Peak Oil пройден?
Кто что думает об этом, может есть еще интересные статьи на эту тему?
В последнее время обнаруживается много сторонников идеи Кошастого, Паршева о ресурсном кризисе:
1)
http://ecocrisis.wordpress.com/economia/peakoil/
перевод статьи
ПИК НЕФТИ: жизнь после нефтяного краха
Мэтт Савинар
____________________________________________________________________________________
***
Дорогой читатель,
Цивилизации, какой мы ее знаем, скоро придет конец. Это не бредовое воззвание апокалиптических фанатиков, секты библейского Армагеддона или поборников теории заговора, a, напротив, научное заключение самых высокооплачиваемых и самых уважаемых геологов, [1] физиков, [2] банкиров [3] и инвесторов [4] мира. Все они — рационально мыслящие профессионалы и консервативно настроенные люди, которых безгранично ужасает феномен, известный как мировой пик нефти.
«Разве нефть уже заканчивается? Я думал ее хватит еще лет на 40?»
***
«Если это правда, то почему цены на нефть снизились?»
Короткий ответ таков: пик добычи нефти наступил в конце 2005-го, [53] хотя продолжался бурный рост спроса. Вследствие этого, цены выросли почти на 400% всего за три года. К июлю 2008-го американская экономика не выдержала и начала прогибаться под сокрушительной тяжестью подскочивших цен на энергоносители и потребительские товары. По мере роста цен на продукты питания и топливо, все больше и больше людей, в частности из «субстандартной» категории, (имеется в виду категория ипотечного кредита, т.н. «subprime mortgage» — прим. переводчика) не могли больше выплачивать ипотечные взносы, и финансовая система начала рушиться.
***
Отчет, подготовленный в марте 2005-го года для Министерства энергетики США, подтвердил мрачные предостережения инвестиционно-банковских кругов. В этом отчете, озаглавленном «Смягчение эффекта пика мировой нефтедобычи», сообщается:
«Сложности, ассоциируемые с пиком мировой нефтедобычи, не будут временными. После «энергетического кризиса» практический опыт будет относительно слабо применим как руководство к действию. Проблема пика нефти заслуживает немедленного, серьезного внимания, если мы хотим понимать риски и начать их смягчение. Человечество никогда еще не сталкивалось с чем-либо подобным. Без комплекса смягчающих мер, принятых более чем за десятилетие до этого события, проблема станет всепроникающей, и она не будет временной. Прошлые переходные периоды в энергетике являлись постепенными и эволюционным. Пик нефти будет резким и революционным.» [67]
***
Если вы спрашивали себя, почему администрация Буша тратила деньги, сокращая социальные программы и развязывая войны, как будто завтра уже не наступит, теперь вам известен ответ: с ее точки зрения оно и не наступит.
В 2003-м году канал BBC отснял относительно аполитичную документальную трилогию под названием «Война за нефть» [68] о роли, которую осведомленность администрации Буша о пике нефти сыграла в принятии решения вторгнуться в Ирак и оккупировать его. Как разъясняет этот фильм, конфиденциально, войну в Ираке считают «борьбой за выживание.» В подлинно макиавеллевском мире это, вероятно, правильное рассуждение.
Насколько мне известно, ранчо Буша в Кроуфорде полностью независимо от внешней электросети начиная с 2002-го года. Оно оборудовано новейшими системами энергосбережения и альтернативного энергоснабжения. Его описывают как «дом мечты для защитника окружающей среды.» [69] Тот факт, что человек, настолько вовлеченный в нефтяную отрасль, приобрел такой дом, должен вам что-то говорить.
Подобным образом, личные инвестиции Дика Чейни свидетельствуют о том, что он (или, правильнее будет сказать, тот, кто управляет его капиталом) ждет экономического коллапса.
Ни Буш ни Чейни (как, на самом деле, и любая администрация) не могут быть честны с американцами относительно серьезности того, что происходит. Если бы они были честны со своей страной, половина нации, вероятно, отказалась бы им верить, а другая половина была бы, вероятно, в панике.
***
___________________________________________________________________________________
что особенно необычно- количество использованных источников для статьи:
первая часть - 131
вторая часть - 93
2)
размышления старого американского еврея, эмигрировавшего из СССР Arthur Kalmeyer (art_of_arts)
http://art-of-arts.livejournal.com/199819.html
3)ЖЖ Вадима Викторова,Посвящен проблемам энергии...
http://vvictorov.blogspot.com/search/label/Пик%20добычи%20нефти
Доклад Бундесвера о пике добыче нефти
Перевод главы 2.2 (с немецкого на английский Рик Монро и затем с
английского на русский Вадим Викторов)
В этой главе рассматривается каналы, по которым будет передаваться ударная волна созданная взрывом цен на нефть. Нефть часто называют кровью экономики. Нефть жизненно необходима для функционирования глобальной экономики, также как кровь дл необходима человеческому телу. Потеря нескольких процентов крови создает трудности для человеческого организма, дальнейшая потеря крови ведет к шоку и смерти.
Краткосрочный прогноз - боль
На ранней стадии кризиса, дефицит нефти может создать проблему для мировой экономики, но проблему которую можно решить. На первых порах мировая экономика будет сжиматься пропорционально снижению добычи нефти в мире. Результатом будут рецессии, рост цен, снижение продаж, рост безработицы и для некоторых граждан - голод.
Эти обстоятельства окажут серьезное воздействие на бюджеты правительств. Доходы бюджета резко упадут, а расходы согласно требованиям граждан надо будет наращивать. Резко возрастут социальные расходы. Потребуется решать вопросы продовольственной безопасности и искать решение проблемы энергетического кризиса.
Однако аналитики предупреждают что сжатие не будет линейным бесконечно. Экономика функционирует лишь в узком диапазоне относительной стабильности, и хотя экономика может пережить повторяющиеся кризисы и иногда шок, дефицит энергии может подтолкнуть экономику к краю пропасти. Перегруженные экономические системы могут внезапно оказаться за пределами стабильной и безопасной зоны, вне которой вся экономическая система может начать реагировать на кризис хаотично. Принимая во внимание производственные связи глобализированной мировой экономики, можно представить себе серию цепных реакций которые в состоянии разрушить всю мировую экономическую систему.
Среднесрочный прогноз - крах
Этот диагноз аналитики бундесвера ставят мировой экономике во второй части их сценария. Дословно “в среднесрочной перспективе, глобальная мировая экономическая система и все рыночные экономики потерпят крах”.
Это шокирующее заявление, которое аналитики обосновывают объяснениями и причин и потенциальных последствий краха. Они указывают на важность определенных социально-психологических факторов, таких как информированность и вера. Как только люди поймут, что энергетический кризис и сжатие экономики долгосрочное явление, или даже новая реальность, они потеряют веру в рынки, валюты, финансовые институты, в способность правительств поддерживать экономический и социальный порядок.
Серия взаимосвязанных потенциальных результатов потери этой веры произойдут:
Крах банковской системы, финансовых и других рынков.
Потеря веры в валюту
Крах производственных цепочек
Крах денежных систем и международных производственных цепочек
Невероятный рост безработицы во всех странах
Банкротство государства
Крах инфраструктуры
Голод
Авторы также предупреждают:
Приведенная выше цепочка событий показывает, что поставки энергии для экономики должны быть обеспечены в достаточных количествах чтобы обеспечить экономический рост. Сжимающаяся экономика создает чрезвычайно нестабильную и опасную ситуацию, которая может привести к разрушению системы.
Этот страшный сценарий является продуктом команды военных аналитиков высочайшей репутации представляющих одну из наиболее продвинутых стран планеты.
Более того, этот документ был одобрен высшим руководством армии, что придает ему еще больше значимости.
Важность информирования общественности
Доклад Бундесвера особенно важен для изучения военными аналитиками, работниками МЧС, политиками и гражданскими лидерами. Ученые и общественность также должны быть проинформированы, так как адаптация к энергетическому кризису потребует поддержки населения. Журналисты и СМИ необычайно важны для правильного освещения проблемы.
Особенно общественность должна понять, что пик добычи нефти создает серьезнейшие проблемы не когда “нефть закончилась”, а когда мы достигли максимума добычи и только, только началось ее снижение.
Опасность состоит в том, что мир добывает сегодня больше нефти, чем когда либо и это может оказаться трудным убедить людей в том, что они перед лицом проблемы беспрецендентного масштаба и сложности, для которой нет решения.
Информированность и проблема и решение. Когда население осознает опасность, возможны паника и конфликты. Также имеется потенциал для беспрецедентной кооперации.
В любом случае, грядущая проблема не имеет прецендентов. Как говорил Кинг Хубберт (открывший миру пик добычи нефти) мы перед лицом “кризиса в эволюции человеческого общества. Кризис уникален и для людей и для геологии, он никогда не случался раньше и никогда не случится в будущем. Нефть можно добыть лишь один раз”.
http://vvictorov.blogspot.com/2010/11/blog-post_2683.html
"Новость кочует из одного издания в другое - мир достиг пика добычи нефти в 2006м сообщило МЭА. Возникает резонный вопрос - какого черта нам сообщают об этой важной новости пять лет спустя и то после того как в адрес IAE сыпались (и с этого блога) обвинения в неправильной бухгалтерии...."
http://www.corpbiotech.ru/press/articles/document145.phtml
Быстрее, чем запасы нефти, падает лишь доверие к нефтяным прогнозам
The Guardian, 18.11.09
Не знаю, когда мировые запасы нефти начнут истощаться. Но могу назвать другой «ресурс», который уж точно исчерпывается стремительными темпами — доверие к органу, призванному эти запасы оценивать. На прошлой неделе двое «разоблачителей» из Международного энергетического агентства подняли тревогу: эта организация намеренно завышала свои оценки общемировых нефтяных ресурсов, чтобы не спровоцировать панику на рынках. Еще через три дня в статье, опубликованной учеными из Уппсальского университета в Швеции, были приведены доказательства того, что прогнозы МЭА неверны по определению, поскольку исходят из нереальных объемов добычи. Оценки ситуации с общемировыми запасами нефти, составляемые Агентством, начинают выглядеть не более надежными, чем утешительные заявления Алана Гринспена (Alan Greenspan) о «состоянии здоровья» финансовых рынков.
Если «разоблачителям» можно верить, то нам пора принимать меры. Иначе мы не успеем заменить «черное золото» другим топливом, резкое сокращение нефтедобычи застанет нас врасплох, и мировая экономика рухнет. Впрочем, куда сильнее, чем заявления «разоблачителей», меня напугало то, что я на прошлой неделе услышал от одного фермера из Пемброка.
Вин Эванс (Wyn Evans), владелец многоотраслевой фермы площадью в 170 акров, пытается сократить зависимость своего хозяйства от ископаемого топлива еще с 1977 г. Он установил анаэробный биореактор, ветряной двигатель, солнечные батареи и тепловой насос, использующий температуру грунта. Везде, где возможно, он попытался заменить дизельные двигатели электромоторами. Полужидкие удобрения он вносит не с помощью трактора, а перекачивает насосом на поля из биореактора. Он установил электрическую систему орошения и оборудование для сушки сена в закрытом помещении, с тем, чтобы переворачивать его на поле не больше одного раза. Одним словом, Эванс везде старается хоть немного, но снизить потребление дизельного топлива, однако в результате всех этих ухищрений оно сократилось лишь на 25%.
По данным агробиологов из Корнеллского университета для возделывания одного гектара посевов кукурузы необходимо 40 литров бензина и 75 литров мазута. Невероятная производительность труда в современном сельском хозяйстве достигнута ценою нефтяной зависимости. Если фермеры не снизят потребление топлива, нефтяной «шок» станет перманентным, и многим жителям планеты продукты питания будут просто не по карману. Любое ответственное правительство уже должно было бы задаться вопросом: сколько времени у нас осталось?
Однако руководство большинства стран мира передоверяет эту заботу Международному энергетическому агентству. Я уже два года пытаюсь привлечь внимание к тому, что британское правительство не хочет разрабатывать каких-либо планов на тот случай, если «пик» нефтедобычи будет пройден к 2020 г., и начинаю казаться себе «городским сумасшедшим». Может быть так и есть, но что это меняет? В новом «Мировом энергетическом прогнозе», обнародованном МЭА на прошлой неделе, отмечается, что с 2008 по 2030 г. мировой спрос на нефть должен увеличиться с 85 миллионов баррелей в сутки до 105 миллионов. Добыча нефти к тому же моменту увеличится до 103 миллионов баррелей, а дефицит восполнит биотопливо. Одним словом, раз нам нужна нефть, она откуда-то появится.
Агентство, правда, оговаривается, что к концу рассматриваемого периода нефтедобыча скорее всего «достигнет плато» (перестанет расти), но в прогнозе нет и намека на куда более серьезное предупреждение, прозвучавшее из уст главного экономиста МЭА в прошлом году, когда я брал у него интервью: «Мы по-прежнему ожидаем, что «плато» будет достигнуто примерно к 2020 г. . . Думаю, время работает против нас». Почти каждый год МЭА вынуждено пересматривать свои прогнозы общемировой суточной добычи нефти в 2030 г. в сторону понижения: оценка, сделанная в 2004 г., составляла 123 миллиона баррелей, в 2005 г. — 120 миллионов, в 2007 г. — 116 миллионов, в 2008 г. — 106 миллионов, и в нынешнем году — 103 миллиона. Однако, по словам одного из «разоблачителей», «даже последний прогноз неоправданно завышен, и Международному энергетическому агентству об этом известно».
В докладе ученых из Уппсалы — он опубликован в журнале Energy Policy — высказывается предположение, что суточная нефтедобыча в 2030 г. составит 76 миллионов баррелей. Проанализировав цифры, представленные МЭА, авторы приходят к выводу, что для соответствия этому прогнозу все новые и еще не открытые на сегодняшний день месторождения должны осваиваться «невиданными в истории» темпами. Но поскольку многие из них находятся в районах с неблагоприятными климатическими и политическими условиями, а свободных капиталов для инвестиций явно недостаточно, на практике такие темпы добычи невозможны. Проанализировав ситуацию с существующими месторождениями, вероятность открытия новых, и отдачу от использования инновационных добывающих технологий, шведские ученые резюмируют: «возможно, мировая нефтедобыча достигает пика именно в наши дни».
Может быть, они ошибаются? Кто знает! В октябре британский Центр энергетических исследований подготовил подробный обзор всех имеющихся данных о мировом предложении нефти. Авторы установили, что момент, когда пик добычи будет пройден, зависит не от объема ресурсов, а от уровня их эксплуатации. Чтобы существенно изменить ситуацию, вновь открытые месторождения должны быть невероятно обширны: даже если по объему они будут эквивалентны всем запасам, обнаруженным на территории США, это отсрочит пик лишь на четыре года. Поскольку высшая точка в сфере обнаружения новых месторождений была пройдена еще в 1960−х гг., надеяться на такую «находку» особенно не приходится.
Пиковое значение нефтедобычи в том или ином регионе достигается, когда извлечена треть имеющихся запасов: после этого добывать оставшуюся нефть становится труднее, и объем добычи падает. Поэтому высказанное в последнем прогнозе МЭА предположение о том, что добыча будет оставаться на прежнем уровне, когда общемировые запасы «к 2030 г. сократятся примерно наполовину», выглядит необоснованным. В обзоре Центра энергетических исследований отмечается: только для того, чтобы поддерживать предложение нефти на нынешнем уровне, «к 2030 г. придется заменить более двух третей имеющихся на сегодняшний день производственных мощностей. . . Это, по самой оптимистической оценке, крайне трудная задача». Существует, подчеркивают авторы обзора, «серьезный риск того, что пик нефтедобычи из традиционных источников будет пройден еще до 2020 г.». Впрочем, нетрадиционные методы добычи нас тоже не спасут — даже ускоренная программа по освоению канадских нефтеносных песков даст к 2030 г. лишь пять дополнительных миллионов баррелей в сутки.
Как явствует из доклада, подготовленного по поручению Министерства энергетики США, даже при осуществлении чрезвычайной программы по замещению имеющихся источников снабжения энергоносителями и добывающего оборудования ощутимые результаты проявятся лишь через 20 лет. Возможно, что бы ни предпринимали, мировая экономика уже обречена. Можно, однако, попытаться спасти хотя бы сельское хозяйство. Здесь есть два возможных варианта: массовая замена сельхозоборудования или разработка новых технологий землепользования, требующих меньших трудо- и энергозатрат.
Так, не существует очевидных препятствий для массового производства тракторов и комбайнов с электродвигателями: значительный вес батарей и большой крутящий момент на низких скоростях для трактора — только преимущества. Что же касается «натурального растениеводства» и других систем «перманентного сельского хозяйства», то перейти на них будет труднее, особенно в выращивании зерновых культур, но угроза — пусть и незаметная — настолько серьезна, что ничего исключать нельзя.
Задача прокормить 7−8 миллиардов человек в условиях сокращения нефтяных запасов выглядит пугающе сложной. Но выполнить ее будет еще труднее, если правительства стран мира будут и дальше делать вид, что этого не произойдет.
Когда закончится нефть. Ю.Шевчук
(ненормативная лексика)
хулиганство, но в тему
http://youtu.be/pJtROAMO6Qc
//не получилось вставить клип, черт его знает, вставка кода ютуба ничего не дает: