконенную продукцию. Да и с тем домом на хуторе тоже самое. Он пока платит хозяйке квартплату размером в пенсию жены. Но через 2 года он должен купить хозяйке квартиру во Львове, а она в обмен уступит дом. Но где он возьмёт $50000(средняя цена двухкомнатной квартиры во Львове)? Вон материал его плодорассадника в Стрелках стоит миллионы. А быдло, отсудившее его у Галатовича, использует те драгоценные саженцы, как топливо для мангалов, чтобы похвастаться перед такими же как он…
Его ягоды нужны Государству. Людям. Но чиновникам этого Государства он не нужен. Он не живёт, а выживает, а они его выживают. Может уже настала пора Государству Украина сократить своё чиновничье поголовье?
Несколько лет назад я был там, где проходило мое раннее детсво. В лесничестве возле села Гущинцы Калиновского района на Винничине. Вот что осталось от того лесничества и всего, http://s09.radikal.ru/i182/1007/d7/168387fa1d99.jpg посаженного моим дедом(фото 13).Дадим умереть делу Галатовича, такое же будет на месте наших сёл…
К.т.н.Владимир Сиротенко(Вербицкий)
Правнук автора «Ще не вмерлы Украины»
Что случилось с ягодами?
Они засохли или не выросли? Или что?
Создаёте тему, так давайте информацию.
Ничего не случилось.
Их вырубил новый владелец участка!
На фотографиях ягоды и кусты, выросшие с прошлогодних черенков. Галатович разработал технологию, по которой урожай уже можно без потерь для роста, собирать на следующий год после посадки.
Но раньше у него было больше сотни различных ягод, а сейчас меньше 10. Я писал об этом и в наш МинАПК, и во все газеты - как горохом об стенку!
Файлы:
_odnoletniy_kust.jpg
z_2.jpg
Так а чем форум то помочь может? Вы бы как то поконкретнее.