22 апреля в автокатастрофе погиб мой муж, Анатолий Иноземцев.
Давайте вспомним и помянем, нет слов своих...Кто знал...., а кто не знал нашла старые статьи в газетах... Вечная память и пусть земля ему будет пухом.
Газета «Бизнес» Издательского дома «Секрет фирмы», № 61 (80) от 2005г.
статья: «Бег Иноземцева»
автор: Владимир Шухмин
фотограф: Евгений Дудин
Заниматься в России лошадьми можно только
имея деньги с чего-то еще, например с сена…
Анатолию Иноземцеву не очень нравится слово «бизнес». И, действительно, применительно к его хозяйству больше подходит «дело». Так вот, дело Иноземцева живет. Уже 15 лет. Не то чтобы очень побеждает, но и не загнулось, как многие другие фермы горбачевского призыва.
Глубинка
Фермерское хозяйство «Паллада» далеко. Так далеко, что в 20 шагах от заасфальтированного Иноземцевым проселка сидела на поле лиса и со скукой глядела на редакционный «Опель». Впрочем, «заасфальтированный» -- это по снежному времени гипербола. Два дня до нашего приезда Иноземцев с подсобными рабочими разгребал заносы. Разгреб. А ночью сам успел сгонять в Москву (четыре часа туда, четыре обратно) и опередил нас. Вышел Анатолий побрившимся, надев для порядка ковбойскую шляпу: иронический имидж. Тем временем Аня, ветеринарный врач, главный эксперт по вопросам коневодства и в целом хозяйка, кормила нас с дороги.
На вопрос, почему так далеко забрались, Иноземцев ответил историей.
В 1988-м он, геолог с почти 20-летним стажем, наткнулся на объявление в «Комсомолке» о телеконкурсе:
-- Тогда еще слово «фермер» вслух не произносили, поэтому конкурс назывался «Арендатор-89». Победителям государство гарантировало построить фермерские хозяйства. Идея была заманчивая, почему не попробовать? Чем я рискую? Отправил туда анкету, и позвонили с ТВ. Я так понимаю, больше всего их заинтересовало, что у меня уже были лошади.
Москвич Иноземцев, вопреки советским законам, держал двух лошадей в подмосковном колхозе. (Первый раз на коня пятилетнего Анатолия посадил еще дед-кавалерист.) Теленачальство, обрадованное фамильной страстью, отобрало его в числе 20 человек для конкурса. Победителям действительно выделили деньги, только землю велели искать самим. Анатолий выбрал место под Кимрами. Сначала предложили 500 гектаров земли, недалеко от райцентра. Но восстал трудовой коллектив совхоза: если арендатор хочет поднимать сельское хозяйство, пусть и едет в глубинку.
-- А еще был «Взгляд». Наезжал -- и этого тогда боялись.
Вот и сельские власти испугались теленаезда: но мы же ему не отказали, сейчас найдем землю.
И нашли. Самый дальний угол района.
-- Приехали мы со съемочной группой 28 декабря. Естественно, не проехать -- машину бросили. Я пошел через ручей, оператор, который был рядом, вместе с камерой в ручей рухнул -- мат стоит, а все записывается. Я вышел на реку Медведицу и тоже под снег провалился. Ну, думаю, это судьба.
Полный Висконсин
Новоиспеченный фермер землю знал. Только в силу профессии с очень глубинной точки зрения.
-- Честно говоря, когда я сюда приехал, я не имел ни малейшего представления о сельском хозяйстве. Наверное, мой геологический опыт помог. Мне всегда нравилось такие нерешаемые проблемы решать.
Приехали на голое поле. Поставили палатки, там и жили года два, зимой снимая дом у дачников. А за 1990-й надо было успеть потратить отпущенный кредит, около 750 тысяч. Без проекта финансирование не могло открыться, и в итоге Иноземцев сам провел топографическую съемку.
-- И вот 31 декабря денежки тю-тю.
Через два года с трудом удалось выцарапать из бюджетного остатка средства на дорогу. Остальное -- электролинию, телефон -- делал на свои.
Иноземцев изначально понимал, что одними лошадьми не проживешь. Поэтому сразу купил скотину, в первый год продал двух бычков и успел приобрести трактор.
-- Сейчас за такой нужно, наверное, стадо. Голов 50, точно.
Коровы стали телиться, появилось молоко, но девать его было некуда: в Тверской губернии сбывать бессмысленно, до Москвы везти -- история. Затеяли маленький сырзаводик. Не получалось с рогатым скотом -- закупили свиней мясной американской породы дюрок. А в 1995-м Иноземцева пригласили съездить на родину дюрока -- поизучать маркетинг молочной продукции. Ездил в компании директоров крупных сырзаводов.
-- Американцы просто не понимали наших вопросов: а во сколько вам канализация обходится?
Впечатления от поездки были сложные.
-- В Калифорнии сельское хозяйство -- это бизнес, а, скажем, в штате Висконсин уже не бизнес. В Калифорнии мы были в гостях у фермера. У него 40 тысяч акров земли (акр -- 4,047 кв. м.-- «Бизнес»), 20 тысяч голов только молочного стада, пять сырзаводов. Там нет пастбищ, потому что земля страшно дорогая, пасти на ней скотину безумие. А в Висконсине стандартная ферма, только 50 голов. Едешь вдоль трассы, везде For sale.
Иноземцев продавать «Палладу» не собирался, напротив, в -м рапортовал в одном интервью, что все здорово: стадо выросло до 35 голов.
-- -й -- вы помните, что за год, а -й -- единственный год после обвала, когда сельское хозяйство вдруг стало рентабельным. Монополии не успели так быстро среагировать… Примерно год все это казалось действительно выгодным. Я думал, что я еще года три смогу что-то зарабатывать и развивать коневодство.
Однако уже в -м стало ясно, что мясомолочный бизнес -- это полный Висконсин. Убытки, которые 10 лет компенсировались продажей молока, стали космическими.
-- Заниматься этим дальше было просто мазохизмом.
Иноземцев вернулся к своей мечте -- лошадям.
По коням! И по сену
-- В начале 1990-х лошади вообще ничего не стоили. Я нахрапом купил двух тракененских кобыл на Кировском заводе. А то, что их кормить нужно, содержать, что, если хочешь ценный материал получать, в них надо денег прорву вкладывать,-- этого я не понимал. Думал, сразу по 30 тысяч баксов будут улетать… И много таких было, у кого потом все лошади пошли на мясокомбинат.
Тракененская порода, на которую сделал ставку Иноземцев, была выведена в Пруссии. Лошади сильные и уравновешенные. Однако вскоре выяснилось, что на рынке нового коннозаводчика не очень-то ждали.
-- Наша первая проба пера -- Германия. В 1994-м году я продаю жеребца за 10 тысяч дойчемарок, а перекупщик тут же при мне перепродает его за 50 тысяч. И улыбается: мол, бизнес, только покупателю не говори.
Сейчас в лучшем случае удается продать две-три лошади в год. Цена составляет коммерческую тайну, но в среднем стоимость тракена -- от $15 тысяч и выше.
-- Прибыль есть?
-- С лошадей, конечно, нет.
«Палладе» приходится жить за счет -- сена.
-- В год это где-то около 300 тонн. В прошлом году возили сено и Ельцину, и Путину. Продали, грубо говоря, на миллион. Лошадей мы, конечно, на миллион в год не продавали…
Сейчас в «Палладе» их около сорока. Содержат своих и чужих. Содержание каждой лошади в год -- $1000. Государственным конным заводам оно обходится в 8 тысяч рублей -- по сведениям, оглашенным ВНИИ коневодства на Третьем съезде коннозаводчиков России. Он прошел недавно, а предыдущий (для справки) -- в 1903-м.
-- Не может быть таких затрат,-- говорит Анатолий.-- Это значит, туда зарплату людям не включают.
В итоге конные заводы продают 90% молодняка ниже себестоимости, а живут за счет 10% -- лошадей суперкласса, чтобы один из десяти все расходы покрывал. Один из 40 иноземцевских -- как раз такой: вороной красавец Хан Батый. Его после нашего разговора вывели для съемки с хозяином. Хан явно знал, что фотогеничен. В Москву Иноземцев как раз и ездил за кобылой для случки с Батыем. Случка тоже стоит денег. Например, во Флориде Иноземцев узнал, как за радость общения с жеребцом суперкласса выложили $100 тысяч. Породистый Хан не продается, на продажу сейчас выставлено 12 лошадей. А вообще-то, по словам Анатолия, заниматься в России лошадьми можно только имея деньги с чего-то еще.
«Паллада» и красный петух
Идея развивать при ферме конноспортивный туризм была у Иноземцева изначально, но инфрастуктура полностью отсутствовала. Были живописные пейзажи, сосновые боры и песчаная почва, подходящая для лошадей (их в «Палладе» практически не куют).
-- Знакомые давно говорили: чего ж ты никак не можешь это дело реализовать, ведь наверняка к тебе поедут, такие места замечательные.
Не было бы счастья… -- в -м у Иноземцева сгорела конюшня.
-- Это был, конечно, удар, там и дойное стадо стояло, сырный цех, амуниция всякая дорогая. Лошадей спасли, коров тоже -- все это в шесть часов утра, слава богу, случилось. Я, наверное, часа два был в шоке. Потом сразу стали все строить по новой.
Мы сидим как раз в гостинице, которую отстроили уже с прицелом на новый вид деятельности. Гостиница надстроена над конюшней, когда заходишь, кажется, что идешь в хлев. Но наверху обшитый деревом коридор, напоминающий интерьер советских экранизаций Агаты Кристи. В баре есть все, вплоть до спутникового TV и икон в красном углу. По виду дорогой охотничий домик. Хотя первый опыт туризма у «Паллады» был жутким:
-- Народ приехал и начал отрываться. На турбазах, как правило, прокатные лошади очень низкого качества, и катаются там не любители лошадей, а любители себя на лошадях. А у нас лошади выезжены идеально, работают на пальчиках. Через три дня у лошадей сбитые холки, порванные губы. Мы посмотрели и решили: не надо нам такого бизнеса.
Тем не менее от туризма в «Палладе» не отказались. Только теперь строго отбирают желающих приехать. 50% туристов -- те, кто ездит уже давно. Для этих 50%, их знакомых и друзей существует сайт фермы. Сайт, к слову, очень грамотный, информативный: благодаря подробному описанию пути мы и нашли «Палладу» в заволжских просторах.
Туристам предлагаются занятия в крытом и выездковом манежах, на конкурном поле, а также прогулки в леса и поля. Однако нынешняя гостиница может вместить максимум 14 человек. Расширяться -- в планах Иноземцева, но пока трудно обслуживать большее количество гостей.
-- А сколько у вас человек работает?
-- Летом около десяти. Это в основном наемные рабочие на сенокос. Зимой -- шестеро, в том числе приходящий на выходные повар, горничная. С персоналом очень серьезная проблема. Если человека взять на работу, значит, надо предоставить жилье, и зарплату он получает вполне приличную по сравнению с местными жителями.
-- Инциденты с местными бывали?
-- Мы сразу создали прецедент,-- грозно усмехнулся Иноземцев.-- При первой разборке я просто топор схватил и начал «убивать». Ну, не убил -- только обухом пару раз… Приехали какие-то. Так, шпана. Но серьезных наездов не было. Для серьезных людей я интереса не представляю.
Когда такое случилось в первый раз, Анатолий позвонил в милицию: «Люди вооружены. Я тоже. Приезжайте».-- «У нас бензина нет».-- «На опознание трупов-то бензин найдете?»
-- Двое суток противостояния, джипы у ворот. Ребята думали, что я просто испугаюсь. А я не испугался. Привезли из Москвы разводящего -- давай решать. Решили.
По совместительству Иноземцев был председателем фермерской ассоциации, его часто спрашивали, как быть, если наезжают.
-- Просто нужно для себя понять: либо ты способен защищать себя, семью, свое имущество, либо не способен. Тогда плати или вообще отказывайся от этого дела.
«Настоящий ковбоец»
У Анатолия трое сыновей. Во время съемок папы на позирующем Хане Батые младший, пятилетний Коля, сказал нам попросту:
-- Я герой.
Иноземцев-старший тоже разговорился и на прощанье рассказал о своих планах:
-- Если сравнивать с тем нулем, который был в 1990-м, много чего сделано. Но до того, что я хотел бы видеть, очень далеко. Вон там (мы смотрим в окно на другую деревню) начали строить вторую гостиницу.
Вид внушительный: кирпичное здание, флигель для обслуживающего персонала.
-- Там будут трехуровневые номера. Люксы. Но по минимуму $300 тысяч надо туда вложить. Да вообще сюда можно вкладывать до бесконечности.
Иноземцеву 50 лет в -м.
-- Хотите все это увидеть еще при жизни?
-- При жизни оно, может, и хотелось бы,-- он задумался.-- Но мы в реальности.
Земля пухом...
Уходит "первая волна". уходит...
В России сначала появились предприниматели,казалось нужно быть сильным и мощным чтобы была такой страна, сейчас создаётся впечатление что стране легче стать мародёром после её помощи предпринимателю. Что это за помощь дадим 500 под 11 через год отдай всё что у тебя есть? А дальше следующий. Вообщето помощь нужна кому сбывать,а не как производить!
Присоединяюсь к словам скроби и соболезнования.
(((((((((((
..................................................................
Светлая память.
Царствие небесное светлое место Анатолию !!!